последний номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru | ||
Пятница, 28 января 2011 г. № 7 Издается с 10 октября 1991 г. |
Прошли по всему миру… Оних слагали небылицы, ими пугали непослушных детей, их считали заговорщиками и шпионами. На самом деле они такие же жители нашего города, со своими жизнями, полными драматизма Еангельские христиане – кто они? Как попали в наш город? Мы решили поднять неизвестные страницы истории духовной жизни Миасса и рассказать о евангельском движении в нашем городе, которое, кстати сказать, внесло свой вклад в его культурно-историческую жизнь. Ведь эти люди также работали на миасских заводах, строили дома, воспитывали детей и проливали кровь за свою Родину. Пусть кто-то из них не той нации, пусть они по-своему верят в Бога, но вычеркнуть их из истории нашего города было бы несправедливо.
Мжно только гадать Пизнаться честно, при подготовке материала пришлось изрядно попотеть (так как все сведения обрывочны и не систематизированы), перелопатить не только горы литературы, но и разыскать живых участников тех далеких событий, их детей и внуков. Кгда на миасскую землю ступила нога первого евангельского христианина неизвестно, об этом можно только гадать. Так, например, старший научный сотрудник челябинского центра историко-культурного наследия Владимир Боже в разговоре с нами высказал весьма интересное предположение проникновения первых протестантов в южноуральские земли. – Конец 19-го начало 20-го веков связано было с массовым переселением, – рассказывает В. Боже. – Огромное количество людей из перенаселенных центральных губерний, а также Украины устремляются в Сибирь в поисках новых более плодородных земель и лучшей жизни. В Челябинске в 1892–1896 годах был построен один из крупнейших в России переселенческих пунктов, где ежедневно до 20–30 тысяч человек ожидало отправки в Сибирь. И многие из приезжих оставались здесь, рассредоточивались в крае. Среди мигрирующих были семьи (чаще всего это семьи предпринимателей), исповедующие протестантскую веру. Вот таким образом евангельские христиане и попадали к нам. А специальных миссионерских групп здесь не было.
Пичем тут немцы? Ивсе же первое упоминание о миасских протестантах мы нашли в главном городском историческом документе – летописи Миасского завода Петропавловской церкви. Известно, что в 1859 году в Миассе уже проживало 8 лютеран (одно из наиболее старых протестантских течений в христианстве). Вобще же на Южном Урале первые лютеране появились ориентировочно во второй половине 18-го века, когда на рудники и заводы прибыли специалисты рудного дела в основном из немецких земель. Первая евангелическо-лютеранская община официально была утверждена в Златоусте в 1810 году и состояла из немцев и латышей. Поэтому не исключено, что из соседнего города лютеране могли легко попасть и в Миасс. А первые серьезные попытки создать общину в Миассе среди спецпереселенцев (трудармейцев) в 1952–1953 году предпринял лютеранский проповедник Х. Кречмар. Молитвенные собрания проходили на частных квартирах, в них принимало участие до 30 человек. Среди лидеров домашней церкви были рабочие И. Готман и А. Гартман (последняя была осуждена по ст. 58 УК РСФСР за религиозную деятельность). Мжду тем, лютеранские общины в Миассе продолжали существовать вплоть до начала 21-го века. В большинстве своем их представляли репрессированные немцы, в том числе переселенные при Сталине на Урал из европейской части России. Последняя небольшая лютеранская община, состоящая из престарелых людей, прекратила свое существование в 2002 году. Несколько членов церкви, в числе которых и семья пастора Виктора Лаукерт, эмигрировали в Германию. Остальные же в силу своего возраста покинули этот мир.
