последний номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Глагол


Пятница,

19 июня 2009 г.
№ 43

Издается с
10 октября 1991 г.
Глагол

Нам некому было сказать слово «тятя»…

   Нт в российском календаре более скорбной даты, чем день 22 июня. Именно в это воскресное утро 68 лет назад началась Великая Отечественная война, которая продолжалась бесконечно долгие четыре года.

   Рвесникам этой одной из самых кровавых битв в истории человечества сегодня тоже по 68. Они не солдаты той войны, они ее дети – сыновья и дочери, сотни тысяч которых выросли без отцов… И именно они приходят теперь к Вечному огню, чтобы замереть на мгновение в скорбной минуте памяти. Самой войны это поколение, конечно, уже не помнит – детская память слишком коротка. Но тяжелое ее эхо вместе с ними перешагнуло и в 21-й век.

   Пгиб на тульской земле

   Нколай Николаевич Тутаров родился в 1939-м. Его родителям в тот год как раз исполнилось по тридцать лет. Они были ровесниками – оба 1909 года рождения. И Николай в молодой семье стал уже четвертым ребенком. Люди тогда жили надеждами, рожали и растили детей. В то, что будет война, никто не верил, а когда она началась, думали – это на месяц-другой, не больше.

   В1942 году в семье родился еще один сын – Анатолий. Надежды на то, что война будет короткой, не оправдались. В этом же 1942-м отца призвали на фронт. А еще через год на него пришла «похоронка»: боец Николай Тутаров погиб на Тульской земле и похоронен в городе Белев.

   Внеполные 34 года мать с пятеркой детей, старшему из которых только что исполнилось пятнадцать, а младшему не было и года, осталась вдовой.

   – Как нам было тяжело, – рассказывает Николай Николаевич, – знают только мои ровесники, которым сегодня уже по 70–80 лет…

   Кгда его, совсем еще маленького, спрашивали:

   – А ты отца-то помнишь?

   О с неизменной гордостью отвечал:

   – Конечно, помню.

   Еу и вправду казалось, что он помнит своего тятю – как ласково в те времена дети называли отцов. Но слово «тятя» ему так и не довелось произнести ни разу.

   Вйна закончилась, но жизнь далеко не сразу воротилась в прежнее русло. Да и не могла она уже стать прежней, такой, какой казалась детям до войны – безоблачной и беззаботной.

   Вдальний путь

   – Ох, как же ждали мы наступ-ления лета, – вспоминает Николай Николаевич, – отогревались и мы, и природа. В траве появлялись «калачики» – плоды сорняка, очень похожие на пышные калачи. Мы их ели, когда совсем нечем было заполнить желудок. В пищу шло все: сорочьи ягоды, кислица, трава-борщевка, саранка, лебеда, картофельная ботва, конский щавель. Трудно тогда было всем. На колхозных полях работали все от мала до велика. Люди, пережив тяжелейшую войну, не ожесточились и не очерствели душой. Напротив, старались помогать и поддерживать друг друга. Вот и осиротевшее семейство Тутаровых решило перебраться из Ульяновской области к сестре матери – Павлине в Комсомольск-на-Амуре, решив, что вместе легче преодолеть трудности послевоенных лет. За бесценок продали дом и отправились в дальнюю дорогу.

   Втесноте, да не в обиде

   Еали в скотских вагонах, грелись кипятком, за которым наперегонки мчались на каждой остановке. Но жизнь в новых краях не заладилась. Дальневосточный климат оказался губительным для шестилетнего Толика. Врачи настоятельно порекомендовали поменять место жительства. И мать, не раздумывая, принимает непростое решение о новом переезде. Дети для нее были главным богатством, сохранить которое стало целью всей жизни. И семья полным составом со скудными своими пожитками перебирается на Урал – в этот раз к брату матери Емельяну Степановичу в поселок Еманжелинку, что в Еткульском районе.

   Длгие семь лет ютились они в небольшом доме своего дяди, у которого тоже было двое детей. Теснота была страшная. Ночью весь пол единственной комнаты в доме застилался постелями. Однако старая поговорка «в тесноте, да не в обиде» здесь полностью себя оправдала. Комфорт, конечно, был минимальный, но это было не самым важным. Главное – люди сохраняли человеческие отношения, и дети росли в атмосфере добра, взаимопомощи и дружелюбия.

