последний номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Глагол


Пятница,

18 февраля 2011 г.
№ 13

Издается с
10 октября 1991 г.
Глагол

Колыбель вдохновения

   Првый сборник стихов Людмилы Олифировой посвящен родному краю

   Лтом прошлого года в свет вышел первый сборник лирических стихов Людмилы Олифировой, и не где-нибудь, а в родном Миассе, в ООО «Геотур», тиражом в 300 экземпляров. В предисловии к книге я рассказал, что родилась поэтесса на Южном Урале, в Миассе. Здесь же окончила музыкальное училище и начала посещать литературное объединение «Ильменит», которым в ту пору руководил поэт Михаил Петрович Лаптев. В Миассе Людмила проводит все свои отпуска. Сюда влечет ее и родная природа, и родная мама. О них она написала свои лучшие стихи, с которыми, думаю, с интересом познакомитесь и вы, дорогие читатели.

   КГДА автор еще носила девичью фамилию – Катаева, я встречал ее в Миасском литобъединении, куда приезжал на каникулы из Москвы. Но по-настоящему познакомился и с Людмилой Александровной, и с ее творчеством только в 2003 году, и тоже не в Москве, а именно здесь, в Миассе. Тогда мой приезд совпал с приездом Людмилы Олифировой, и оба, не сговариваясь, мы оказались на занятиях «Ильменита», которые вел Николай Иванович Година. Приятно встречаться со старыми друзьями, а тут оказались и наш всеми уважаемый Соломон Аронович Эпштейн, и Александр Горный, и Елена Раннева, и Борис Фридлянский, и Александр Петров, и Марат Шагиев, и Людмила Чиркова, и Владимир Волков. Поэт Валерий Кузнецов даже организовал приглашение местного телевидения. Что тоже внесло особый шарм в эту долгожданную встречу.

   А дня через два мама Людмилы Александровны устроила во Дворце культуры «Прометей» в машгородке, встречу литобъединения «Ильменит» с читателями. Прекрасный получился диалог с аудиторий. Особенно хорошо были приняты песни Людмилы Олифировой в ее собственном исполнении. Потом были посиделки за чаем с пирожками, также приготовленными ее мамой – Тамарой Афанасьевной Катаевой.

   ВЕ наши дела и мысли так или иначе связаны с нашей малой родиной. У одних это доставшаяся от детства деревня, у других какой-то район города, где прошли лучшие годы жизни, а к ним мы обычно и относим детство и юность. У третьих, уехавших далеко от дома, это не район, а уже весь город сделался малой родиной, где еще, слава Богу, живы родители, а также остались школьные друзья и подруги. Через все это нельзя просто так перешагнуть и уйти навсегда. Все это живет в нас, напоминает о себе тогдашнем и задает вопросы: а так ли поступаешь, а что бы сказали тебе по этому поводу твои родители, учителя и давние друзья?

   Лдмила Александровна Олифирова в давние молодые лета оставила Миасс, уехала в Москву учиться, да так и осела в столице. Теперь у нее семья: муж – талантливый ученый, два взрослых сына, прекрасная работа, общественные нагрузки, интересное окружение. Как не порадоваться за землячку, если она в качестве музыкального руководителя детского коллектива выходит на сцену Кремлевского Дворца вместе с празднично одетыми детьми, если она в качестве композитора пишет песни для детей, если она в качестве эксперта сотрудничает в журнале «Музыкальный руководитель» и публикует в нем сценарии музыкальных постановок, если она пишет слова для своих песен, и не только детских. И в Миассе знают не одну ее песню, посвященную городу. Одна даже стала гимном машгородка. Вот и первая книга ее стихов посвящена родному городу.

   Эиграфом к сборнику стало ее двустишие:

   «Я ухожу от бед и суеты

   Вроскошные поэзии сады».

   ООБОЙ любовью у Людмилы Олифировой-Катаевой пользуется ее мама. Тамара Афанасьевна Катаева – женщина хлебосольная, сердечная, чуткая к поэтическому слову. Эта тонкая организация души передалась Людмиле именно от мамы. И дочь ей бесконечно благодарна за такой дар. Немало стихов в книге посвящены маме.

   Ои словно бы перетекают из одной главы в другую, наполняются новыми нюансами, выраженными в интонации, в манере письма. И обобщено это отношение дочери к матери в названии третьей главы книги, которая читается по-детски тепло и нежно: «Мама, ты мой светлый лучик!»

   

   Уальская жемчужина

   Еть жемчужины белее снега,

   Еть жемчужины чернее ночи,

   А вот эта – рыжая, смотрите!

   Дже золотая, если точно.

   

   Нту ей подобной в океане,

   Нт в музеях равной и похожей,

   Ичем старше, тем она бесценней,

   Ичем старше, тем она дороже.

   

   А когда-то малою песчинкой

   Вречке Кулахты она плескалась,

   Рдовалась солнышку, березкам,

   Касоты и силы набиралась.

   

   О родной земли, воды и неба

   Солько она ценного впитала,

   Чо из злата ларинской песчинки

   Злотой жемчужиною стала.

   

   И души ее идет свеченье,

   Нпоенное природным даром,

   Кк же можно ей не восхищаться –

   Ншей несравненною Тамарой!

   

   Млая родина для Людмилы Александровны, словно колыбель вдохновения, хотя бы на месяц в году дает ей передышку от всех хлопот. Постараемся найти в ее книге обаятельную лирическую героиню, которая оптимистична, светла душой, добра к окружающим. От нее исходит свет и теплота, которые сегодня в нашем обществе куда важнее, чем угрюмые мысли о неразрешимых проблемах социума.

