последний номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru | ||
Пятница, 7 августа 2009 г. № 56 Издается с 10 октября 1991 г. |
«Не жалеть себя ради дела» Эому принципу всегда следовал один из самых известных спортивных работников Миасса Анатолий Какшин Дя чего живет человек? Что сделал на этой земле? Что оставит после себя? С возрастом редко кто не задает себе таких вопросов. Анатолию Николаевичу Какшину, одному из известных в городе спортивных работников, недавно отметившему 80-летие, есть что ответить. Он убежден, что только совесть и труд составляют главные ценности, смысл жизни. На юбилейном вечере, в кругу родных и давних друзей, не раз звучали в его адрес пожелания поберечься, «сбавить обороты». Но все понимали риторичность этих призывов. Характер у Анатолия Николаевича до сих пор неуемный. Ве, кто знает Анатолия Николаевича, не кривя душой скажут, что он никогда и нигде не жалел себя ради дела. Многим сегодняшним молодым людям (не в укор им будет сказано, просто сейчас другое время), наверное, не понять, ради чего надо было всю жизнь «упираться», так и не заработав ни шикарной машины (до сих пор ездит на своей 30-летней «копейке»), ни приличного жилья и дачи. А сам он объясняет: «Я всегда получал маленькую зарплату, зато большое удовольствие от работы. К тому же глубоко убежден, что в те годы очень многие жили по таким же принципам. Мы были так воспитаны с детства – семьей, самой жизнью». Действительно, в Миассе немало ветеранов – энтузиастов спорта. Воспоминания одного из них помогут вернуться в года не такие уж отдаленные по времени, но уже сильно отличающиеся от наших. – Анатолий Николаевич, о чем из пережитого вспоминаете с особым удовольствием? – Пожалуй, это мои самые молодые годы, когда работал в профтехучилище. Там было нелегко – ведь хотелось загрузить ребятишек спортом так, чтобы они им буквально заболели. Но ведь удалось! Наше училище было в числе передовых в областном управлении профтехобразования по показателям физвоспитания. В течение десяти лет мы занимали первые места в соревнованиях по лыжам. А тогда за победы училище получало спортинвентарь, так что мы сумели создать солидную базу. Не поверите – лыжи, коньки были в достаточном количестве. Кстати, по выходным дням многие работники треста «Уралавтострой» с удовольствием брали у нас лыжи напрокат. Мы имели 25 велосипедов, в том числе 15 гоночных, катер, мотоциклы… В общежитии ежедневно проводил с учащимися зарядку. Некоторые сердились, ленились, но я не давал поблажки, и те постепенно «сдались». – Судя по всему, приходилось быть и «строгим батькой», и «мягкой жилеткой» для своих воспитанников? – Конечно. Особенно был сердит, когда видел, что мои ребята курят, тут им доставалось как следует. Но вместе с тем у нас были хорошие дружеские отношения, а с некоторыми выпускниками мы до сих пор поддерживаем связь, ребята мне звонят, приходят в гости. – А какая у вас была самая большая награда в жизни? – Если вы имеете в виду правительственные, то до них дослужиться не довелось, да у меня и никогда не было такой цели. Есть около восьми десятков грамот разных достоинств. Но самой памятной наградой был для меня альбом для фотографий за 3 рубля 15 копеек, прилюдно врученный однажды моими воспитанниками по случаю праздника Октября. Дело в том, что я часто открыто говорю все, что думаю, невзирая на ранги. Видимо, поэтому в тот год не попал в список обласканных к дате работников. Об этом прознали мои физкультурницы и сами, скинувшись, купили подарок. Чем сконфузили руководство, которое вскоре принесло мне свои извинения и «вдогонку» издало приказ о поощрении. – Вы свыше десяти лет проработали директором стадиона автозавода. Это были семидесятые годы. Вспоминается, что правительство – сверху донизу – много внимания, как никогда ранее, стало уделять досугу трудящихся. – Не хочу опускаться до старческого брюзжания, назову только несколько цифр. На лето у нас на пруду было в прокате 150 лодок, которые пользовались большим спросом. Но особая гордость – зимние спортивные базы. Свыше 2000 пар наших лыж расходились среди трудящихся в выходные и праздничные дни. Регулярно проводили соревнования среди цехов и отделов, шла сдача норм ГТО. Да, бытовали и приписки, но и работа велась нормальная. Также мы организовывали массовое катание на коньках для школьников (кстати, прокат коньков стоил 10 копеек в час). Для хоккеистов постоянно заливали центральное и два вспомогательных футбольных поля. На стадионе работало 15 тренеров. Имелось достаточно техники, чтобы содержать все спортсооружения в порядке. Коллектив был сплоченный, разгильдяев не брали и не держали. Может, тогда стадион был и не таким красивым, каким планируется его сделать сейчас, но он был по-настоящему любим миасцами. – Были ли ситуации, когда можешь – не можешь, но надо сделать? – Сколько угодно. Например, однажды Центральный Совет ДСО «Спартак» принял решение провести у нас первенство по конькам. А как раз руководство автозавода забрало машину для заливки льда для своих, тоже неотложных, нужд. Хоть караул кричи. Но справились, соревнования не сорвали. – И как сейчас живет «простой пенсионер»? – Полной, интересной жизнью! Встаю рано, около 6 часов утра. Каждый день зарядка обязательно. Работаю в саду, в гараже, много читаю. Занимался с внуками, когда они были поменьше и жили рядом. У нас хорошая дружная семья, много родственников, с которыми постоянно поддерживаем исключительно теплые отношения, помогаем друг другу. Это сейчас моя самая главная жизненная ценность и радость. И биографии Рдился в селе Елань Свердловской области, в трудолюбивой крестьянской семье. По преданьям, дальние его предки, воспитанники императорской школы, были сосланы на Урал, куда по велению Екатерины II отправляли непокорных и неугодных властям. В семье было 10 детей, выжило только пятеро, других скосили болезни и голод 30-х годов. В войну сельские пацаны остались за главных мужиков, в том числе и двенадцатилетний Толя, которому приходилось работать в поле от зари до зари. Вначале 50-х годов, после службы в армии, Анатолий Николаевич приехал в Миасс. Поработав год инструктором физкультуры на Ильменской турбазе и недолго на автозаводе, перешел в 49-е профтех-училище (тогда ФЗУ) преподавателем физкультуры. В 1969 году его пригласили возглавить строящийся Дворец спорта «Заря». Через восемь лет он стал директором стадиона «Труд» автозавода, а незадолго до выхода на пенсию его перевели на работу инженером управления капитального строительства «УралАЗа» по реконструкции заводского парка.
Беседовала З. СОКОЛОВА.
|
назад |