последний номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Глагол


Пятница,

29 октября 2010 г.
№ 77

Издается с
10 октября 1991 г.
Глагол

На крепком фундаменте прошлого – в новый, 21-й век

   Сарейшее строительное предприятие Миасса — трест «Уралавтострой» отмечает свое 65-летие

   Оициальная дата его рождения – 1 ноября 1945 года. То был год Великой Победы. Только что завершилась долгая, страшная, кровопролитная война. Наступала новая эпоха. Эпоха, которую по всей справедливости сегодня можно назвать Великой Эпохой Строительства. Вот тогда-то в скромном, глубоко провинциальном Миассе и появляется собственное строительное предприятие.

   Оо выросло из небольшой стройчасти, которая входила в Государственный строительно-монтажный трест № 8 Наркомстроя СССР. Часть эта прибыла в наш город еще в довоенном 39-м из Челябинска для вполне конкретного дела – строительства моторного завода. Да так здесь и осталась, превратившись с десятилетиями в мощный строительный трест со своей собственной, необыкновенно яркой, легендарной биографией…

   

   З два десятилетия – новый город

   Длгие годы трест «Уралавтострой» объединял в себе строительные управления не только Миасса, но и соседних Златоуста и Карабаша. В строительный холдинг, как сказали бы сегодня, входили заводы железобетонных изделий и крупнопанельного домостроения, управления механизации и спецработ, производственно-технологической комплектации и передвижная механизированная колонна «Чебаркульстрой». Трест имел и свой учебно-курсовой комбинат.

   Ппробуйте окинуть взором любой уголок сегодняшнего Миасса: строители треста всюду оставили свой созидательный след. По существу, за два послевоенных десятилетия они заново отстроили город в Золотой долине – с современными жилыми кварталами, школами, дворцами, больницами. И возвели целый ряд промышленных объектов, первенцем среди которых стал Уральский автомобильный завод.

   Седом, в конце 50-х – начале 60-х в лесном массиве выросли два оборонных предприятия – Конструкторское бюро машиностроения (нынешний Государственный ракетный центр имени Макеева) и Научно-производственное объединение электромеханики. А параллельно с новыми промышленными объектами строился и жилой район для их работников, с чьей-то легкой руки получивший доброе и милое название – машгородок.

   Вэто же время в растущем как на дрожжах городе трест прокладывает и все жизнеобеспечивающие его коммуникации. Строится система водоснабжения с Иремельским водоводом и водохранилищем, теплоэлектроцентраль, канализационный коллектор, очистные сооружения. В начале 80-х в городе появляется первый троллейбус. И все эти очень непростые в исполнении объекты исправно служат людям и сегодня – в наступившем 21-м веке. В Миассе не осталось ни одного предприятия, ни одной организации, для которой бы ничего не построил трест «Уралавтострой».

   З огромный вклад в развитие региона и досрочное выполнение восьмилетнего плана в 1971 году тресту вручается редкая для предприятий награда – Орден Трудового Красного Знамени.

   

   Иена в летописи предприятия

   Оден, который трест получил через 25 лет своего необычайно объемного труда, был одной наградой на всех. Но история треста поразительна тем, что в нее ярко вписали свои имена многие и многие десятки строителей. 31 работник носит звание заслуженного строителя России, семеро – лауреаты Государственных премий РФ, 23 строителя стали кавалерами того же Ордена Трудового Красного Знамени, 35 – ордена «Знак Почета», 20 – Ордена Трудовой Славы. Из семи заслуженных экономистов, работающих сегодня в нашем городе, двое из треста – Тамара Шереметьева и Валентина Зуева. И из 37 почетных граждан Миасса восемь человек – тоже строители.

   М сидим с нынешним председателем совета директоров ЗАО «Трест Уралавтострой» Александром Петровичем Борисовым, который начал свое сотрудничество с трестом еще сорок лет назад, во время строительства производственной базы КБ машиностроения, где он тогда работал, и стараемся вспомнить имя каждого, кто вписал свои незабываемые страницы в богатейшую летопись уралавтостроевцев. А помнит он многих и старается никого не упустить.

