последний номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Глагол


Пятница,

7 августа 2009 г.
№ 56

Издается с
10 октября 1991 г.
Глагол

Решать проблемы надо цивилизованно, или Как подать иск... на Бога

   Стех пор как в «Глаголе» появилась новая услуга – консультация профессионального юриста, которую наши подписчики могут получить бесплатно, – в жизни редакции произошли некоторые изменения.

   В-первых, теперь каждую среду обсуждение материалов проходит чуть тише, чем обычно – тс-с-с, у «нашего» юриста идет прием! Во-вторых, мы как-то незаметно для себя стали разбираться, чем отличается «истец» от «ответчика», и выучили наизусть телефон Роспотребнадзора. В-третьих, оказалось, что иметь рядом юридически грамотного человека, к которому в любой момент можно обратиться за консультацией, очень удобно (и как мы без него раньше жили?).

   Совом, с юриспруденцией мы теперь «на короткой ноге», а потому решили немного рассказать о ней и нашим читателям. На вопросы «Глагола» ответил практикующий юрист, представитель фирмы «Юридическая палата» Александр Чернышев.

   Рстем, товарищи!

   – Александр, с какими вопросами к вам обращаются чаще всего?

   – В последнее время это в основном жилищные вопросы (по вселению/выселению граждан, по приватизации и признанию права собственности и т.д.), вопросы по взысканию денежных сумм по договорам займа. Очень часто стали обращаться и с исковыми заявлениями о расторжении брака, взыскании алиментов и разделе имущества, нажитого супругами в период брака.

   Взможно, рост количества таких дел связан со сложным финансовым положением, в котором сейчас многие оказались. Хотя вполне возможно, дело в другом. В среде юристов не зря существует мнение: чем выше интеллектуальный уровень общества, тем больше его представителей пытаются решить свои вопросы цивилизованным путем – через суд...

   – В этом смысле наше общество «подросло»?

   – Безусловно. Горожане приходят к нам с четким осознанием, что их вопрос может решить только обращение в суд. Возможно, звучит чересчур помпезно, но все больше людей сейчас доверяют правовой системе государства и верят в правосудие. У граждан появляется понимание, что суд независим и создан для того, чтобы беспристрастно решать спорные вопросы.

   – А как насчет пресловутой судебной волокиты? Люди ее больше не боятся?

   – Есть легкие дела, которые решаются за месяц. А есть судебные заседания, которые длятся по нескольку лет. И определенное промедление в таких случаях вполне обосновано, ведь суд должен детально изучить все обстоятельства дела. Именно благодаря такому тщательному принципу работы появляется возможность в итоге вынести обоснованное и законное решение по делу.

   Пэтому перед началом судебного процесса мы всегда проводим некую психологическую подготовку клиентов: объясняем, что нужно запастись терпением, а главное – верить в собственные силы, верить в правду и в закон.

   – Часто ли клиенты уходят от вас с каким-то результатом?

   – Всегда. Ведь цель нашей работы – донести до людей реальное положение дел. Уже на этапе консультации мы объясняем, что здесь, например, выиграть практически невозможно, а здесь – вполне можно надеяться на успех. В 90 процентах случаев дело заканчивается так, как мы предполагаем изначально. Так что после нашей консультации человек уже имеет какой-то результат – по крайней мере знает, на что рассчитывать.

   Лшадь и сбруя не помогли...

   – От чего еще зависит успех дела?

   – Исход большинства дел напрямую зависит от того, насколько правильно и тщательно проведена подготовка к предстоящему судебному заседанию, насколько верно определены юридически значимые обстоятельства, а также какие доказательства и каким образом собраны еще до судебного заседания. Всю эту работу выполняет юрист, который ведет дело.

   Врочем, немало зависит и от самого истца. Если на юристе лежит ответственность за правовое обоснование, ссылки на закон и предоставление доказательств, то главная обязанность истца – правильно донести суть дела.

   – А что, бывают случаи, когда клиенты говорят неправду?

   – Как показывает практика, практически каждый второй посетитель, который приходит на консультацию, рассказывает историю с выгодной для себя позиции. А позже, при обращении в суд, выясняются обстоятельства, которые клиент намеренно скрыл... Конечно, такие случаи очень вредят делу.

   Был случай, когда одна женщина претендовала на наследство отца и при этом утверждала, что своевременно вступила в права наследования: после смерти родителя она забрала из его дома телегу, лошадь и сбрую. Напомню, что по закону вступить в права наследования можно в течение полугода после смерти, обратившись к нотариусу с заявлением о принятии наследства либо забрав какие-либо вещи покойного.

