последний номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Глагол


Среда,

26 января 2011 г.
№ 6

Издается с
10 октября 1991 г.
Глагол

БУНТАРЬ

   Дже не верится, что уже почти 31 год, как среди нас нет Владимира Высоцкого. 25 января ему исполнилось бы 73

   

   Ме есть, что спеть,

   Педстав перед Всевышним,

   Ме есть,

   Чм оправдаться перед Ним.

   

   Вотличие от некоторых, я не собираюсь утверждать, что дружил с Высоцким, даже не был с ним лично знаком. И все же, и все же, и все же… Всего лишь довелось однажды воочию лицезреть его в роли Гамлета. Впечатлений от игры – на всю оставшуюся жизнь...

   Кнец июля 1980 года. Мне выпала честь служить в столице бывшего Союза. Олимпийские, незабываемые Игры в Москве, когда при их закрытии, от взмывшего в небо олимпийского Мишки, слезы умиления навернулись на глаза не только тех, кто находился в Лужниках, но и кто прильнул к экранам телевизоров. Неужели все закончилось?! А как бы хотелось, чтоб продолжалось!

   Иенно в это время слезы горечи навернулись на глаза и по другому случаю: в расцвете своего творческого пути ушел из жизни поэт и актер Владимир Высоцкий. Российский бунтарь двадцатого века. Случилось это 25 июля. Сколько бы он еще сделал! Возможно, этот мир был для него уже не интересен, пресен, понятен, и он так просто, без тени сожаления распростился с ним. Не секрет, потому что злоупотреблял, снимая стрессы алкоголем и прочими опасными для жизни средствами, не жалел себя физически и психически. А ведь сердце не камень! Очевидно это удел неординарных личностей. Многих, которые также по разным причинам преждевременно покинули эту грешную землю…

   

   Рдился Высоцкий в Москве. Когда началась война, ему было всего три года. Отец был военным связистом. Мать – переводчицей. С 1941 по 1943 год вместе с матерью оказывается в эвакуации на Урале в одном из сел Оренбуржья. Когда стало ясно, что столице ничего не угрожает, Владимир и его мать снова возвращаются в Москву. В 1947 году родители разводятся, Высоцкий оказывается в новой семье отца. А вскоре того отправляют в Германию, по месту службы. Вместе с ним едет и сын. Именно там юный Высоцкий учится играть на фортепьяно. Через два года они возвращаются в Москву и селятся в Большом Каретном переулке. Там появляются его первые песни, которые он поет своим друзьям и знакомым.

   В1953 году Высоцкий оказывается в драмкружке при Доме учителя. Его талант заметил руководитель коллектива актер МХАТа В. Богомолов, который и советует связать свою жизнь с театром. Но по настоянию родственников – «надо иметь

   серьезную надежную профессию для жизни, а театр может быть увлечением для души» – он поступает в Московский инженерно-строительный институт. Но, дотянув до первой сессии, Высоцкий понимает, что «строительство» – это не его и бросает, несмотря ни на что, это учебное заведение. И вскоре становится студентом актерского отделения школы-студии МХАТ им. Немировича-Данченко. Потом оказывается в Московском театре миниатюр. Но всего лишь на два месяца. Попытка стать актером театра «Современник» оказывается неудачной. И тогда он, набравшись храбрости, является, прихватив гитару в театр на Таганке к Юрию Любимому. И вместо одной песни он исполняет их больше десятка. Производит на режиссера впечатление и его принимают в труппу. Этому театру Высоцкий служил верой и правдой всю жизнь до последних дней, снискав славу не только себе, но в немалой степени и театру.

   

   Ткого потока людей, решивших проститься с Высоцким, я не видел ни до того, ни после. Хотя официального сообщения о его кончине нигде не было. Одно лишь короткое над билетной кассой: «Умер актер Владимир Высоцкий». Движение на автодорогах было полностью парализовано. И все к этому явлению относились с пониманием. Народ провожал в последний путь не очередного члена Политбюро КПСС, а своего кумира. По песням Высоцкого можно проследить его жизненный путь. «Меня очень часто спрашивают в письмах, не воевал ли я, не плавал ли, не летал ли, не сидел ли?.. Это все происходит оттого, что почти все мои песни написаны от первого лица: я всегда говорю «я». Это и есть мое отношение, мое рассуждение, мое мнение о предмете, о котором я говорю с людьми. Мне проще влезать в шкуру других людей и из нее уже разговаривать…».