   МЕ на разных мероприятиях доводилось видеть Людмилу то за фортепиано, то с гитарой, то с баяном и даже с гармошкой. С любым инструментом она справляется легко и мастерски! Хорошо поет, танцует, легко воспламеняется от жара стихов, от гармонии звуков, от интереса зала к ее незаурядной персоне! И этим настроением умеет воздействовать как на детскую аудиторию, если организовывает театрализованное представление, так и на взрослую, если устраивает свой музыкально-поэтический вечер.

   Могогранность ее таланта, как мне кажется, иногда даже мешает ей сделать окончательный выбор. Наверное, профессиональные музыканты и композиторы хотели бы видеть ее в своих кругах, чтобы она только писала музыку, выступала с концертами за рубежом. А я как поэт хотел бы видеть в ней только поэта. И когда она выносит на обложку книги ко многому обязывающие слова: «Я ухожу от бед и суеты в роскошные поэзии сады», даже начинаю верить в это. Но суета ее не отпускает. Звоню, спрашиваю, что пишешь, есть ли что-то новенькое, чтобы дополнить будущую книгу? А она сетует на совещания, на концерты, на новую музыкальную композицию для детского коллектива, на работу в журнале.

   Вт тебе и поэзии сады! – восклицаю я в недоумении. Невольно развожу руками и понимаю, что она вот такая – неравнодушная к чужим судьбам, проблемам, просьбам. К ней обращаются, чтобы она написала поздравление, спич, музыкальное посвящение. Другой бы давно уже возмутился и ушел в себя. Не зря у Людмилы Александровны есть стихи, в которых она наделила свою лирическую героиню всем спектром собственных настроений:

   

   Пистрастное стихотворение

   Клдовка, – говорят ей вслед,

   Всхищены и ненавидят.

   Нт в ней особенных примет,

   Н тайну каждый в ней увидит.

   

   Оа поет иль говорит,

   Зплачет или рассмеется –

   Пенит собой, заворожит!

   Н, как ей это удается?

   

   Оа проходит сквозь года

   Ине меняется с годами,

   Нповторима, как звезда,

   Нобъяснимая словами.

   

   Ткая в городе одна,

   Дбра, удачлива, любима…

   Вгляните, – вот идет она,

   Квните ей, идущей мимо.

   

   Освоем крае, которым она по-прежнему живет и в мыслях, и в письмах к маме, и в стихах, Олифирова пишет с большой теплотой и любовью. О судьбе этих музыкально-поэтических посвящений она отозвалась еще в одной песне, слова которой я хочу привести:

   Псть музыка останется

   Вразгаре августа поспеют яблоки,

   О зорьки утренней все зарумянятся,

   Яувезу с собой их на кораблике,

   Итолько музыка моя останется.

   

   Лс разоденется в тафту осеннюю,

   Икараван гусей на юг потянется,

   Язаберу с собой эти мгновения,

   Н с вами музыка моя останется.

   

   Рзбередила я вам душу песнями,

   Н разве нужно мне за это каяться.

   Нт, не забудутся деньки чудесные,

   Ис вами музыка моя останется.

   

   Рбина красная земле поклонится,

   Оера чистые вдруг затуманятся,

   Псть ветром парус мой сильней

   наполнится,

   Псть с вами музыка моя останется.

   

   ЕРЕЙСКАЯ поговорка гласит: «Не та красива, что красавица, а та, что любящему нравится». Это говорит о том, что глаза улавливают красоту телесную, а сердце чувствует красоту души. Этой красотой Людмила Олифирова-Катаева наделена в полной мере. Она тонко чувствует природу и все, чем она населена:

   Мя ласточка

   Млая весенняя предвестница,

   Сышу я твой голос серебристый,

   И зимы ведешь меня по лестнице

   Нвесомой теплой и лучистой.

   

   Пикажи! Пусть ветры разгуляются,

   Рзметут февральские дороги,

   Псть весна – незримая красавица –

   Тхой гостьей встанет на пороге.

   

   Уыбнется мне она загадочно,

   Глосом твоим промолвит

   «Здравствуй»,

   Итебе, весенней милой ласточке,

   Яскажу: «Лети в мой дом

   и царствуй»!

   

   Мло кто делал, во всяком случае я никогда не видел посвящений стихов сразу нескольким чужим детишкам. Обычно посвящают стихи взрослым людям: друзьям, любимым женщинам, видным политикам, знаменитым поэтам. А тут просто детям: Марине, Ане, Кате… И это опять же проявление искренней бескорыстной любви к своим чадам, с которыми она работает в своем детском коллективе.

   Цеточные пятнашки

   Жлтоглазые ромашки,

   Будете играть в пятнашки?

   

   Клокольчики, а вы?

   Пкажитесь из травы!

   

   Входите-ка купавки,

   И своей лесной канавки!

   

   Э, красавец Иван-чай!

   Т играешь? Отвечай!

   

   Посыпайся, медуница,

   Сать так долго не годится.

   

   О, сюда идет репей!

   Рзбегайтесь поскорей!

   Сприближением лета Людмила Олифирова-Катаева начинает готовиться к отпуску, который неизменно проводит в родительском доме, где ее всегда ждет мама, где ее обожают и ценят земляки, где есть озеро Тургояк и незабываемые горы, опоясывающие Золотую долину. И пусть эти возвращения домой и в мечтах, и в песнях, и наяву продолжатся для нее как можно дольше.

   


С. КАРАТОВ.



назад

Яндекс.Метрика