последний номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru | ||
Среда, 26 сентября 2001 г. № 85 Издается с 10 октября 1991 г. |
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ – ЭТО МЫ С ВАМИ О работе комиссии по экономической и бюджетной политике рассказывает ее председатель Любовь БОРИСОВА Бюджетная сфера является определяющей в социально-экономической жизни города и затрагивает интересы десятков тысяч людей. Поэтому рано или поздно жители будут интересоваться бюджетом. Только при этом условии может состояться настоящее местное самоуправление. Дпутаты обоснованно воспринимают бюджет как основной финансово-экономический документ нашего города. Чем занимается наша комиссия Здача нашей комиссии – повышение эффективности контроля за исполнительной властью со стороны представительной, и главным образом — за финансовой стороной деятельности. Прежде чем отстаивать увеличение городского бюджета, мы обязаны позаботиться о его открытости для избирателей, жителей города. Эта задача должна решаться опережающими темпами, в противном случае соблазн злоупотребления в расходовании «свободных ресурсов» неизбежно увеличится. Сейчас, создав контрольно-аналитический отдел в городском Совете депутатов, мы собираем информацию о финансовых операциях, проверяем сомнительные сделки. Очень важно передавать информацию о подозрительных операциях в правоохранительные органы, где уже будут вестись соответствующие следственные и процессуальные действия. Нша комиссия очень подробно рассматривала результаты исполнения бюджета за 2000 год, чтобы тщательно спланировать бюджет 2002 года. Когда придет время утверждать бюджет на 2002 год, у депутатов еще не будет исполнения бюджета за 2001 год, и поэтому придется опираться на исполнение 2000 года. Депутаты прошлого созыва утвердили бюджет 2001 года сразу в трех чтениях. Вероятно, вследствие такой поспешности на 4 квартал 2001 года не запланирован фонд оплаты труда (т. е. не заложены финансовые ресурсы на выплату заработной платы работникам бюджетной сферы). Как формируется бюджет Всоответствии с бюджетным кодексом вначале формируется федеральный бюджет, затем бюджеты регионов и только то, что остается, идет бюджетам местного самоуправления – муниципалитетам, на плечах которых и лежит обеспечение большинства потребностей жителей. Ннешняя система межбюджетных отношений в части применяемых схем бюджетного выравнивания не стимулирует муниципальные образования увеличивать доходную базу своих бюджетов, проводить эффективную налогово-бюджетную политику. Вналоговой сфере муниципалитеты не могут проводить собственную налогово-бюджетную политику, что ведет к скрытой конкуренции за налоговую базу. Имеется перекос в сторону федерального центра. Ршать местные проблемы можно только за счет того, что перевыполняется бюджет города. Иначе нам делить нечего – бюджет сверстан наверху. Необходимо строить социальную политику, исходя из реально имеющихся у города ресурсов и возможностей, наращивая их постепенно. В чем проблема? Поблем хватает. Например, налог на НДС передается в федеральный бюджет с целью формирования фонда компенсаций для выполнения законов «О ветеранах», «Об инвалидах» и «О пособиях семьям, имеющим детей». Однако федеральный центр не гарантирует полноту финансирования указанных расходов, так как средства передаются органам, выплачивающим компенсации, не через казначейства, а зачисляются в субъекты Федерации. Стуацию усугубляет и несовершенство законодательства о социальной защите населения, которое без учета реальных возможностей местных бюджетов возложило на них обязанности по обеспечению льгот более чем тридцати категориям граждан, а также тот факт, что органы государственной власти субъектов Федерации не компенсируют органам местного самоуправления затраты, понесенные последними в процессе выполнения возложенных на них отдельных государственных полномочий. Прядок финансирования совместных расходов из бюджетов разных уровней не определен. Это ведет к тому, что обязательства федерального бюджета недовыполняются, что ложится бременем на местные бюджеты (например, отсутствует дотация на питание школьников, установленная Правительством страны, это приводит к социальной напряженности в обществе). Тт объем постоянного недофинансирования, тот разрыв между объемом полномочий, объемом ответственности и объемом финансирования приводит к самому страшному для любой власти – безответственности. Поблема заключается лишь в нежелании предоставить органам местного самоуправления большую самостоятельность и согласиться с единообразием ставок регулирующих федеральных и региональных налогов и сборов для зачисления их в местные бюджеты. Пименение долговременных единообразных разделенных ставок позволит органам местного самоуправления самостоятельно утверждать бюджет до начала очередного финансового года и даст им возможность стратегического бюджетного планирования. Разделенная ставка налога будет способствовать его собираемости и расширению налогооблагаемой базы, а собственные доходы местных бюджетов достигнут 80—85 процентов от необходимого объема расходов. На что можно рассчитывать? Рсурсный минимум складывается из нескольких составляющих: первая – местные налоги; вторая – муниципальная собственность в широком смысле и в более узком – муниципальные земли. К тому моменту, когда принимались закон, Конституция, этот минимум существовал, но потом он был постепенно «разобран», от него остались одни крохи. Задача заключается в создании неприкосновенного, неотчуждаемого ресурсного минимума местного самоуправления. Впоследние годы число местных налогов – именно тех, которыми власть могла бы маневрировать в работе с предпринимателями, резко сократилось. Взамен введены другие налоги, а администрирование