последний номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru | ||
Пятница, 27 ноября 2009 г. № 85 Издается с 10 октября 1991 г. |
Есть только миг… Осекретах фотографического искусства размышляет известный миасский фотомастер Сергей КРАСНОПЕЕВ Ппробуйте-ка представить сегодняшнюю нашу жизнь без такого привычного всем прибора, как фотоаппарат. Не получается… Даже, если очень сильно напрячь воображение. З последнее десятилетие фотография сделала ошеломляюще стремительный шаг вперед. Сегодня снимают все: от дошкольника до седовласого деда. А ведь фотографии в нынешнем году исполнилось всего-то навсего 170 лет! Хотя… Ивестный в Миассе фотомастер, профессионально занимающийся фотографией вот уже три добрых десятилетия, Сергей Краснопеев так рассказывает об истоках этого удивительного искусства. – Если пропускать луч солнца через небольшое отверстие в темное помещение, то он оставляет на плоскости световой рисунок предметов внешнего мира. Предметы изображаются в точных пропорциях и цветах, но в уменьшенных по сравнению с натурой размерах и в перевернутом виде. Это свойство «темной комнаты» (или камеры-обскуры) было известно еще древнегреческому мыслителю Аристотелю, жившему в IV веке до нашей эры(!) Принцип работы камеры-обскуры описал в своих трудах и выдающийся итальянский ученый и художник эпохи Возрождения Леонардо да Винчи. Пзднее пришло время, когда камерой-обскурой стали называть ящик с двояковыпуклой линзой в передней его стенке и полупрозрачной бумагой или матовым стеклом – в противоположной. Такой прибор служил для механической зарисовки предметов внешнего мира. Перевернутое изображение достаточно было с помощью зеркала поставить прямо и обвести карандашом на листе бумаги. Это была «фотография до фотографии». Лди долго думали над тем, как полностью механизировать процесс рисования, научиться не только фокусировать «световой рисунок» в камере-обскуре, но и надежно закреплять его на плоскости химическим путем. Целенаправленной работой по химическому закреплению светового изображения в камере-обскуре занимались ученые и изобретатели самых разных стран. Наибольших результатов добились французы Дагер и Ньепс, а также англичанин Тальбот. Но само развитие фотографии было бы невозможно без эволюции фотографической техники. До современного фотоаппарата пройден большой и сложный путь. Свой вклад внесли в него и русские фотографы и изобретатели. 1839 год принято считать датой рождения фотографии. Яначинал фотографировать в школьном фотокружке, – вспоминает С. Краснопеев. – Сегодня для многих названия отечественных фотоаппаратов «ФЭД», «Зенит», «Смена», «Москва», «Ленинград» ни о чем не говорят. А ведь это были камеры для массового потребителя. Историю СССР и России хранят миллионы снимков, сделанных именно этими фотоаппаратами. Кстати, моя «Смена-6» до сих пор в рабочем состоянии. Хоть сейчас заряжай пленку и снимай. Эот простой фотоаппарат я брал с собой, когда прыгал с парашютом в Калачево, еще до службы в армии. Есть у меня и дембельский фотоальбом, хотя в части, где пришлось служить (это был наземный измерительный пункт космической связи в Красноярском крае), занятие фотографией было под строгим запретом. Улечение фотографией у Краснопеева переросло в профессию не сразу. Первая фотовыставка, в которой он принял участие, была на слете студенческих строительных отрядов в Челябинском парке культуры и отдыха. Отряд приборостроительного факультета «Импульс» помогал строить объекты треста «Уралавтострой» в Миассе, Чебаркуле, Карабаше. Фотографии Сергея о буднях стройотряда публиковали газеты «Южноуралец», «Строитель Миасса» и «Миасский рабочий», где впоследствии Краснопеев проработал целых десять лет. – Мне повезло, – считает Сергей, – я снимал пуск нового миасского вокзала, строительство троллейбусного депо, главного корпуса автозавода, нескольких микрорайонов машгородка и центральной части города, праздники и демонстрации. Фтосъемки для прессы в то время были с целым рядом условий. Например, запрещалось фотографировать линию горизонта. Приходилось брать лезвие и стирать с фотографии заводские трубы на горизонте. Поэтому в газетах тех времен вы не увидите снимков с подписью «Утро промышленного Миасса». Были лишь пейзажи с рекой, птички, бригады и портреты передовиков. Десятками лет у фотокоров вырабатывался собственный самокритичный почерк фотосъемки. То нельзя, это не пойдет. Много фотоматериалов отправлялось в архив. Кроме того, тогда не было офсетного (читай: качественного) способа печати газет. – Газета как женщина, ее каждый день нужно украшать, – так любил повторять редактор городской газеты Александр Филиппович Филипоненко. А украшение газеты – это фотоиллюстрации. Вгоды освоения офсетного способа печати во всесоюзном журнале «Полиграфия» была напечатана первая страница «Миасского рабочего» с фотоколлажем Сергея Краснопеева из цеха «Мотор» Уральского автозавода. – Необычность ее оформления была в том, – вспоминает автор, – что снимок на полосе был не привычного – стандартного размера, а горизонтальный. Коллажи тогда делались не с помощью компьютера, как теперь, а с применением ножниц. Вырезались отдельные детали: станок, цех, рабочий. Потом все склеивалось и фотографировалось в типографии на огромном устройстве в рост человека. Поверьте, немногие городские газеты попадали на страницы этого журнала. Ведь он был один на всю страну. Зговорив о коллажах, С. Краснопеев с улыбкой вспомнил и такой случай, который произошел в одной из центральных газет: «В один из праздников в Москве на трибуне у мавзолея стоит руководство страны, а в центре – генеральный секретарь. Все в шляпах, а он – нет, снял. Фоторедактор вырезал шляпу с другого снимка и «надел» генсеку. Наутро выходят газеты по всей стране. Все на трибуне в шляпах. А у генерального секретаря шляпа не только на голове, а еще и в руке. Вот такая фотошкола коллажей. Стех пор минуло два десятка лет. – Иногда с удивлением думаешь, как это раньше обходился без компьютера и цифровой фотокамеры? – размышляет уже современными масштабами опытный фотомастер Сергей Краснопеев. Тысячи файлов, как эскизы у художника, ждут своей обработки… А свет увидели уже десятки фотобуклетов, брошюр, календарей и плакатов. В 2006 году вышла первая авторская книга «Зазеркалье» – о коллективе фабрики «Миассмебель», во многих семьях хранятся наборы его открыток о Миассе. Веселые мгновения свадеб слились за годы в часы. – Я люблю неравнодушных людей, – признается Краснопеев, – и сам продолжаю снимать эмоционально хоть портрет, хоть событие. Эой публикацией мы открываем серию материалов, адресованных как тем, кто уже увлеченно занимается фотографией, так и тем, кто взял в руки фотоаппарат впервые. Ведущий рубрики Сергей Краснопеев раскроет для наших читателей многие профессиональные тайны и поможет из обычного мгновения жизни сотворить маленький шедевр искусства. Присылайте ему свои вопросы и делитесь своими впечатлениями. Пшите на адрес нашей редакции (в том числе и электронный), звоните по телефону: 57-34-43 или – напрямую ведущему рубрики Сергею Краснопееву: 53-71-21, 8-904-309-000-2, www.photokrasnopeev.my1.ru. По этим же телефонам С. Краснопеев может принять заказ на съемку семейного торжества или любого другого события вашей жизни.
|
назад |