последний номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru | ||
Пятница, 17 июля 2009 г. № 51 Издается с 10 октября 1991 г. |
Украсть нельзя не красть, или «Не воровство – борьба»? Н я говорю вам: душа его хотела крови, а не грабежа – он жаждал счастья ножа! Зратустра об убившем грабителе. Ф НИЦШЕ. Чвствуете, как что-то пропульсировало в мозгу от эпиграфа в предвкушении резьбы бензопилой по-уральски? Сбросьте это напряжение: здесь не будет (или почти не будет) извращенцев, а сплошь люди такие же, как мы, со среднестатистической русской психикой. То есть своего рода маньяки, конечно, но терпимо, и жить можно. Ти простейших примера для ясности – о чем пойдет речь. Мсква. Гигантский продуктовый супермаркет. Мешковато одетый невзрачный мужчина крутится у алкогольного стеллажа. Камеры фиксируют: засунул дорогой коньяк во внутренний карман. Он уже на мушке у других камер и у охраны, но к выходу не торопится, заныкивает себе еще всякой мелочевки из нескольких отделов и – на выход. Вот только не к кассе, так как официально он ничего не купил, а ко входному шлагбауму, запрещенному для выхода. Здесь уже охранник плюс два подходят сзади. Сейчас он должен как трезвый человек пойти на кассу и просто все оплатить, но мужик закатывает скандал: «Почему я б… должен покупать у жидов коньяк за штуку! Разворовали, б… народное, прихапали!» и в таком духе. О – Жертва. С большой буквы, потому что это условный термин. Пока он бьется с охранниками (в этот раз довольно деликатными), двое молодых парнишек, таких же мешковатых, берут все, что им надо, ловко разделываясь с ценниками. В карманы погружено все, что надо, и рамка на кассе их не запикивает. Это профессионалы. А мужик – отвлекающий маневр, жертва. Его отпустят, кому нужна возня с милицейскими протоколами. Члябинск. Средней руки магазинчик одежды. Выходной, народу много. Девушка и парень как-то быстро, будто наугад, набирают для примерки столько одежды, что уследить продавцам нереально. Подходят к кабинкам, из которых сразу выходят двое (их друзья). Проходит минут 10–15, выходит парень, вскоре и девушка, и также быстро раскладывают одежду по местам. Парень идет к выходу через рамку: сигнала нет. Девушка делает то же, а вот ее-то рамка просекает и раздается нервное «пии». Она ноги в руки и бежать вместе с ждущим ее сообщником. За ними не гонятся. И одежды пропало три кофточки, двое штанов и женское белье. Надела, значит. Все это они пронесли под одеждой, а магнитные клипсы просто залепили фольгой, скорее всего. Одну, видно, не до конца. Масс. «Дар Сити». Заходят два парня, и – все к тем же алкогольным стеллажам. Открывают прямо на месте дорогую водку и начинают разливать в две фляжки, заранее принесенные. Делается быстро, нахрапом, пока нет охраны. Но руки дрожат (неопытные), и часть остается на полу. Все сделано, и ребята спешат к выходу, тупо бросив бутылку на полу. Это просекает охрана, дает сигнал, и ребятишек берут у кассы, обыскивают и заставляют звонить родителям. Пусть оплачивают. Пацаны, сперва грубые, размякают и становятся покорными, – хорошо не милиция. Мсковское видео я нашел в Интернете, там запись камер и самих воришек. Челябинскую историю рассказала одна из продавщиц, знакомая. А вот случай в «Дар Сити» произошел на моих глазах: проходя мимо, видел усердно пьющих водку ребят и все дальнейшее. Тких историй тысячи, хотя супермаркеты в России, особенно в провинции, довольно недавнее дело. Последние два случая по мастерству заметно уступают, но это одни примеры, а есть много других. К тому же мастерство – дело времени. Мсковский пример – типичный пример шоп-лифтинга. Все продумано до мелочей, но это не обычное воровство. Это стиль жизни. Брать только то, что нужно, чтобы выжить. С одеждой – так же. Это общие принципы, но у каждой группы есть и свои, корпоративные, так сказать. Шп-лифтинг зародился, как нетрудно догадаться, в Америке, когда янки, уставшие от запихиваемых в них все новых товаров, сказали: все, баста. Отныне вы ничего