   Уитесь, ребята, пока я жива

   Соего дома у большой семьи Тутаровых так больше и не появилось. Дети подросли и стали разлетаться по своим гнездам. Первой выдали замуж единственную сестру – Елену. Потом женился старший брат Аркадий, получил комнату, и семья перебралась к молодоженам. А когда и остальные дети создали свои семьи, мать по очереди жила у них – нянчила внуков.

   П-настоящему осознать, что ей одной, без мужа, стоило поднять пятерых детей, они, повзрослевшие, смогли уже позже, когда сами вырастили собственных детей. А она не только учила их жизни на своем примере добра и трудолюбия, но еще и очень хотела, чтобы они стали людьми образованными:

   – Учитесь, ребята, пока я жива. Все вместе выдюжим.

   Н выучиться удалось только младшим – Николаю и Анатолию.

   – И это только благодаря матери, старшим братьям и сестре, – по сей день с благодарностью вспоминает Николай Николаевич.

   См он окончил Троицкий ветеринарный институт и всю жизнь работал зоотехником в селе, последние два с лишним десятка лет – в Черновском совхозе, отсюда и на пенсию в 1999 году вышел. По стопам отца пошли и трое из его четверых детей. Все они вслед за Николаем Николаевичем окончили этот же институт, который теперь именуется Троицкой академией ветеринарной медицины. Бабушка Александра была бы очень довольна.

   А Анатолий окончил зооветеринарный техникум, но пошел по другой стезе. После четырех лет службы в морфлоте его направили в Высшую партийную школу. После ее окончания он долгое время работал вторым секретарем райкома партии в Еткуле, потом возглавлял Пенсионный фонд.

   З материнский подвиг – медаль, да девять рублей пенсии

   Сдьба всех пятерых детей солдата Николая Тутарова сложилась вполне успешно. Все выросли порядочными, трудолюбивыми людьми. Сегодня двоих братьев уже нет в живых. Все остальные – на пенсии. В 1989 году умерла и их мама Александра Степановна. Ей было 88 лет. Своего мужа, солдата Великой Отечественной, она пережила ровно на 55 лет, сумев сохранить всех его детей. Кто понимает, что это такое, без всякого пафоса называет жизнь солдатских вдов, в одиночку вырастивших для страны целое поколение, материнским подвигом. Подвигом, который по сей день по достоинству так и не оценен. Александра Тутарова, как и сотни тысяч других женщин, получила за этот подвиг медаль «Материнская слава» и девять рублей колхозной пенсии…

   Нколай Тутаров, выйдя на заслуженный отдых, по-прежнему ведет активный образ жизни. Уже много лет он возглавляет совет ветеранов Черновского территориального округа и является председателем совета общественности по местному само-управлению села Смородинки.

   – Несмотря на трудности и лишения, мы все-таки выросли людьми жизнерадостными и жизнелюбивыми, – считает он. – Только вот пока были молодыми и сильными, не ощущали того, что военное поколение забыто государством и не положено нам никаких льгот за сиротское детство. Всю жизнь, с ранних лет, надеялись только на себя, да своих матерей, всего добивались одним трудом. И только мы одни знаем, сколько сил, мужества, воли и терпения потребовалось нашим мамам, чтобы вырастить нас и направить на верный путь.

   А вот в новое время, уже на склоне своих лет, это поколение, никогда не видевшее отцов, такими молодыми ушедших защищать Родину, осталось не у дел.

   М помним и вам забыть не дадим

   Ои все еще пытаются восстановить справедливость, обращаются в Госдуму и Совет Федерации с предложениями об установлении им официального статуса «Дети погибших защитников Отечества»; о посмертном награждении их отцов орденами Великой Отечественной войны; о компенсационной надбавке к их пенсии по старости.

   – Президент вон обещает через два года всем пенсии до восьми тысяч поднять, тогда и разбогатеем, – не без грустной иронии рассуждает Николай Николаевич и уже серьезно добавляет:

   – Может, удастся что-то скопить и съездить в Тульскую область могилу отца разыскать…

   А вот на могилу матери в Еманжелинку Николай Николаевич ездит каждый год. Это для постаревших уже детей Александры Степановны, дело святое.

   


Н. НИЗАМУТДИНОВА.

   



назад

Яндекс.Метрика