по ним передано на региональный уровень. Тк произошло с налогом с продаж, который заменил целый ряд местных налогов. Это такой вид налога, грамотно управляя которым можно стимулировать возникновение целых отраслей. Если снижать ставки для определенных товаров и услуг сообразно потребностям данной территории, то бизнес сразу начнет производить больше именно этих товаров и услуг. Н управление этим налогом отдано субъекту Федерации, который не может дифференцировать свою политику в зависимости от местных условий. Пхожая история с налогом на вмененный доход, который тоже исключительно важен для стимулирования малого бизнеса. Да, региональный законодатель может устанавливать разные ставки по категориям плательщиков этого налога, но потребности конкретных территорий, опять же, при такой схеме учесть трудно. Так что возможности выборочного, целесообразного стимулирования малого бизнеса, конечно, резко снижены по сравнению с тем, если бы этим занимались муниципалитеты. Веденный 5-процентный налог на прибыль является менее стабильным источником, чем все отмененные «оборотные» местные налоги. Что из этого следует Стуация почти катастрофическая. На муниципальный уровень сброшена огромная сеть жилья и объектов социально-культурной сферы. Самая большая катастрофа ждет нас в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Местному самоуправлению незачем лезть в политику. Самая большая политика – это трубы, тепло, свет, транспорт. Сгодня требуется 500 млн. руб. в качестве разового вливания в систему жилищно-коммунального хозяйства. Н балансе муниципального образования «Город Миасс» находится 2387,3 тыс. кв. м общей площади жилого фонда или 1095 домов, что составляет 98 процентов жилья города. Из них: 33,5 тыс. кв. м – неблагоустроенное жилье и 18,1 тыс. кв. м – в ветхо-аварийном состоянии. Около 20 процентов домов жилищного фонда используется от 70 до 100 лет. Крыши текут и требуют ремонта. А администрация может ежемесячно, исходя из возможностей бюджета на этот год, закупать максимум два вагона шифера. Это ничтожно мало. Н балансе города находится 1266 км инженерных сетей и коммуникаций, общий процент износа которых превышает 68 процентов. В аварийном состоянии и канализация, и система отопления, и водопровода. Тенденция такая: если не начать уже сегодня приводить в порядок жилищный сектор, через 10—15 лет никаких денег не хватит. Ндофинансирование содержания объектов ЖКХ в последние несколько лет и отмена налога на ЖКХ поставили городское хозяйство в условия глубокого кризиса. Удерживал жилищно-коммунальную сферу от разрушения 1,5-процентный налог на содержание ЖКХ. Теперь этих денег нет. Сздавали внебюджетные фонды для аккумуляции средств на строительство или капитальный ремонт и другие неотложные нужды города. Сейчас внебюджетные фонды Бюджетным кодексом не предусмотрены, а банки закрывают счета. Есть, конечно, резерв в использовании муниципального имущества, но продавать его неразумно. Арендная плата – стабильный источник дохода, но ее повышение увеличивает себестоимость продукции предприятия и уменьшает доход от производства. Тогда муниципальный бюджет потеряет доход от 5-процентного налога на прибыль. скать выход нужно сообща Мого вопросов можно сообща решить. Для этого необходимо прогноз социально-экономического развития и бюджет составить не только на 2002 год, а на ближайшие пять лет и ознакомить горожан с этими документами с подробным разъяснением, что планируется сделать? По каким нормам или критериям? По каким ценам? Какой экономический эффект от предложенных сделок? Скаждым руководителем от имени города (особенно с руководителями бюджетных учреждений и муниципальных предприятий) заключать договора на выполнение муниципального заказа, например, по образовательным, медицинским, коммунальным и прочим услугам. Оганизовать систему подготовки кадров муниципальных служащих, владеющих современными технологиями, ориентированную на просветительскую работу с привлечением СМИ, включая информационные листы и бюллетени. Сздать доступные каждому жителю муниципального образования, а также каждому общественному объединению, включая все формы самоорганизации граждан на соответствующей территории муниципального образования, системы связи со структурами муниципального образования для решения как насущных (оперативных) проблем жителей, так и стратегических вопросов социального развития территорий, в том числе – через обсуждение проектов нормативно-правовых актов муниципального образования. Обеспечить обязательную открытость для жителей и представителей общественных объединений стандартных процедур принятия решений органов местного самоуправления по бюджету, налогам, использованию имущества, кадровым вопросам и др. Рдовые жители рассуждают о муниципальной власти на уровне контактов с жэком. Муниципальная служба должна быть публичной. Задача – повышение профессионализма кадров муниципальных служащих. Ликвидация муниципальной безграмотности должна начинаться на уровне средней школы, где закладываются азы. Необходимо создать центр обучения представителей муниципальной власти и муниципальных служащих, вести просветительскую работу среди населения. Пи Комитете Законодательного собрания Челябинской области по экономической политике (налогам, собственности, предпринимательству) создан общественный совет по поддержке предпринимательства. Надо и в нашем городе, в целях обеспечения согласованных действий в формировании экономической и бюджетной политики в городе, при постоянной комиссии городского Совета депутатов по экономической и бюджетной политике также создать совет, в который войдут представители общественности. Время пришло. Президент страны говорил о необходимости создания Палаты общественных союзов.
Л. БОРИСОВА.
|
назад |