последний номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Глагол


Пятница,

10 июля 2009 г.
№ 49

Издается с
10 октября 1991 г.
Глагол

«Мы надеялись, что он вернется…»

   Пбликация в нашей газете списков солдат Великой Отечественной войны, погибших в фашистском плену («Глагол» от 24 июня и 1 июля), вызвала широкий отклик у читателей. В редакцию звонили даже из соседнего Златоуста. И через шесть с лишним десятилетий страшные и горькие потери войны продолжают бередить раны живых.

   Ообенно тяготит безвестность. А мы опубликовали имена именно тех солдат, что сгинули на фронтах, не подав о себе родным ни единой весточки. И даже безликое извещение «Пропал без вести» пришло далеко не в каждый дом.

   Псле публикации не прошло и недели, как в редакции раздался первый телефонный звонок:

   – Мы нашли в списках нашего дядю – Саламатова Михаила Васильевича!

   Зонил племянник солдата Рудольф Петрович Аганин. А через полчаса на пороге редакции появился еще один племянник, родной брат звонившего – Вячеслав Петрович. Так выяснилось, что в Миассе живут два племянника Михаила Саламатова, их сестра Ангелина Петровна и родная сестра погибшего солдата – Екатерина Васильевна Птицына.

   Еатерине Васильевне в нынешнем году исполнилось 90 лет. Но несмотря на почтенный возраст, она хорошо помнит все, что связано с братом, не вернувшимся с войны.

   Мхаил Саламатов был призван в армию в декабре 1941 года. Ему шел 32-й год. Дома остались жена Прасковья Яковлевна и приемный сын Александр.

   Сфронта семья не получила ни одной весточки. Солдат пропал без вести. Только уже после войны, в декабре 1945 года, на Михаила пришла «похоронка» за номером 492. Но семья какое-то время по-прежнему продолжала жить надеждами. Еще до «похоронки» с фронта по ранению в Миасс вернулся сослуживец Михаила и рассказал родным, что тот жив, находится в плену у немцев. За такие вести в ту пору хватались как за соломинку. Но чудо не произошло.

   Вкоре после войны умер сын Михаила, а потом и жена. О нем самом никаких вестей больше не поступало. И вот эта фамилия в списке…

   Н соврал фронтовой товарищ – Михаил действительно попал в плен в мае 1942-го. Случилось это в районе Керчи. Но выжить в плену не удалось. В архивных данных значится только место захоронения – немецкий город Ламсдорф. Не слишком много, но все же хоть какая-то определенность, пусть и через 65 лет, но ставящая точку в недолгой жизни простого солдата.

   Вяд ли сестра Михаила Екатерина Васильевна или тоже уже далеко немолодые его племянники попадут когда-либо на могилу к своему дяде. Но память восстановлена. И это уже немало. Организация «Память сердца. Дети погибших защитников Отечества», добившаяся возвращения солдат Великой Отечественной из небытия, свое святое дело сделала. Следующее слово – за потомками. Только от них теперь зависит, сколь долгой будет эта с таким трудом восстановленная память…

   


Н. НИЗАМУТДИНОВА.

   

   



назад

Яндекс.Метрика