последний номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Глагол


Пятница,

29 января 2010 г.
№ 6

Издается с
10 октября 1991 г.
Глагол

Какие мы есть, какими мы будем? 16. О смутном времени, бандитах и генералах улиц

   Бытует мнение, что современная молодежь многое знает, но ничего не умеет, а главной целью своей жизни считает реализацию собственных материальных потребностей, не более. Молодежь сегодня, какая она: плохая или хорошая? Какое будущее пророчат стране родившиеся в девяностые годы? Какие социальные установки бурлят в головах новых людей? Попытаемся найти ответы из разговора с Рифатом МУХАМЕТШИНЫМ, молодым человеком, который, окончив несколько лет назад мансуровскую среднюю школу в Учалинском районе, поступил на бюджетное отделение факультета аэромеханики и летательной техники Московского физико-технического института. Сейчас после окончания института работает в столице в сфере информационных технологий.

   Жлание зарабатывать:

   «Много! Но ни на копейку больше, чем могу заработать честно»

   – Рифат, ты понимаешь, что любое общество всегда состоит из нескольких поколений: старшее, как правило, несет поучительную функцию в отношении «вечно молодых». И надо сказать, что иногда довольно-таки нелестные высказывания ярлыками чернят современную молодежь. Можешь опровергнуть такие суждения старших? Какие ценности, считаешь, царят в головах твоих сверстников? Какие твои ориентиры в жизни?

   – Я думаю, у большинства сверстников они такие же обыкновенные, как и у меня – работать и жить достойно, радовать родителей, иметь хороших друзей и семью, работать над своими недостатками...

   – Деньги вписываются в твои жизненные ценности? Сколько бы хотел зарабатывать?

   – Много! Но ни на копейку больше, чем могу заработать честно. Знаете, так называемая халява часто оказывает медвежью услугу и развращает. До недавнего времени меня полностью обеспечивали родители, и они до сих пор не могут избавиться от этой привычки: при каждом телефонном разговоре слышу от них такую дежурную фразу: «Деньги есть? Выслать тебе?». Я кое-как их переубедил, что они мне таким образом не помогают, а, наоборот, демотивируют к успеху. Может появиться такое убеждение в голове: мол, зачем париться о том, как оплатить жилье – родители в любом случае меня не оставят на улице... Все просто, как в математике: нет денег – есть стимул их заработать.

   Мллионы, как снег на голову:

   «…Речь идет либо о криминале, либо о финансовой авантюре»

   – В реалиях сегодняшних дней можно ли с уверенностью сказать, что стать богатым в России в одночасье – это значит быть связанным с криминалом?

   – Определенно! В таком случае речь идет либо о криминале, либо о финансовой авантюре какой-нибудь, какую тоже можно считать криминалом. Но, к счастью, сейчас вроде криминальные годы закончились?

   Мчты детства:

   «По детской глупости хотел ездить на «стрелки»

   – Рифат, хочу несколько углубиться в криминальные годы, которые ты упомянул – в девяностые. Вот подумай, девяностые – это более пяти миллионов молодых людей, осужденных за преступления (по официальным данным за десятилетие). Большая часть из них вернулась из мест заключения и активно участвовала в формировании криминальных группировок, которых только по официальным данным насчитывалось в России в середине девяностых около пяти тысяч! А драматизм в том просматривается, что с тех пор прошло всего лишь около десятка лет и трудно поверить, что все эти люди стали жить в соответствии с законом. Куда они делись? Могли перейти в различные субкультурные явления? Скинхеды? Неофашисты? Экстремистские группы? Однодневные бизнес-структуры? Или все же по линии закона стали жить, как думаешь?

   – Дурное, конечно, было время, судя по рассказам родителей, телевидения… Но, может, это был естественный период в развитии страны, и мы, слава Богу, его пережили и продолжаем жить. Что касается частностей, то даже в моем окружении хватало ребят, которые сидели в колониях, баловались наркотиками, состояли в каких-то группировках...

   – А сегодня кто они?

   – Если посмотреть на них сейчас, то в принципе обычные люди: отучился, женился, ходит на работу... Я даже сам, признаться, по детской наивной глупости, наверное, хотел быть бандитом и мечтал ездить на «стрелки». Есть, конечно, те, которые такими же и остались, но все же большинство с возрастом, я считаю, проявило сознательность.

    – Ты сказал, что хотел по наивности детской быть бандитом. Значит, заботы общественности о подростковой преступности и, как сейчас актуально сказать, гипержестокости молодежи не пусты?

   – Бытие определяет сознание – что тут еще добавить!?

   Срос и предложение:

   «…Есть дешевые мобильники из Китая – есть спрос на продавцов»

    – Давай затронем тему образования. Думаешь ли ты, что сегодня обесценилась сама система образования, когда высокий уровень знаний стал пониматься как помеха на пути получения быстрой прибыли? Можно ли говорить, что именно такое явление, как «купи-продай-ка» повлияло на обесценивание знаний?

   – В каком-то смысле, наверное, да. Мы ведь теперь стремимся жить в рыночной экономике: спрос диктует предложение. Нет спроса на современный корабль – нет высококвалифицированного конструктора корабля… Есть дешевые мобильные телефоны из Китая – есть спрос на продавцов мобильников...

   – А чего желают молодые люди сегодня, как думаешь?

   – К сожалению, в большинстве своем современная молодежь ничего не хочет от жизни. К примеру, когда приезжаю к себе в Мансурово, вижу некоторых одноклассников, которые днем работают, а вечером с бутылкой пива. И все устраивает. Нравится такая жизнь.

   Смореализация и потребности:

   «Высшая цель для многих – продажа кроссовок…»

   – Почему они «ничего не хотят от жизни»?

