последний номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Глагол


Пятница,

9 октября 2009 г.
№ 73

Издается с
10 октября 1991 г.
Глагол

Какие мы есть, какими мы будем? 6. Сказка о говорящих книгах

   «Всем хорошим во мне я обязан книгам», – говорил Максим Горький. А ведь и вправду, откроешь книгу, прочтешь качественный текст с чувством, с толком, с расстановкой, и уже вряд ли захочется прожигать свою жизнь по подобию Шарикова, Мармеладова или даже господина из Сан-Франциско; попытаешься меняться сам и менять свое окружение.

   Кига открывает нам другую картину жизни; говорит нам: «Это вот жизнь – смотри, учись, а вот там только подобие жизни – так не надо бы жить».

   Чо сегодня читает современный человек? Есть ли альтернатива печатному изданию? И не станет ли библиотека музеем печатной книги в будущем? Об этом – наш разговор с директором Централизованной библиотечной сети Миасса Людмилой СКРЯБИНОЙ.

   Кижная абракадабра:

   «Открываю первую страницу, а там брань, мат»

   – Людмила Александровна, мы все еще читающая страна?

   – Да, Россия – читающая страна и сейчас. Конечно, в советское время читали больше, без сомнения. Но тогда и выписывали больше периодики. Сейчас не все семьи могут позволить себе выписать хорошее издание. Но нельзя не отметить, что все же больше стали думать о будущем своих детей. Молодые мамы и папы стали задумываться о том, что лучше бы почитать детям. Ведь не секрет, что был период, когда низкопробную литературу печатали, в том числе и известные советские литературные журналы. К нам в библиотеку приходят книги, периодика, я открываю и вижу, скажем, брань уже на первой странице. Тут же говорю: «Эту книгу мне не надо» и откладываю ее. А бывало, журналы приходили: откроешь, а там такое… (удрученно) стихи, текст – ужас!.. Опять-таки откладываю: «Это тоже не для библиотеки».

   – Кто виноват?

   – Думаю, что и государство в этом виновато тоже. Мы, к примеру, иногда недополучаем некоторые книги, просто-напросто не хватает каких-то хороших книг. Читатель вполне образованный приходит, спрашивает книгу, а такой нет. Писатель тоже виноват! Ну, не успел, видимо, уловить настроение читателя в нашем быстро меняющемся мире.

   – Что делать?

   – Читать. Но выбирать хорошую книгу или журнал. Каждому человеку – своя книга, как и для каждой книги – свое время. Я могу сказать, что даже среди современных «детективщиков» есть довольно-таки хорошие авторы. Ну и классика, конечно. Куда ж от нее: хорошие тексты, любимые авторы. Детишкам, конечно, надо знать героев Носова, Драгунского, Успенского, Чуковского, Барто...

   Пиходя в школу:

   «Дети больше поглощают информации»

   – А к каким книгам сейчас больший интерес у детей?

   – Знаете, дети все-таки меньше стали читать. Но связано это с сегодняшним временем. У них ведь объемы больше стали, информационное поле шире, так сказать. Те дети, которые приходят в библиотеку, в основном хрестоматийные произведения берут.

   – Какая книга у вас сейчас на столе, Людмила Александровна?

   – На рабочем столе – специализированная литература, журналы и газеты. Читать их ежедневно – (улыбчиво) моя святая обязанность. А дома для души сейчас читаю… журнал «Сельская новь». Он несет какой-то позитив со страниц, читаешь и отдыхаешь от будней. Люблю читать журнал «Наука и жизнь»: за многие годы почти не изменился. А на днях совершенно случайно открыла томик Тургенева. (воодушевленно) Так после пяти-шести строчек уже на душе легче. Какое настроение! Слова! Язык! А ведь именно язык в хорошей литературе воспитывает читателя. Именно язык.

   Смейное чтение:

   «Ощущение плеча внучки – такая радость!»

   – Людмила Александровна, сегодня альтернативой печатной книге служит Интернет, электронная книга… Что выбрать?

   – Конечно, печатную книгу. А когда необходимо что-то быстро найти, лучше найти информацию в сети Интернет. Но о печатной книге забывать не стоит.

   Пдумайте сами: можно нажать кнопку на компьютере и читать того же Тургенева, но… Печатное издание – это красочность, это вещь, которую чувствуешь. Я могу открыть ее, полистать странички, сам запах листов он уже что-то таит в себе. А какое удовольствие доставляет мне, когда, читая, сижу в кресле, и внучка прижимается к моему плечу! Вот ощущение плеча внучки, когда я с ней, дарит именно книга печатная, но не Интернет. Электронное… это все другое. Хотя и оно тоже хорошо. Меняется мир, и мы меняемся. Сама литература-то поменялась.

   Хрошая литература:

   «Книга должна задеть, чтобы слезинка пробилась»

   – Что вы имеете в виду?

   – Книга должна вызывать во мне что-то, слезинка чтобы пробилась, чтобы задела за живое, повлияла на меня. Повторюсь, многое от языка зависит, каким написано произведение. А то сейчас открываю книгу и спрашиваю сама себя: где язык!?

   – А какому читателю вы будете рады?

   – (смеется) Кто пришел в библиотеку – тому и рады. Или кто по пути в библиотеку – ему тоже рады.

   Заете, я чуть-чуть отвлекусь. В тургоякской библиотеке среди детей есть своеобразная традиция читающих: у каждого читателя-ребенка на стене есть свой цветок, а каждый лепесток в нем – прочитанная книга. Здорово же!?

   – Хорошая мотивация для детей. Цветы-то полны лепестков?

