последний номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru | ||
Пятница, 17 июля 2009 г. № 51 Издается с 10 октября 1991 г. |
Памятка для родителей, или Как пережить лето Лтом родителям маленьких почемучек приходится особенно трудно. Дети выходят на каникулы и проводят большую часть времени дома. И количество детских вопросов увеличивается с каждым днем: почему на деревьях листья зеленые, как пьют растения, как извергаются вулканы, и так – до бесконечности. Ответить на них помогут элементарные опыты, которые не потребуют специального оснащения: материал для них всегда под рукой (а порой – и под ногой). Летние эксперименты настолько просты, что доступны даже дошкольникам. Ведь когда постигаешь законы природы на собственном опыте – они становятся ближе и понятнее. Кк пьют растения? Взможно, ребенок уже сталкивался с тем, что срезанные цветы, которые забыли поставить в воду, вянут очень быстро – значит, для питания им нужна вода. Подтвердить эту идею поможет красивый опыт. Птребуются: разноцветные чернила (красные, синие, зеленые), несколько обычных стаканов (по числу цветов), несколько белых гвоздик или стеблей сельдерея. Чо делать? Вкаждый стакан нужно налить чернила одного цвета, примерно на два сантиметра от донышка. Добавить столько же воды. Цветы или стебли сельдерея следует подрезать до такой длины, чтобы они смогли устойчиво стоять в стакане. Теперь оставляем нашу икебану на четыре часа. Что произошло? Как всегда, чудо: цветы стали разноцветными. Если к ним приглядеться, то можно увидеть тонкие прожилки: цветная вода их окрасила, поэтому они стали видны. Именно по ним вода, поднимаясь по стеблю, бежит к лепесткам. Окуда дует ветер? Овет «С запада» или «С юго-востока» вряд ли удовлетворит начинающего исследователя. Самое время научить его определять направление ветра. Птребуются: карандаш с ластиком на конце, пластмассовый стаканчик, например, из-под йогурта, соломинка для коктейля, булавка с головкой. Чо делать? Вять стаканчик из-под йогурта, проделать в центре отверстие и вставить в него карандаш, чтобы ластик оказался наверху, а острие карандаша – внутри стаканчика. Н каждом конце соломинки для коктейля сделать два надреза длиной в один сантиметр. В каждый из них вставить по небольшому треугольнику, вырезанному из картона. Углы треугольников должны быть направлены в одну сторону, чтобы получилась стрелка для нашего флюгера. Тперь надо ровно посередине проткнуть соломинку-стрелку булавкой и наколоть ее на ластик карандаша. Покрутите в разные стороны, чтобы убедиться, что она легко вращается. Основание флюгера (стаканчик) закрепляется с помощью пластилина на картонном квадрате. Пластилина не нужно жалеть, флюгер должен быть устойчивым. Ели ребенок уже умеет писать, он сможет вести настоящий дневник наблюдений, записывая каждый день направление и силу ветра (слабый, умеренный, сильный). Чо такое вулкан? Кнечно, можно рассказать о том, что вулкан формируется в земной коре над магмой. Когда горячие газы давят на нее, магма выталкивается наверх, расплавляя по пути горные породы и со взрывом извергается на поверхность. Но все эти объяснения не очень понятны ребенку. Гораздо нагляднее будет действующая (и при этом абсолютно безопасная) модель вулкана, которую можно установить, например, в песочнице. Птребуются: пластилин, питьевая сода (гидрокарбонат натрия) – одна столовая ложка, уксус 3-9% – 40-50 мл, несколько капель красного пищевого красителя (можно заменить свекольным соком), жидкость для мытья посуды – одна столовая ложка. Чо делать? Дя начала слепить конус. Разделить пластилин пополам: одну половину раскатать в круглый блин, а другую – в прямоугольник, из которого свернуть потом конус с небольшим отверстием сверху и соединить его нижнюю часть с «блином», аккуратно защепив по кругу. Пиготовить «лаву»: смешать жидкость для мытья посуды, сухую соду и краситель, залить все это в «жерло вулкана». Теперь добавить туда же уксус. В результате начнется бурная реакция – и из жерла вулкана повалит бурлящая пена. Зодно можно рассказать ребенку о том, что такая модель применяется в весьма мирных целях – например, на кухне, когда мама замешивает тесто. При соединении кислоты со щелочью образуется углекислый газ – он и делает тесто пышным, образуя в нем пузырьки и воздушные дорожки. И делают это его старые знакомые – сода и уксус. Кк видите – ничего сложного! А сколько радости, совместного творчества и открытий...
|
назад |