   М по всем правилам подготовили исковое заявление, обратились в суд, а в ходе заседания вдруг выяснилось, что и телега, и сбруя, и лошадь изначально принадлежали истцу – женщина когда-то отдала их в пользование отцу, а после его смерти забрала свои же вещи. Получилось, что вступления в права наследования не было, а значит и претендовать на имущество отца она не могла...

   Збудьте слово «неудобно»

   – За пять лет юридической практики вы, наверное, сталкивались с разными клиентами. А можете отметить какие-то общие особенности?

   – Пожалуй, главная особенность русского человека – доверие. Это особенно характерно для пожилых людей. Недавно вот пришел дедушка: он одолжил знакомой солидную сумму денег, которую копил несколько лет, а знакомая в назначенный срок отказалась их отдавать. Мы предложили этому дедушке обратиться в суд и взыскать с ответчика долг с процентами, а он вздыхает: дескать, как же я буду требовать да в суд обращаться.... Перед знакомой неудобно...

   – Но в некоторых житейских ситуациях действительно бывает неудобно. Приходит, например, подруга, просит одолжить ей деньги. Ну как тут про расписку заикнешься? Подумает, что не доверяю...

   – Для начала нужно понять, что когда мы даем кому-то деньги и получаем в ответ расписку, мы тем самым не подозреваем человека, не демонстрируем свое недоверие, а всего лишь подтверждаем факт передачи денежных средств. А вот отказ от составления расписки дает повод для подозрений! Так что человек, который берет деньги, в идеале должен составить расписку по собственной инициативе, не дожидаясь просьбы дающего.

   Кедитор в свою очередь должен понимать, что отдает свои честно заработанные деньги, поэтому ни о каком стеснении или неудобстве речь идти не должна.

   – Начиная с какой суммы стоит брать с должника расписку?

   – Здесь все просто: с той суммы, которую бы вы хотели вернуть обратно и потеря которой для вас является существенной. Для кого-то это 1000 рублей, для кого-то 100...

   1 000 000 долларов за обожженный палец?

   – Сейчас становится модно подавать иски за моральный ущерб. На западе «процесс» давно налажен, и часто мелькают сообщения, как в каком-нибудь «Макдональдсе» человек, пролив на палец горячий кофе, подает миллионный иск...

   – Ну, подать иск на миллион долларов – это не проблема. Проблема потом это дело выиграть. Поверьте, далеко не все громкие западные дела, о которых мы слышим по телевизору, заканчиваются выплатой таких сумм.

   Вобще сравнивать в этом плане российскую систему законодательства и западную некорректно – у нас слишком разные представления о взыскании компенсации за моральный ущерб. Например, в США был случай, когда в жилой дом попала молния, в результате чего сгорела крыша. И хозяйка дома обратилась в суд с иском на... Бога. И, представьте себе, выиграла! Правда, ущерб ей в результате возместили за счет городской казны.

   Дя сравнения могу сказать, что у нас бы такой иск даже не приняли. Хотя бы потому, что по российским законам нужно было бы указать почтовый адрес ответчика...

   Врочем, клиенты с оригинальными просьбами встречаются и у нас. Например, была женщина, которая хотела подать в суд на соседа сверху, утверждая, что он регулярно подглядывает за ней и своим взглядом «просвечивает» ее одежду насквозь...

   А что касается возмещения морального вреда... Его, конечно, могут возместить, но сумма компенсации будет соответствовать реальному размеру нанесенного морального ущерба – к решению данных вопросов у нас подходят более трезво, чем в той же Америке.

   Сажем, если в каком-то ресторане вы все-таки обожглись горячим кофе, можно взыскать деньги, потраченные на лечение обожженного участка. Плюс можно рассчитывать на определенную сумму, которая поможет вам морально отдохнуть и отвлечься от случившейся неприятности: скажем, сходить в кино или театр. Но не стоит всерьез надеяться, что вам оплатят недельный отдых на курорте...

   – Какой была самая большая сумма компенсации морального ущерба, которую выплатили на вашей практике?

   – 150 000 рублей. Но в том случае мужчина попал в аварию, получил серьезную травму и полгода провел в больнице.

   Вобще, рассчитывая получить денежную компенсацию, советую не опираться на западную судебную практику и сообщения телевидения, а реально подойти к решению вопроса. Во-первых, поставьте себя на место ответчика и подумайте, как он должен был поступить в вашей ситуации. Во-вторых, подумайте, почему все так произошло, и что можно было сделать, чтобы этого не допустить. И, наконец, попытайтесь объективно объяснить, по чьей вине произошло несчастье. Если вы сами себе честно признаетесь, что это вина ответчика, смело обращайтесь за юридической консультацией.

   Ипомните, нет ничего особенного в том, что человек отстаивает свою позицию. Так что, если считаете, что ваши права нарушены – добро пожаловать!

   


Беседовала Л. Гусельцева.



назад

Яндекс.Метрика