   – Да, стены в красивых цветках, полные лепесточков. Посмотрите сами. Ждем вас в наших библиотеках.

   Мение

   Оьга ШАКИРОВА, библиограф библиографического отдела центральной городской библиотеки им. Либединского:

    «Читают другие книги и по-другому»

   – Ольга Борисовна, меньше народ стал читать книги?

   – Меньше не стал читать, хотя в прессе пишут иное. Но читают другие книги и по-другому. Если раньше читали печатные, то сейчас электронные источники. Скорость поглощения информации, наверное, изменилась. Хорошая книга требует времени для прочтения и понимания. А у взрослого человека времени просто нет. И молодежь разная. Сейчас в современных молодых людей вливают больше информации, чем в нас. Развивается такое клиповое сознание.

   – Ваша профессия – читать. Как специалист, скажите, существует ли проблема в книжном мире?

   – Для подростков с 12 до 18 лет очень мало книг сейчас издается. Они в основном читают детективы, фантастику и любовные разные дела. Качественной литературы в целом мало. Знаете, когда-то у нас были поэты – больше, чем поэты, а писатели – больше, чем писатели. А теперь поэт стал поэтом, а писатель – писателем. Изменения именно в писательской среде заметны. А писатель ведь – тот, через кого Бог говорит с народом, хотя он такой же человек, как и мы.

   – Что вы сами сейчас читаете?

   – «Недотепу» Сергея Лукьяненко: интересная книга.

   – Предпочитаете печатное издание читать?

   – Любой источник полезной информации полезен и нужен, будь-то Интернет или электронная книга в телефоне. Но запах типографской краски, конечно, ничего другого не заменит.

   Лдмила ПИЛИПЕНКО, заведующая библиотекой-филиалом № 4:

    «Компенсируют жизнь красивой и легкой литературой»

   – Людмила Васильевна, скажите, россияне все так же много читают?

   – Да, мы читаем много. Но знаете, что я заметила, – к нам приходят в основном люди, которым за пятьдесят. Если быть точной, то среди людей, приходящих за книгой именно в наш филиал 53 процента – старшее поколение, 7 процентов – дети (до 14 лет) и 40 процентов – юношество, назовем так эту категорию (от 15 до 24 лет). Пропадает как раз работающее население – от 28 до 45 лет. Вот они-то мало читают.

   – А если читают, то что выбирают, какие книги спрашивают?

   – У старшего поколения, я бы сказала, развито компенсаторное чтение. То есть они как бы компенсируют нашу жизнь, не всегда красивую и легкую, красивой и легкой литературой. Имею в виду различные любовные романы, детективы, гламур. Дети – в подавляющем большинстве берут домой только хрестоматийные произведения. А иной раз придут и спрашивают, например, книгу о готах или об эмо. Среди них очень много любителей фантастики. В ускорившемся времени дети становятся другими, но нельзя сказать, что они стали глупее. Нет. Просто время другое.

   – Классические произведения не забывают?

   – Если в школе задают прочитать какую-то книгу, то, конечно, идут именно за ней. А если старшее поколение… (задумчиво) то читают, конечно, но в основном ту классику, которая была запрещена в годы молодости – это Куприн, Есенин, Бунин, Ахматова, Солженицын.

   – А качество современной литературы?

   – Прямо сказать – иногда оставляет желать лучшего. Вот пример: одно из произведений современного автора Ирины Денежкиной признано национальным бестселлером. Все бы ничего. Но одна наша читательница, взяв эту книгу домой, тут же принесла обратно и сказала: детям ее не давайте – там мат на мате.

   Ве-таки Россия – читающая страна, что не может не радовать. Читаем по-прежнему много, но в дополнение к хорошей литературе, проверенной временем, читаем больше второстепенного. Все больше не книга в руках, а злополучный глянец. А ведь очень многие издания продают красивую фотографию на обложке, совершенно не задумываясь о содержимом. По каким источникам тогда можно судить о красоте природы, например, не зная стихов Есенина или Тютчева? Или о красоте отношений между мужчиной и женщиной, не читая «Я Вас любил» Пушкина или «Я встретил Вас – и все былое» все того же Тютчева?

   Сгодняшний первоклассник знает больше, несомненно, чем знал когда-то Сократ или Аристотель. Но наши знания – полезнее ли? Очень многие наши знания – пусты. Подумайте, важно ли знать первокласснику о гламурных девицах, когда чувство любви-то еще спит? Важно ли знать ему о ста способах получения миллиона, когда еще писать-то толком не умеет? Нужна ли биография модного поп-исполнителя на тетрадной обложке, когда не познал он еще кто такой Мойдодыр или Филиппок?

   Пилавки книжных магазинов забиты изданиями, которые в основном только скандалят. А те книги, которые умеют говорить с нами, вдалеке где-то скрыты. Их еще поискать нужно. Но если найдете, то такая книга обогатит и голову, и язык, и чувства; вызовет в нас неравнодушие и сочувствие. Так вот их-то и ищите. Их-то и читайте. Это надо делать. Необходимо. Детский писатель Лев Кассиль хорошо заметил: мол, если человек никогда не раскрывал хороших книг, волновавших сердце и умы, не запомнил хотя бы десятка-другого строк любимого поэта или вообще такового не имеет, он обречен на духовную нищету…

   …«Я помню время золотое, я помню сердцу милый край. День вечерел; мы были двое…». Какой все-таки язык! Настроение поэта!.. Если мы это ощущаем и чувствуем, значит, мы – живы!

   


С. ЩЕРБАКОВ.



назад

Яндекс.Метрика