последний номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Глагол


Пятница,

7 августа 2009 г.
№ 56

Издается с
10 октября 1991 г.
Глагол

«Не жалеть себя ради дела»

   Эому принципу всегда следовал один из самых известных спортивных работников Миасса Анатолий Какшин

   Дя чего живет человек? Что сделал на этой земле? Что оставит после себя? С возрастом редко кто не задает себе таких вопросов. Анатолию Николаевичу Какшину, одному из известных в городе спортивных работников, недавно отметившему 80-летие, есть что ответить. Он убежден, что только совесть и труд составляют главные ценности, смысл жизни. На юбилейном вечере, в кругу родных и давних друзей, не раз звучали в его адрес пожелания поберечься, «сбавить обороты». Но все понимали риторичность этих призывов. Характер у Анатолия Николаевича до сих пор неуемный.

   Ве, кто знает Анатолия Николаевича, не кривя душой скажут, что он никогда и нигде не жалел себя ради дела. Многим сегодняшним молодым людям (не в укор им будет сказано, просто сейчас другое время), наверное, не понять, ради чего надо было всю жизнь «упираться», так и не заработав ни шикарной машины (до сих пор ездит на своей 30-летней «копейке»), ни приличного жилья и дачи. А сам он объясняет: «Я всегда получал маленькую зарплату, зато большое удовольствие от работы. К тому же глубоко убежден, что в те годы очень многие жили по таким же принципам. Мы были так воспитаны с детства – семьей, самой жизнью». Действительно, в Миассе немало ветеранов – энтузиастов спорта. Воспоминания одного из них помогут вернуться в года не такие уж отдаленные по времени, но уже сильно отличающиеся от наших.

   – Анатолий Николаевич, о чем из пережитого вспоминаете с особым удовольствием?

   – Пожалуй, это мои самые молодые годы, когда работал в профтехучилище. Там было нелегко – ведь хотелось загрузить ребятишек спортом так, чтобы они им буквально заболели. Но ведь удалось! Наше училище было в числе передовых в областном управлении профтехобразования по показателям физвоспитания. В течение десяти лет мы занимали первые места в соревнованиях по лыжам. А тогда за победы училище получало спортинвентарь, так что мы сумели создать солидную базу. Не поверите – лыжи, коньки были в достаточном количестве. Кстати, по выходным дням многие работники треста «Уралавтострой» с удовольствием брали у нас лыжи напрокат. Мы имели 25 велосипедов, в том числе 15 гоночных, катер, мотоциклы… В общежитии ежедневно проводил с учащимися зарядку. Некоторые сердились, ленились, но я не давал поблажки, и те постепенно «сдались».

   – Судя по всему, приходилось быть и «строгим батькой», и «мягкой жилеткой» для своих воспитанников?

   – Конечно. Особенно был сердит, когда видел, что мои ребята курят, тут им доставалось как следует. Но вместе с тем у нас были хорошие дружеские отношения, а с некоторыми выпускниками мы до сих пор поддерживаем связь, ребята мне звонят, приходят в гости.

   – А какая у вас была самая большая награда в жизни?

   – Если вы имеете в виду правительственные, то до них дослужиться не довелось, да у меня и никогда не было такой цели. Есть около восьми десятков грамот разных достоинств. Но самой памятной наградой был для меня альбом для фотографий за 3 рубля 15 копеек, прилюдно врученный однажды моими воспитанниками по случаю праздника Октября. Дело в том, что я часто открыто говорю все, что думаю, невзирая на ранги. Видимо, поэтому в тот год не попал в список обласканных к дате работников. Об этом прознали мои физкультурницы и сами, скинувшись, купили подарок. Чем сконфузили руководство, которое вскоре принесло мне свои извинения и «вдогонку» издало приказ о поощрении.

   – Вы свыше десяти лет проработали директором стадиона автозавода. Это были семидесятые годы. Вспоминается, что правительство – сверху донизу – много внимания, как никогда ранее, стало уделять досугу трудящихся.

   – Не хочу опускаться до старческого брюзжания, назову только несколько цифр. На лето у нас на пруду было в прокате 150 лодок, которые пользовались большим спросом. Но особая гордость – зимние спортивные базы. Свыше 2000 пар наших лыж расходились среди трудящихся в выходные и праздничные дни. Регулярно проводили соревнования среди цехов и отделов, шла сдача норм ГТО. Да, бытовали и приписки, но и работа велась нормальная. Также мы организовывали массовое катание на коньках для школьников (кстати, прокат коньков стоил 10 копеек в час). Для хоккеистов постоянно заливали центральное и два вспомогательных футбольных поля. На стадионе работало 15 тренеров. Имелось достаточно техники, чтобы содержать все спортсооружения в порядке. Коллектив был сплоченный, разгильдяев не брали и не держали. Может, тогда стадион был и не таким красивым, каким планируется его сделать сейчас, но он был по-настоящему любим миасцами.

   – Были ли ситуации, когда можешь – не можешь, но надо сделать?

   – Сколько угодно. Например, однажды Центральный Совет ДСО «Спартак» принял решение провести у нас первенство по конькам. А как раз руководство автозавода забрало машину для заливки льда для своих, тоже неотложных, нужд. Хоть караул кричи. Но справились, соревнования не сорвали.

   – И как сейчас живет «простой пенсионер»?

   – Полной, интересной жизнью! Встаю рано, около 6 часов утра. Каждый день зарядка обязательно. Работаю в саду, в гараже, много читаю. Занимался с внуками, когда они были поменьше и жили рядом. У нас хорошая дружная семья, много родственников, с которыми постоянно поддерживаем исключительно теплые отношения, помогаем друг другу. Это сейчас моя самая главная жизненная ценность и радость.

   И биографии

   Рдился в селе Елань Свердловской области, в трудолюбивой крестьянской семье. По преданьям, дальние его предки, воспитанники императорской школы, были сосланы на Урал, куда по велению Екатерины II отправляли непокорных и неугодных властям. В семье было 10 детей, выжило только пятеро, других скосили болезни и голод 30-х годов. В войну сельские пацаны остались за главных мужиков, в том числе и двенадцатилетний Толя, которому приходилось работать в поле от зари до зари.

   Вначале 50-х годов, после службы в армии, Анатолий Николаевич приехал в Миасс.

   Поработав год инструктором физкультуры на Ильменской турбазе и недолго на автозаводе, перешел в 49-е профтех-училище (тогда ФЗУ) преподавателем физкультуры. В 1969 году его пригласили возглавить строящийся Дворец спорта «Заря». Через восемь лет он стал директором стадиона «Труд» автозавода, а незадолго до выхода на пенсию его перевели на работу инженером управления капитального строительства «УралАЗа» по реконструкции заводского парка.

   


Беседовала З. СОКОЛОВА.



назад

Яндекс.Метрика