   Впоминаем управляющих трестом. Первым был Герой Социалистического Труда Дмитрий Кузьменко. В 50–60-е трест возглавлял Николай Коробовский. Целых семнадцать лет миасскими строителями руководил Иван Иванович Седов. Его сменил на посту Владимир Тихонов, потом – Михаил Лозоватский. Многие помнят Юрия Новикова, безвременно ушедшего из жизни в перестроечный 1997 год. После него в течение десяти лет трест возглавляла единственная женщина-руководитель предприятия Татьяна Печерских. Главным инженером «Уралавтостроя» долгое время – без малого два десятилетия – проработал Анатолий Филимонов и стал за эти годы легендой предприятия. Добрым словом вспоминают в тресте и заместителей управляющего Василия Прозорова, Григория Колбасова, Афанасия Морокко и начальников управлений: 3-го – Виктора Увачева и 4-го – Василия Лебедева.

   Н меньшей легендой стали и его именитые бригадиры: каменщиков – Александр Замотохин, монтажников – Анатолий Роут, отделочников – Валентина Неня.

   Сроители возводили наш город, конечно, не в изоляции от его властей. Александр Борисов вспоминает первых секретарей горкома партии того времени – Владимира Старицкого, Николая Богачева, Николая Швырева, председателей горисполкома Анатолия Ефимова и Петра Кадочникова, главного архитектора Миасса Олега Карпова. Каждый из них внес свой личный вклад в современный облик города.

   Н меньший вклад сделали и руководители крупнейших миасских предприятий, выступавшие заказчиками: Виктор Макеев (КБ машиностроения) вместе со своим замом по строительству, ставшим впоследствии почетным гражданином сразу двух городов – Миасса и Златоуста Николаем Полетаевым, Юрий Буйняков, Георгий Ермолаев (НПО электромеханики), Василий Бусс («Миасс-электроаппарат»), Виктор Гурушкин, Михаил Рязанов, Юрий Горожанинов (автозавод), Виктор Ермолаев (инструментальный завод). Заказчики помогали тресту в приобретении техники, в финансировании строительства жилья и инфраструктуры города. Нынешний Миасс – это, без всякого преувеличения, совместный плод, выращенный и взлелеянный плеядой всех этих ярких личностей.

   

   Итория продолжается

   Сгодня у некогда крупнейшей строительной компании Южного Урала, построившей не только наш город, но и множество крупнейших объектов на огромном пространстве от Урала до Сибири, уже другая история. Но она по-прежнему возводится на том же прочном фундаменте, что был заложен в первые послевоенные десятилетия. Успешно продолжают работать на сегодняшнем рынке и другие организции, входившие некогда в трест «Уралавтострой» – ЖБИ, КПД, УМСР, УПТК.

   Дугая организационно-правовая форма собственности сегодня и у самого треста. В 2009 году ЗАО «Трест Уралавтострой» возглавил молодой, энергичный генеральный директор Валихан Тургумбаев. И под его руководством, продолжая традиции, трест выполняет основную свою функцию – строит. Строит жилье, возводит объекты промышленного и социально-культурного назначения. Но все же главным для этого легендарного предприятия с его звездной историей и через 65 лет после основания по-прежнему остается строительство жилья. И как в прежние времена в своих рабочих проектах миасские строители опять выходят за пределы родного Миасса. Совсем недавно ЗАО «Трест Уралавтострой» выиграл конкурс на строительство жилья в Челябинске и намерен завершить строительство нескольких жилых домов в соседних Чебаркуле и Златоусте, заложенных здесь другими организациями еще до кризиса, но так и не завершенных. Словом, 65-летняя история треста продолжается…

   


Н. НИКОЛАЕВА.



назад

Яндекс.Метрика