И Империи в страну Советов Пжалуй, наиболее яркими представителями евангельского движения в Миассе стали христиане-баптисты (конфессия протестантского христианства, вышедшая из среды английских пуритан). В одной из статей семитомной энциклопедии Челябинской области автор М. Сляднев рассказывает, что первые миасские баптистские общины появились еще в конце 19-го – начале 20-го веков. Откуда? Попробуем предположить... Ивестно, что в 1916 году из-за отсутствия необходимых площадей на златоустовском механическом заводе производство напильников решено было перенести в Миасс. Туда же из Риги переправили спецоборудование, купленное царским правительством у английской фирмы «Томас Фирт и сыновья». Не исключено, что вместе с этим оборудованием в Миасс прибыли и латышские специалисты, рабочие, исповедующие баптизм. Кстати, в пользу этого предположения говорят и рассказы пожилых членов общин, которые вспоминают, что когда-то в общине действительно были латыши. С временем евангельские церкви стали расти, их членами становились уже местные жители, обратившиеся к Богу. Советская власть поначалу достаточно лояльно относилась к общинам этого вероисповедания. Однако с наступлением 30-х годов для верующих настало время серьезных испытаний, впрочем, как и для всех остальных конфессий. Различные религиозные организации все чаще стали привлекать к себе внимание со стороны чиновников. Нучный сотрудник миасского краеведческого музея Нина Чухарева в своей статье «Церковь и советская власть в Миассе» пишет: «...Закрыты были духовные центры всех религиозных конфессий, находящихся в Миассе. В архивных документах упоминаются Старообрядческая Покровская часовня (председатель совета Козицин Е. Е.) и Свято-Троицкая община Евангельских христиан баптистов. В 20-е годы прошлого столетия прекратил свое существование и Никольский женский старообрядческий монастырь недалеко от озера Кысыкуль...». С временем советский гнет становился все сильнее и сильнее. По словам очевидцев, например, чтобы совершить обряд водного крещения, верующие втайне собирались на Ильменском озере. Однако бывали случаи, когда бдительные сотрудники КГБ уже поджидали христиан в засаде. Нередки случаи привода служителей в милицию, горисполком, где им «прочищали» мозги, пытаясь запретить веровать. «В основном собирались скрытно, – вспоминала, ушедшая в вечность, пожилая прихожанка Марья Антоновна Хонякина. – Однажды домой пришли с милицией и всех забрали, в том числе и меня. Когда сидела перед кабинетом, ожидая своей очереди на допрос, в душе не было страха. В сердце звучали слова из Библии: «Когда поведут предавать вас, не заботьтесь наперед, что говорить, и не обдумывайте, ибо не вы будете говорить, но Дух Святой». Мои силы еще более укрепились, когда я увидела брата во Христе, выходящего из кабинета КГБ с узелком в руках. Тогда все обошлось благополучно, но некоторых верующих впоследствии все-таки посадили».
Зкрыли из-за гриппа Мразм действительно крепчал. Доходило до того, что верующих, прежде чем крестить (например, молодого человека), обязывали подавать заявление в горисполком, где принималось решение: разрешить или запретить. Последнее случалось чаще. В разъяснении о порядке применения законодательства «О культах» от 26 июля 1961 года говорилось, что церковь не имела права «создавать кассы взаимопомощи и заниматься благотворительной деятельностью; устраивать религиозные шествия; совершать религиозные обряды и церемонии под открытым небом, а также в квартирах и домах верующих; организовывать паломничества к святым местам». Масский краевед Нина Чухарева, ссылаясь на архивные документы, приводит документальный пример гонения на верующих: «Местная власть зорко следила и буквально выслеживала все собрания. 15 марта 1960 года настоятель Миасской православной церкви Завьялов Константин Павлович без спросу устроил сбор верующих в поселке Тургояк на улице К. Маркса в доме № 44. Сюда пришли 70 взрослых и 20 детей. Но на «место происшествия» прибыли представители горисполкома и поссовета и остановили «безобразие». Причем в документе указывается причина «благого действия» органов власти: Скоробогатов и Завьялов могли способствовать распространению среди населения инфекционного заболевания – гриппа». Вгоды войны и послевоенный период немногочисленная баптистская община (до 50 человек) продолжала существовать, несмотря на все запреты и репрессии в отношении служителей церкви. Молитвенные собрания продолжали проводить на квартирах верующих. Одним из первых пасторов баптистской церкви стал Василий Григорьевич Солодянкин. Будучи солдатом еще царской армии, Василий Григорьевич попал на Первую мировую войну. Братаясь с немцами, от них получил в подарок Библию и узнал об истинном Спасителе душ человеческих. После демобилизации жил в Кировской области. В 1932 году с семьей переехал в Миасс. Работая на Мелентьевском прииске, нашел единомышленников, с которыми и начал изучать Библию. В числе тех, кто также стоял у истоков баптизма в Миассе и прошел, как говорится, сквозь огонь и воду – Федор Козловский, Герхард Пеннер, Абрам Левин, Петр Фризен, семьи Кондыбиных, Царыгиных, Обвинцевых, Барецких, Гладковых...
Масс – духовный центр Нконец, пожалуй самым молодым протестантским движением в Миассе стали христиане веры евангельской (или пятидесятники – от названия библейского праздника «Дня Пятидесятницы») – одно из направлений позднего протестантизма. На Южном Урале появление общин пятидесятников относится к 1940–50 годам. Примерно в это же время пятидесятники попадают и в Миасс. Их общины в основном состояли из бывших переселенцев с Западной Украины и трудармейцев. Советские годы также стали серьезным испытанием для верующих. Однако репрессии и уголовные преследования не сломили их духа. С середины 90-х Миасс наравне с Челябинском становится духовным центром пятидесятников, где миссионерскую и внекультовую деятельность до сих пор продолжают вести несколько религиозных организаций. Ивестны и другие протестантские деноминации, действовавшие на территории города, но сведений о них, к сожалению, крайне мало. Н сегодняшний день общее количество евангельских христиан у нас в городе по неофициальным данным более тысячи человек.
Материал подготовил Е. БЫСТРОВ. Фото из архива семей Фризен и Барецких.
|
назад |