нам не навяжете, а мы ничего не купим. Из США в Европу, а здесь и до нас недалеко. Москва переняла эстафету, а теперь охотно передает ее провинции. Эидемия это или неизбежное слово прогресса, которое даст цивилизации больше, чем добросовестные потребители, – рассудит время. А пока нужно мириться с этим, а органам, естественно, бороться. Ме удалось найти через Интернет группу шоп-лифтеров, миасцев, работающих (точнее, живущих) в нашем городе, и поговорить с ними очно. Оин из садиков на автозаводе. Их четверо, одеты все неброско: серое, черное, большие карманы. Они напряжены, но делают вид, что раскованы. – Почему вы согласились встретиться? Блатной (на самом деле совсем не блатной, довольно интеллигентно говорящий молодой человек, на вид 22–25 лет): Пусть люди через прессу знают, что мы есть. Что есть какие-то альтернативы в жизни, кроме как горбатиться на чужого дядю, а другому дяде платить, чтобы покушать. – Это давний порядок. Если все будут как вы, то нечего будет красть. А производить кто будет? Блатной: Никогда все не станут как мы. Честными быть труднее всего. – Перед кем вы честны? Дня (парень около 20, миловидный блондин, по внешности – типичный романтик): Я честен перед собой. Делая это, я не чувствую угрызений совести. Значит, все делаю правильно. – А общество, государство? Семья, в конце концов? Блатной: Государство – это чиновники. А им до людей никакого дела. И нам на них пос…ть.. Блатной хочет продолжить, но его перебивает пацан лет 17, небольшой, вертлявый, глазки наглые. Это Вовчик: – Ты говоришь семья, а у меня на фиг никакой семьи не было, я из детдома сбежал и теперь вот с пацанами. Мамка выбросила, как мусор. Я че, теперь ей че-то должен? Блатной: Вовчик, угомонись. Вообще-то нас было трое: Я, Дюня и вон, Лис (это молчаливый парень под капюшоном. Вполне возможно, серый кардинал: меньше всех нервничал). А с Вовчиком случайно столкнулись, на деле. Взяли к себе потому, что в одиночку его быстро прикроют. – И что, никогда не возникает желания взять больше того, что нужно? Блатной: Только необходимое: продукты, мыло, что-то из одежды. Ввчик: Возникать-то возникает, но ведь жадность фраера сгубила, мы ж помним. – И часто вы «работаете»? Блатной: Кушать надо каждый день, это ясно, но мы два раза подряд в одной точке не работаем. А одежду брать вообще одно удовольствие. Но это нечасто. – А бывало такое, что вы договаривались с кассирами или охранниками что-то вынести, и им долю? Дня: Это – последнее дело. Они винтики системы, а мы эту систему презираем. Блатной: К тому же они и без нас прекрасно справятся. – Да, я читал, что 70 процентов всех магазинных краж – дело рук самого персонала. Допустим, пробивает на кассе своему знакомому из трех чупа-чупсов один и т. п. Блатной: Вот именно. А ты говоришь «Если все станут такими, как вы». Воры – все, но только мы делаем это с чистой совестью и не ради наживы. – Ну хорошо. Вот мне очень интересно, где вы живете? (Я оставлял этот вопрос напоследок и не промахнулся. У троих сразу как-то сник энтузиазм, зато молчун явно ухмыльнулся. И ответил). Лс: У меня съемная «двушка». – А деньги? Родительские? Лс: Ну зачем же, я работаю. Оа-на, я вправду выстрелил в цель, хотя никакого злорадства не было, и изначально не хотелось их разоблачать. Правды хотелось. Правды в деталях. – А как же неслужение системе? Лс: Да очень просто: бабки нужны. Всем. Потому и пашу я на жирного системного дяденьку. И ты эту статейку сейчас пишешь ради них же. Или скажешь, что правдоискатель? – Нет, скажу другое: правда сама находится там, где человек честно выполняет свою работу. А работа всегда должна вознаграждаться. …Когда мы расходились, и они тихо переговаривались, я понял, что эта их нервозность порождена не надобностью отвечать на вопросы. Они просто сразу отсюда шли на «работу». Ихотя занимаются лифтингом уже около года, все еще не справляются с напряжением перед делом. Может совесть их и не мучила, а вот страх они точно не победили.
П. ШАЛУХИН.
|
назад |