   – Не знаю. Может быть, пагубное влияние внешней среды сказалось: каналы телевидения, новые жизненные ценности... И в итоге высшей целью для многих является продажа кроссовок в спортивном магазине. Но, к счастью, есть узкая прослойка молодежи, стремящаяся постоянно развиваться, учиться... В общем, жадно поглощать любые полезные знания, как при нехватке воздуха.

   – Что ты хочешь получить от жизни?

   – Максимум! Я стараюсь развиваться разнопланово. Много читаю. Если понимаю, что какое-то качество мешает мне жить, прикладываю все усилия, чтобы от него избавиться. Что касается друзей, то мне с ними крупно повезло. Само собой были и разочарования, и другие невзгоды, но в итоге сформировался круг людей, с которыми я хотел бы связать свою жизнь.

   – В какой сфере хочешь найти себя?

   – Развиваюсь в информационных технологиях, в области сложных систем. Эта область для всей страны перспективна: посмотрите, самые лучшие специалисты в области IT-технологий – выходцы из бывшего Советского Союза, лучшие программисты – русские, во всем мире всех пугают русскими хакерами... (улыбается)

   – Рифат, знаю твои успехи в этой области: ты принимал участие в создании компьютерной графики для фильма «1612: Хроники Смутного времени» Владимира Хотиненко. Расскажи об этой работе.

   – Я как-то совсем не воспринимал сначала свою работу как нечто необычное – такая же работа, как и любая другая, за которую получаешь деньги. А когда состоялась премьера фильма, то помню, как наша творческая группа сидела в зале и по-детски на протяжении всего фильма мы тыкали пальцем на экран «О, это я делал, а вот это я». А еще запомнилось: был полный зал народу, и когда фильм закончился и пошли титры, никто не встал и не пошел к выходу как обычно (с гордостью). Все сидели и ждали, когда появятся наши имена и фамилии в титрах.

   – Доволен тем, что свою хотя и маленькую лепту, но внес в общую работу? Результат понравился?

   – Очень доволен. И, конечно, сам фильм понравился в итоге. Понравился сам процесс создания чего-то нового. И то, что наша команда состояла из хороших людей – тоже здорово. Кстати, все – молодые люди, старше тридцати не было никого в группе…

   Вупомянутом фильме сюжетная линия основана на приключениях молодого человека, который в смутное время в стране хотел правдами и неправдами одержать победу... Фильм, впрочем, на историческую правду не претендует, так что история истории рознь, да и времена сегодня иные...

   А вот вам ненадуманная миасская история сегодняшних дней: стоит где-то «на Победе», не на околице, мальчонка и победным гонором под шафе повествует о злоключениях и собственных «достижениях». Достижения сводятся к количеству выпитых бутылок пива на полях сражения, видимо, с родителями, с учителями, с самим собой... И потягивает «из горла» с ним, возможно, за светлое будущее еще пара стоеросовых дубин-сверстников.

   Вт кто бы объяснил им, что вовсе не в этом смысл жизни! Что это не победа вовсе! Что единственные надежные корни под ногами – это, в первую очередь, трезвое образование, надежные друзья, наконец, семья... Что пропивать и прокуривать жизнь – дело малоперспективное… Кто может напомнить им эти обычные истины? Журналисты? Можем! Но склонны ли эти мальчонки к чтению? Общество? Обойдет эту компанию за десяток метров, перекрестившись, словно чертей повидав. Потому что страшно за себя.

   Чо ж, поищем вместе последнюю контрольную инстанцию – школу и родителей. Стучимся в дверь школы: учитель – у него свои жизненные проблемы – думает, в какой одежде выйти к ученикам, чтобы, дай Бог, дети-сорванцы не показали пальцем и не засмеяли, и чтобы мобильник был более-менее похожим на мобильники первоклашек. Понять можно. Идем дальше… Стучимся в дверь родителей... «А их дома нет! Они зарабатывают, чтобы прокормиться», – сообщают соседи. Не сдаемся: ищем, к примеру, кружок автомобилистов... Нет такого кружка. Ищем кружок юного натуралиста – и такого нет. Вроде покажется тщетностью и для кого-то сплошной глупостью («Какие-то там кружки, секции»), а вот и не так: либо ребенок интересуется жучками-паучками, чтобы написать о них в школьной стенгазете, либо улица начинает интересоваться им самим. Кто кем сегодня интересуется, догадаться нетрудно – выйдите на улицу, посчитайте количество пивных точек в режиме шаговой доступности и все поймете сами. По этому поводу постучимся в государственное окошко. Там сухо, по отчетам заявляют: мол, провели год молодежи, организовали концерт в день студента, еще много чего сделали… А те генералы улиц так и стоят на своем месте, у пивного ларька. Остается постучаться к самому Богу? Только вот не принято в эту инстанцию стучаться – не те порядки, а по сему – остаемся ни с чем, с вопросами без ответов.

   Иостается надеяться, что эти уличные генералы – обычные малолетние пострелы – всего лишь частный случай в одном из тысяч городов российских. И есть молодые люди, которые читают сейчас газету и говорят в один голос: «А что вы о нас знаете? Ничего ровным счетом. Ничего! Жестокое время – жестокие черствые сердца! Но вы еще спустя годы будете гордиться. Мы еще создадим лучший в мире космический лифт. Первые отправимся на нем в космос! Мы еще напишем лучшие книги! Мы еще сделаем лучший в мире автомобиль. Мы еще откроем новые месторождения. Мы первые в мире создадим нановрача и продлим жизнь многим людям…». Если так, то, конечно, страна жива, живы и мы.

   


С. ЩЕРБАКОВ.



назад

Яндекс.Метрика