последний номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru | ||
Пятница, 31 июля 2009 г. № 54 Издается с 10 октября 1991 г. |
Металлурги дали бой в Магнитогорске Пиезд одного из двух руководителей страны – всегда мероприятие высочайшего уровня. А в этот раз особенно: Путина ждали металлурги, от которых зависит 50 процентов бюджета Свердловской области и более 60 процентов – Челябинской. А еще все моногорода этих регионов, обстановка в которых так заботит федералов. Корреспондент «URA.Ru» был в пуле журналистов, попавших на совещание в Магнитогорске, и сообщает: столь откровенного разговора не было никогда. Пилетев в Магнитогорск, премьер отправился на главный завод этого города и этой области – металлургический комбинат, где его благословения ждали новенький агрегат полимерных покрытий № 2, и главная гордость Магнитки – первый в России полноценный стан-5000. Тот самый, что в соседней Свердловской области собирались строить с 1999 года, но так и не смогли – только переругались между собой. Пограмма визита Владимира Путина ничего хорошего участникам совещания (бизнесменам, контролирующим 90 процентов российского проката) не обещала: какой разговор о кризисе после того, как премьер увидел, что и в сложный период можно построить Стан-махину? Но в отрасли слишком долго ждали внимания власти, и проблемы скрывать не стали. Разговор вышел жестким. Сачала гендиректор «Северстали» Алексей Мордашев пожаловался на рост протекционизма на иностранных рынках и привел в пример Китай с Индией, начавших антидемпинговое расследование в отношении российских компаний. Владелец «Северстали» озвучил главную мечту коллег – создать единый регламент защиты российских производителей на внешних рынках. Вплоть до метода политического давления. А потом назвал вторую главную проблему – Российские железные дороги завышают тарифы на лом, который используется в производстве. Это настолько больная для металлургов тема, что Мордашева тут же поддержали. Оравдываться пришлось лично президенту РЖД Владимиру Якунину, у которого по традиции все уже было подсчитано. «В прошлом году мы покупали 900 тыс. тонн рельсов, сейчас – в 2,5 раза меньше. Если снизить тариф, то РЖД потеряет несколько миллиардов, а прибыль металлургов будет намного меньше. Кроме того, из-за отказа от реализации инвестпрограмм металлурги потеряют заказы», – заверил Якунин. Н к такой аргументации металлурги были готовы. Председатель совета директоров НЛМК Владимир Лисин предложил повысить тариф на вывоз лома и снизить на его перемещение внутри страны. «Обещаю вам, что мы не задвинем эту тему, – усмирил спорщиков Владимир Путин. – Но нужно все тщательно просчитать». Вадимир Лисин продолжил: «Главное – внутренний рынок. Надо поддержать местных строителей». По расчетам владельца Новолипецкого меткомбината, сейчас в среднем 700 дней на получение разрешения на строительство – это тормозит строительную сферу. «Если законодательно сократить этот срок, то строительство пойдет активнее и у металлургов появятся заказы», – уверен он. Эого металлурга давно считают эдаким заступником всей отрасли, и никто не удивился, когда Владимир Лисин стал говорить не только о себе, но и о друзьях. Например, о владельце Магнитогорского меткомбината Викторе Рашникове, потратившем в этом году 44 млрд. рублей. Значительной частью этих платежей оказался налог на имущество. «Мы не можем отбирать у Сумина налог на прибыль, но налог на ввозимое оборудование, пока предприятие не сдало его в эксплуатацию, считаю разумным отменить. Нынешняя ситуация тормозит инвестпроекты», – предложил металлург и пожаловался на слишком долгий возврат переплаченного в прошлом году налога на прибыль. Ко-нибудь мог бы ответить за это, но заместитель министра финансов России Александр Новак успокоил металлургов, рассказав о законопроекте, в рамках которого налоговая будет проверять документы на возмещение налога в течение 15 дней, а потом еще в течение пяти, казначейство будет переводить деньги предприятиям. Всем предприятиям, кроме системообразующих, нужно будет предоставить банковские гарантии на сумму возврата. Владимир Лисин на это предложил освободить от банковских гарантий все крупные предприятия. «Вы и так всех нас хорошо знаете», – сказал Лисин. Новак согласился, что рассмотрит предложение. Вадимир Путин напомнил, правительство уже сделало подарок промышленникам, отменив пошлину на ввоз оборудования, которое не производится в России. «Это подарок, нужно пользоваться им», – сказал премьер. Нстал черед государственных компаний, потребителей метпродукции, доказывать главе правительства, что они делают для поддержки отрасли все, что могут. Президент «Транснефти» Николай Токарев заверил, что покупает только отечественные трубы, но из-за финансовых трудностей многие предприятия приостанавливают производство, из-за чего срывают контракты на поставку труб. Зампред председателя правления «Газпрома» Александр Ананенков сообщил, что сейчас монополист покупает 97,3 процента труб в России, а пять лет назад закупалось только 43 процента от потребностей. В 2010 «Газпром» начнет крупную инвестпрограмму, и до 2020 года будет закупать по 3–3,5 млн. тонн труб в год. Другое дело, что в 1991 году эквивалентом тонне металла по цене было 11 тыс. кубометров газа, в прошлом году – 27 тысяч кубометров. Свещание грозило превратиться во взаимный обмен упреками, Владимир Путин это остановил: «Проблема известна и решается». Министр промышленности Виктор Христенко сказал, что нужно замкнуть программы металлургов, трубников и неф-тяников с газовиками. Путин продолжил цепочку примеров: если Магнитка начинает строительство Стана-2000 для автомобилестроения, то «КамАЗу» нужно договориться о сотрудничестве, вместе решив вопросы по качеству. Чобы металлурги не считали себя по итогам встречи победителями, руководитель Антимонопольной службы Игорь Артемьев рассказал о «сытых» годах отрасли: «На внутреннем рынке ранее был искусственный дефицит металла. Когда на Западе цены были выше и все срывали внутренние контракты и продавали на иностранные рынки». Виктор Христенко подвел такую черту под дискуссией – у правительства теперь четыре задачи: поддержка экспорта, инвестпроектов, внутреннего спроса и защита внутреннего рынка. «Потребители металлопродукции говорят о своих проблемах. Им вместе с металлургами нужно слышать друг друга, – резюмировал премьер. – Потребности в отечественной продукции на внутреннем рынке будут расти – это очевидно. Но такое состояние будет не всегда. Поэтому необходимо модернизировать производство, повышать качество продукции, создавать рабочие места и платить налоги». Мталлурги могут быть счастливы – их поддержали.
|
назад |