последний номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Глагол


Пятница,

18 сентября 2009 г.
№ 67

Издается с
10 октября 1991 г.
Глагол

Какие мы есть, какими мы будем? 3. Сколько стоит доброта?

   ВТолковом словаре живого великорусского языка Даля слово

   «добро» – что честно и полезно, все, чего требует от нас долг человека, гражданина, семьянина…. Со времен Владимира Ивановича очень многое изменилось: личностные и семейные ценности, устои, культура… Поменялось само время. Неизменным осталась лишь склонность общества к порокам и влечение к деньгам.

   Вдраматическом театре нашей сегодняшней жизни деньгам отведена главнейшая роль. Пожалуй, и современный старик, вытянувший невод, попросил бы у золотой рыбки, прежде всего, миллион вместо нового корыта, а князь Мышкин Достоевского был бы, наверное, более прагматичным в благих своих делах.

   Пчем нынче доброта? Нужны ли нашему обществу благотворительные традиции? И кто поможет таланту, когда государство не в силах? Об этом поговорим с заслуженным работником культуры, преподавателем Миасского колледжа искусств и культуры, воспитавшим не одного талантливого музыканта, Геннадием Лузиным.

   Нш менталитет:

   «О человеке вспоминаем после смерти»

   – Геннадий Александрович, какова судьба ваших талантливых воспитанников? И легко ли быть талантливым человеком в России?

   – (удрученно) Став лауреатами международных конкурсов, некоторые не занимаются музыкой дальше, к глубокому сожалению. Семья обязывает… Кормить надо семью. Как правило, приобретают другую специальность, ударяются в бизнес. Деньги сегодня – как камень преткновения. Представьте, музыкант стал лауреатом конкурса. А дальше?

   Чобы выйти на широкую аудиторию нужны опять-таки деньги. Быть талантливым человеком в стране сложно. России таланты, как свежая кровь, нужны, но поддержки для них от государства почти нет. Слов много о помощи, но молодежной политики как таковой в отношении талантливой молодежи нет. В спорте да – там другие интересы и деньги. В музыке же ситуация иная. Поддержка на порядок выше должна быть.

   ВРоссии вообще ситуация не очень хорошая с ее национальным достоянием – с людьми, особенно с талантливыми, даже известными. Пример приведу. Нонна Мордюкова – великая актриса, культурный пласт страны – умерла известной в нищете. Почему-то у нас человека вспоминают частенько уже после смерти. Другой менее известный актер, Епифанцев, говорил перед смертью: «Надо помереть побыстрее – тогда вспомнят». Так что в конце жизни талантливому человеку государство не поможет, отчего и крутятся они, вертятся, свой талант в землю зарыв, как говорится, и, используя его иногда только на праздниках бытового уровня.

   Окрывая двери:

   «Тебе кушать-то есть что, а ты на аккордеон деньги просишь»

   – Один из ваших учеников, подающий большие надежды Сергей Лобков был приглашен учиться в московскую Гнесинку, и на аккордеон для учебы в ней вместе с ним вы придумали провести ряд благотворительных концертов в Миассе. Вам пришлось стучаться в двери к потенциальным меценатам. Открывали двери-то?

   – Открывали, но очень часто у меня складывалось впечатление, что разговариваю как со стеной. Не слышат. Понимающей поддержки почти нет. Один даже выговорил: мол, кушать-то есть тебе что, а ты на аккордеон деньги просишь. С кем уже завтра тогда жить придется на одной лестничной площадке, кто будет дружить с нашими детьми, если не поможем сейчас талантливой молодежи? А Россия без одаренных людей, что она будет из себя представлять?!

   – Откуда корни проблемы растут? И какое лицо у современного благотворителя?

   – Думаю, из семьи проблема идет. В воспитании дело. Знаете, когда человек вырастает в довольно сложной российской действительности, видит своими глазами с экрана телевизора не очень хорошие примеры – сам таким же становится.

   Н, слава Богу, все-таки есть люди, которые неравнодушно отнеслись к мольбе о помощи. В случае с Сергеем лодку удалось раскачать: помогли Наталья Ардабьевская, Владимир Дегтярь, Игорь Войнов и другие. Им спасибо большое. И все же равнодушных среди миасских депутатов и руководителей предприятий очень много.

   Ощественный вес:

   «От благотворительности – престиж не меньший, чем от дорогого автомобиля»

   – Считаете ли вы, что в стране, где есть пропасть между богатыми и бедными, нужны благотворительные традиции?

   – Благотворительность в любом обществе во все времена нужна. Это ж целая эпоха. Вспомните Савву Морозова – вкладывал в вещи, которые будут жить вечно. В ХIХ веке сколько было меценатов! А сейчас, у меня такое впечатление складывается, что богатым людям больше хапнуть бы… и сидеть на ящике потом. Но ведь оказал благотворительную помощь, проявил неравнодушие – и престиж не меньший, чем от владения дорогим автомобилем, к примеру.

   – На государственном уровне какие меры необходимо предпринять в развитии традиций меценатства?

   – С законом нужно работать. Здесь ведь тоже проблема целая, и я прекрасно это понимаю: один даст денег, а кто-то с него спросит, мол, а откуда деньги-то взял. Вот ведь в чем еще проблема. И, наверное, со школьной скамьи на уроках из истории России детям надо приводить примеры благотворительной деятельности в прошлом. В учебниках писать о меценатах, чтобы уже со школьной скамьи ребенок понимал, что это хорошо – помочь другому человеку.

