последний номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru | ||
Среда, 3 июня 2009 г. № 39 Издается с 10 октября 1991 г. |
У них никто не заставляет учиться… Масские старшеклассники смогли оценить плюсы и минусы школьной системы в Германии Нобходимость знания иностранных языков сейчас уже понимают все, недаром в большинстве вузов нашей страны на следующий год обязательным экзаменом для поступления сделают ЕГЭ по этому предмету. Но изучение иностранного языка подразумевает, кроме умения разговаривать, знание культуры народа, его менталитета. И конечно, ни один урок не сможет заменить собственного опыта ученика, живого общения с носителем языка. Поэтому школьный обмен – увлекательная и полезная вещь. Знакомство с другой страной расширяет кругозор, обогащает внутренний мир любого ребенка, помогает ему осмыслить многие значимые понятия: патриотизм, терпимость, умение понять и принять точку зрения человека другой культуры, посмотреть на себя его глазами. ВЧелябинской области фактически нет сейчас школ, у которых были бы реальные партнерские отношения с германскими школами. И я очень рада, что удалось завязать такие отношения. Когда-то у нашей школы были контакты со школой из Потсдама, теперь же мы начали общаться с Нижней Саксонией. Наши ученики смогли не только познакомиться с достопримечательностями шести городов, но и подру-житься со своими сверстниками из Германии, проверить свои знания немецкого языка – ведь все дети жили в семьях немецких учеников, с которыми они переписывались в течение декабря–января. Нши ребята посетили уроки по всем школьным дисциплинам десятого класса, сыграли с одиннадцатиклассниками гимназии Кампе в волейбол и участвовали в совместном проекте с немецкими десятиклассниками «Великие люди России и Германии». В общем, смогли на практике познакомиться со школьной системой Германии, оценить ее плюсы и минусы, различия в преподавании и школьных отношениях. Псле четырехлетней начальной школы у немецких учеников три пути: основная школа, реальная школа и гимназия. Основная школа – это аттестат о девятилетнем образовании, реальная школа дает возможность изучить основы какой-нибудь профессии, и только гимназия предоставляет право поступления в высшее учебное заведение. В гимназии дети обучаются с 5 по 13 класс, с пятого класса изучают английский язык (5 уроков в неделю), с 8 по13 класс – второй иностранный язык на выбор: французский или латинский (40 процентов учащихся выбирают латинский язык, остальные – французский). Классы на подгруппы не делят, все 25–30 человек сидят на уроке английского. И тем не менее, знания иностранного языка на порядок выше, чем в наших школах. Секрет кроется в отношении учеников к предметам. Тм никто не заставляет учиться, ученики сами решают, нужно ли им знание этого предмета или нет. А тех, которые не хотят учиться, оставляют на второй год (уже в 5 и 6 классах это 7–10 процентов). Они могут повторно проучиться этот класс в гимназии, а могут уйти в реальную или основную школу, но тогда вернуться в гимназию уже не смогут. Поэтому уже в этом возрасте четко понимают: если они хотят учиться дальше в высшем учебном заведении, уже с детства должны прилагать максимум усилий. Итересна и система оценивания знаний. Ученики получают оценки за полугодия (четвертей у них нет), оценивают их по шестибалльной шкале. Высшая оценка – единица. За полугодие ребята пишут до десятка письменных работ, а остальную оценку знаниям дает учитель. За домашние задания оценки не ставят, а учитель при проверке спрашивает только тех учеников, которые поднимают руку. Но при выставлении полугодовой оценки учитель на педсовете объясняет: «У этого ученика хорошие оценки за письменные работы, но он не делал домашних заданий или делал не систематически, не работал на уроках, поэтому я ставлю ему только удовлетворительную оценку». Соответственно, проблем с дисциплиной тоже нет: кто не хочет учиться, тот все равно не мешает другим это делать. Преводных экзаменов в гимназии нет, экзамены сдают только по окончании 13 класса – 5 предметов по выбору ученика. При поступлении в вуз учитывается аттестат – чем выше в нем баллы, тем больше шансов поступить на престижный факультет. Высшее образование в земле Нижняя Саксония тоже платное, примерно 500 евро за полугодие. Но в других землях есть и бесплатные университеты, например, в Берлине. П субботам в любом типе школ не учатся, обучение ведется только в одну смену. Уроков, как правило, шесть, потом могут быть еще факультативы по выбору или кружки.
Н. РОСТОВА, учитель немецкого и английского языков школы № 26.
|
назад |