   УВысоцкого не было ни званий, ни регалий, не состоял он и в Союзе писателей – но он был Народный артист и Народный поэт с большой буквы.

   «Слово Высоцкого – это ледоход русского стиха. Как и ледоход нашего общественного сознания. Этот лязг, эти скрежещущие звуки – голос нашего времени», – очень точно сказал литературовед и критик В. Новиков.

   Дже те, кто его запрещали, сами крутили втихаря на своих загородных дачах его записи. Записи, в которых был брошен «камень» и в «огород» этих самых чинуш. Все его песни на удивление смысловые, с глубокими подтекстами не как у многих нынешних авторов – «точка, точка, запятая – вышла рожица кривая…». Фильм «Вертикаль» вошел в историю песней «Если друг оказался вдруг…». Сколько раз главному режиссеру театра на Таганке Юрию Любимому представлялась возможность за «нарушения режима» показать Высоцкому на дверь! Но он этого не делал, прощал. Мастер прекрасно понимал, что творится в этой метущейся творческой душе, и актер компенсировал все сполна очередным выходом на сцену. А на ней он рвал из себя жилы как загнанная лошадь, сгорал от спектакля к спектаклю как факел, повергая зрителя в шок: подобное за пределами человеческих возможностей! Поэтому и билеты на спектакли с его участием были проданы на недели, месяцы вперед. Уже тогда стало ясно – надолго Высоцкого не хватит, даже железного здоровья человек выдохнется, а он не обладал таковым. Не умел он, за что бы ни брался, делать наполовину, абы как.

   

   Н сцене Высоцкий в основном жесткий, даже жестокий. Хотя, почти все его коллеги говорят, что в жизни был очень добрым «рубаха-парень», деньги для него не были самоцелью. Как приходили, так и уходили. Даже жил часто в долг, хоть и немало зарабатывал. Он мог запросто, будто перейти на соседнюю московскую улицу, собраться в одночасье и улететь к Марине Влади в Париж. Удивляешься: когда Высоцкий успевал выучивать тексты ролей и писать песни, коих у него сотни, да еще гастролировать – давать концерты?

   Безусловно, его фишкой стал Глеб Жиглов в «Место встречи изменить нельзя». «Вор должен сидеть в тюрьме» или «А теперь горбатый! Я сказал горбатый!», – народные и афоризматичные. Это классика… Здесь он впервые пытался выступить и в роли режиссера, ставя некоторые сцены телефильма.

   Опусти Всевышний больше, стал бы Высоцкий и не последним режиссером – нет сомнений. Потому что был у него свой, только ему присущий взгляд на мир. Взгляд Творца. Уму непостижимо, как он, человек, не прошедший войны, не нюхавший пороха, мог запросто сотворить такие проникновенные песни, как «На братских могилах не ставят крестов». А от его «Чуть помедленнее кони!» по спине ползут мурашки…

   …На могиле Высоцкого, что на Ваганьковке никогда не увядают цветы. К нему идут и стар, и млад. И нынче мы не только слушаем песни Высоцкого, вслушиваясь в тексты, потому что именно смысл слов был для их автора на первом месте, но и читаем. Анализируем, какое место в литературе занял он. Нет сомнений: творчество Высоцкого, а оно актуально и сегодня, будет еще долго востребовано и изучено потомками.

   

   Воль обрыва, по-над пропастью,по самому по краю

   Яконей своих нагайкою стегаю, погоняю…

   Чо-то воздуха мне мало – ветер пью, туман глотаю, –

   Чю с гибельным восторгом:пропадаю, пропадаю!

   Чть помедленнее, кони, чуть помедленнее!

   В тугую не слушайте плеть!

   Н что-то кони мне достались привередливые –

   Идожить не успел, мне допеть, не успеть…

   


В. ЯКУШЕВ.



назад

Яндекс.Метрика