   Свременное меценатство:

   «Носит подпольный характер. Как газета «Искра»

   – Хороший закон, например – «О меценатстве», конечно, необходим нашей стране. Известный меценат, знаменитый в мире музыкант Владимир Теодорович Спиваков авторитетно заявлял в отношении благотворительности следующее: «У русской благотворительности своя специфика. Ее отличие – в неорганизованности. У нас нет соответствующих законов. А если и есть, то не выполняются… Наша благотворительность до сих пор носит подпольный характер. Как газета «Искра».

   – По вашему мнению, мы не созрели быть благотворителями?

   – Боюсь, что нет, не созрели. Если бы наоборот, то меньше бездомных детей было бы в стране, детей, которые не ходят в школу, в конце-то концов.

   Н созрели мы еще к благотворительности. И не созреем. От больших денег душа со временем черствеет, как недельный батон хлеба. И если уж в утробе матери что-то заложили в душу, то эта душа в течение жизни будет чувствовать потребность помочь и поможет, а если нет – то никакие доводы… Диагноз один! Вот жил один богач, у которого все мысли были о том, как бы поесть и как бы поспать: потребности животного, не более. Вот и диагноз вырисовывается. Но мы иногда – как из «Макбета» Шекспира – «хуже, потому что нет чувства сострадания».

   Н деньги – иной раз участие нужно. Участие. Неравнодушие. А что там с приметами современного времени? Доброму быть неуютно и неудобно сейчас? Засмеют, пальцами будут показывать, и за добро не заплатит никто. Так в ком добра нет, в том и правды нет; получается, вся жизнь – как обман. Нищего еще можно понять, а вот… Лев Толстой писал: мол, чрезмерный богач, не помогающий бедным, подобен здоровенной кормилице, сосущей с аппетитом собственную грудь у колыбели голодающего дитяти. Точнее и не скажешь. А если и добра чрезмерный богач не смыслишь, так хоть худа не говори и не делай… подальше от голодающего дитяти. Подальше.

   …Так сколько ж все-таки стоит доброта? Сегодня мы имеем возможность помочь бескорыстно, а завтра сами можем стоять с протянутой рукой – таковы реалии жизни. Так вот тот, кому помогли, и нам может помочь в будущем. Это и есть, наверное, цена нашей помощи сегодня. И, слава Богу, мир не без добрых людей, а значит – мы живы.

   Глина Наумова, научный сотрудник краеведческого музея:

   «Не говорить нужно – кричать»!

   – Галина Михайловна, расскажите о миасских традициях меценатства. Были ли у нас в Миассе известные благотворители?

   – Знаете, в Миассе было очень много меценатов. Действительно богатые люди пошли после отмены крепостного права – свободные предприниматели, торговые люди, купцы. В Миасс, кстати, отмена крепостного права пришла не 19 февраля, а 8 марта 1961 года; в честь этого события в течение 20 лет народ с миру по нитке собирал на строительство Александро-Невского храма. А ведь они были не богатыми! Людей, которые хотели не только для себя чего-то, но и для общества – на храм, на больницу, на школу – оказалось в то время больше. Если говорить о конкретных именах, то не хватит целой страницы. Вот, к примеру, в первых миасских школах существовала своеобразная должность – почетный смотритель. Это был человек из богатых, он помогал в приобретении учебников, давал деньги на ремонт... Один из таких людей, купец Василий Ильич Кузнецов – почетный смотритель церковно-приходской школы, помогал также в строительстве сельской больницы (ныне горбольница № 1).

   Ивестна семья благотворителей Романовских. Глава семьи – доктор, он руководил миасским госпиталем, построил колокольню Свято-Троицкой церкви, при содействии сестер Романовских была создана первая женская палата на 6 коек.

   Вцелом примеров можно много привести. На средства купечества и гимназии строилось и первое профессиональное училище. Симонов Егор Митрофанович, известный купец, вырос из крестьян – строил школы, больницы, храмы.

   И что важно отметить, были среди благотворителей и люди, не владеющие большими средствами, такие как, например, протоирей Малышев – очень яркий представитель нашего общества.

   – А государство какие-то привилегии предоставляло меценатам?

   – Если человек занимался благотворительной деятельностью в течение 10 лет, то ему присваивали звание почетный житель города, если после этих десяти лет еще пять лет оказывал обществу помощь, то он уже становился потомственным почетным гражданином города, что очень положительно сказывалось и на его детях. Люди стремились к этому званию. Таких людей не могли выпороть розгами, их освобождали от службы в армии.

   – Сейчас, как думаете, нужна благотворительность?

   – Конечно. Сегодняшнее общество, я не побоюсь сказать, – нищее. И о благотворительности не говорить нужно – кричать. Посмотрите сами: многие государственные учреждения влачат нищенское существование. Учреждения культуры – это вообще, я бы сказала, уничтожение культуры государства.

   – И все-таки кто-то помогает?

   – Нельзя сказать, что вообще не помогают. Я, к примеру, в архивах работаю только за спонсорские деньги. В основном помогают простые люди, не самые богатые. Кстати, недавно мы установили памятник сестрам Романовским на территории Южного кладбища. Началось все с заметки в газете, на которую откликнулся предприниматель Имеров. Помогли. Память о хороших людях новую жизнь обрела. Так что в целом обществу необходимы традиции меценатства, осознанные благотворители.

   


С. ЩЕРБАКОВ.

   



назад

Яндекс.Метрика