последний номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Глагол


Пятница,

12 октября 2001 г.
№ 90

Издается с
10 октября 1991 г.
Глагол

ПО БЛАГОВЕСТУ КОЛОКОЛА

   Сгодня в нашей стране пытаются возродить многое из утраченного, давно ушедшего – старую культуру, отношения, религию. Христианству на Руси более тысячи лет. Христианские праздники и традиции не уходили из нашей жизни никогда: верующие во все времена их соблюдали свято. Кто-то помнил о них как о традиции, истории. Об одних праздниках знали больше, о других меньше. Чаще о Боге вспоминали в трудные и ответственные моменты жизни. Не секрет, что и многие неверующие крестили своих детей, отпевали родителей.

   Взрождение христианства в России началось с возведения храмов, с появления литературы, повествующей об истории религии, праздниках, обрядах, о деяниях Св. Апостолов, святителей и так далее. Российская церковь накопила громадный опыт, создала богатейшую литературу, которая постепенно возвращается, входит в современную культуру. Сегодня очень трудно разобраться в этом потоке, и хотелось бы посмотреть, как веровали 100 лет назад и более наши предки, как часто ходили в храм, молились, были искренне верующими или подчинялись официальной условности.

   Н все были грамотными, не все читали духовную литературу, но постоянное посещение храма уже давало знание. А в школе обязательными были предметы – «Закон Божий» и «Священная История». Уроки начинались с молитвы.

   Внашем городе в прошлом было достаточно храмов, где вели службу грамотные, всеми уважаемые священники. В конце ХIХ века, когда усилилось революционное и атеистическое движение, церковь тоже стала активнее. Например, 7 октября 1884 года в Миассе были открыты воскресные внебогослужебные чтения и беседы. Наши священнослужители понимали, что их обязанность – следить не только за духовным, но и нравственным здоровьем своей паствы. И это хорошо видно из тематики внебогослужебных бесед, которые проходили регулярно на протяжении многих лет. Беседы прекращались только в летнее время, потому что основная масса миасских жителей была занята работами на приисках.

   Првые беседы проводились в здании местной школы, позднее – в Петропавловском храме. Целью чтений было дать народу как можно больше знаний по Священной истории. В доступной форме объяснялись суточное и недельное богослужения, рассказывалось о близких или прошедших праздниках. Обсуждались морально-этические проблемы, велись споры с инакомыслящими. Иногда эти споры принимали форму диспутов, которые продолжались несколько дней.

   Нчинались собеседования по благовесту церковного колокола в 2.30 пополудни пением молитвы Святому Духу. Первое чтение открыл священник Николай Сементовский объяснением недельного Евангелия. Шла беседа «О любви к врагам», «О гневе». Затем решались вопросы: можно ли ставить к иконам свечу за обидящего и можно ли живого врага поминать, в виде мести, за упокой? Последовало пение псалма 34 «Суди Господи обидящие мя», после которого был прочитан назидательный рассказ графа Толстого «Чем люди живы». Закончились чтения пением вечерних молитв «Свете тихий» и «Достойно есть». Продолжалась первая беседа около трех часов.

   


Г. НАУМОВА, научный сотрудник городского краеведческого музея.



назад

Яндекс.Метрика