последний номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru | ||
Пятница, 26 июня 2009 г. № 45 Издается с 10 октября 1991 г. |
Бомбу искали «богомолы» и «варан» ВМиассе «разминировали» троллейбус с помощью роботов-саперов ...В милицию города поступил тревожный звонок: ехавшие в троллейбусе пассажиры сообщили, что кто-то оставил на сиденье транспорта подозрительную сумку. Прибывшие на место происшествия местные представители милиции, специалисты экспертно-криминалистического центра ГУВД Челябинской области, сотрудники ОМОН из Челябинска и представители ФСБ эвакуировали людей и отогнали троллейбус в безлюдное место. Брать подозрительный предмет слишком опасно, и на разведку в троллейбус отправляется робот-сапер... Вначале недели в троллейбусном депо Миасса прошли учения по отработке применения робототехники в чрезвычайных ситуациях. Тенировочной площадкой для своеобразного «тест-драйва» роботов наш город стал не случайно: именно в Миасском филиале ЮУрГУ «вывели» уникальную породу роботов-саперов «Богомол», которые стали широко известны как в России, так и за ее пределами. Без «показухи» Пред началом сложной операции куратор учений, начальник отдела специальных технических экспертиз экспертно-криминалистического центра ГУВД по Челябинской области Леонид Грушин сразу предупредил собравшихся, что в учебном процессе возможны недочеты. «Это не отработанные заранее действия для «показухи», а живое занятие для отработки спорных моментов и задач»,– подчеркнул он. Рбот «Богомол», который стоит на вооружении группы «УралВымпел» в Екатеринбурге, справился с задачей на «отлично»: он легко зашел в троллейбус, обнаружил подозрительный предмет и аккуратно, что называется «из рук в руки», передал его роботу-напарнику из челябинского ОМОН. Каждое действие машины тщательно продумывалось оператором, который управляет роботом, ведь в реальной ситуации на месте безобидной сумки может оказаться смертельно опасная находка. «Богомол» успешно завершил операцию и даже удостоился зрительских аплодисментов. Впрочем, по словам специалистов, детищу миасских изобретателей по силам еще более ювелирная работа – например, «Богомол» доставал яблоко из кармана кыштымского мэра, а однажды по шутливой задумке оператора, даже сам «ходил» в магазин, зажав в железной «руке» деньги и записку: «Дайте пива!» Псле «Богомола» в дело вступил другой робот – тяжеловесный «Варан», стоящий на службе у ФСБ. Этот робот – разработка Московского технического университета имени Баумана. У «Варана» была аналогичная задача – зайти в салон, найти подозрительный предмет, изучить его и принять решение: подорвать предмет внутри салона либо вынести его из троллейбуса и затем уничтожить. Витоге «Варан» тоже справился с заданием, но ему понадобилось гораздо больше времени. Хотя, как заметили специалисты, столь тонкое дело, как разминирование, спешки не терпит. Известен случай, когда в одной из Прикавказских республик разминирование автомобиля длилось целые сутки. Глливуд «отдыхает»! Пмимо испытания роботов, прошедшие в Миассе учения предполагали также решение ряда других важных задач, среди которых – обмен опытом и обсуждение действий милиции в случае подобной чрезвычайной ситуации. Конечно, в реальной ситуации, если кондуктор троллейбуса обнаружит подозрительную находку и сообщит о ней в милицию, роботов-саперов сразу никто не пришлет – это требует многочасовых согласований вышестоящих инстанций. «Как правило, в таких ситуациях в транспорт просто заходит милиционер и забирает сумку, – говорит представитель ГУВД по Челябинской области Леонид Грушин. – И слава богу, что в большинстве случаев там оказывается какая-нибудь ерунда. Но быть уверенными на 100 процентов, что обойдется и в этот раз, мы не можем. Поэтому в таких ситуациях на помощь человеку должны приходить роботы». Рбота милиции в таком случае – эвакуировать людей и остановить транспорт по возможности в безлюдном месте. Кроме того, нужно провести опрос пассажиров, найти свидетелей, которые бы вспомнили и описали людей, ехавших рядом с оставленным предметом. Ну и, конечно, нужно быть готовым, что вся операция займет достаточно много времени и потребует максимальной концентрации внимания от всех участников. Ведь в реальности работа саперов очень отличается от того, что показывают нам в голливудских боевиках, начиная от киношного взрыва гранаты, который по мощности сопоставим с ядерным, заканчивая классической ситуацией, когда перед героем-сапером стоит выбор: красный провод перерезать или синий... «Эти провода давно никто не режет, – говорит Валерий Архипов, оператор «Богомола» и сапер с 37-летним стажем. – Их просто ликвидируют либо гидроразрушителем, либо пушкой...» Уения в Миассе завершились успешно, но специалистам расслабляться некогда: они знают, что организовать подобную операцию в реальных условиях будет гораздо сложнее. Она требует огромных временных и денежных затрат, привлечения большого количества специалистов, напряженной многочасовой работы. А в итоге может оказаться, что вся эта «шумиха» – ради забытой кем-то сумки с яблоками... П словам специалистов, так происходит примерно в 90 процентах случаев. Но если хотя бы в одном проценте обезвреживается реальный боевой заряд и спасаются чьи-то жизни, все вышеперечисленные затраты того стоят.
Л. Гусельцева.
|
назад |