последний номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Глагол


Пятница,

17 апреля 2009 г.
№ 28

Издается с
10 октября 1991 г.
Глагол

Халвы еще не переели?

   Сожем ли мы стратегию выживания заменить на стратегию развития?

   Н вот, наконец-то, и появилась долгожданная правительственная программа антикризисных мер. Уже в ее преамбуле выделены три главные проблемы российской экономики: ее очень высокая зависимость от экспорта природных ресурсов, недостаточная конкурентоспособность несырьевых секторов, недостаточная развитость финансового сектора, банков.

   Вобщем, ничего нового, все мы отлично знаем, что давно и прочно «сидим на нефтяной игле», что наша продукция за крайне редким исключением мало кому нужна за пределами России, что родная экономика в последние годы развивалась во многом за счет внешних финансовых источников. Заставит ли в корне изменившаяся обстановка пересмотреть привычные подходы, а главное – сделать необходимые шаги для этого? Однозначный ответ, увы, вряд ли возможен. По крайней мере, с осени прошлого года, когда кризис в России был признан «официально», ряд вопросов так и остается без ответов, а некоторые действия, на наш дилетантский взгляд, вызывают, мягко говоря, недоумение. Никто, разумеется, не будет отрицать, что худшего сценария развития событий избежать удалось. Но, положа руку на сердца, решатся ли наши «рулевые» утверждать, что выбрали для российского корабля оптимальный курс?

   Ковь есть – скелет не нужен?

   Банки – кровеносная система всей нашей экономики. Это определение, повторяемое изо дня в день, наверное выучили уже все без исключения. Никто и не спорит, что поддерживать банковскую сферу, обеспечивая ее стабильность, нужно было в первую очередь. Но кроме поддержания платежно-расчетной системы у банков есть, как напомнил на днях Герман Греф, и еще одна, не менее важная, функция – кредитование. Хотя об этом, создается впечатление, наши банки на несколько месяцев «забыли».

   Прядка двух триллионов рублей получили 70 коммерческих банков в виде кредитов под весьма щадящий процент. Вполне возможно, что кто-то всерьез надеялся, что теперь-то уж банкиры «тряхнут мошной» и помогут экономике. И впрямь не отказывали, предлагая кредиты как минимум под 20 процентов (это при том, что сами получили под 8 при 14-процентной инфляции). Как и следовало ожидать, самоубийц в бизнес-среде практически не нашлось…

   Н, а банкиры очень быстро нашли применение полученным миллиардам. Хотя до этого и школьник бы догадался: баксы и евро «поперли вверх» – надо скупать, грех пройти мимо такого «навара»!

   Вфеврале, правда, руководителей коммерческих банков – получателей средств государственной поддержки – официально предупредили об установлении контроля за их деятельностью со стороны Межведомственной рабочей группы по противодействию преступлениям в экономической сфере. Более того, Генпрокуратура РФ сообщила, что «по результатам проверок возбужден ряд уголовных дел, связанных со злоупотреблениями полномочиями банковскими служащими, а также мошенническими действиями в коммерческих банках».

   А на днях, уже в апреле (завидная «оперативность»!), и представители Центробанка, работающие в получающих господдержку российских кредитных организациях, попросили банки предоставить информацию об объемах конвертации клиентских средств.

   Дмаете, ситуация изменилась? Если и так, то ненамного. По крайней мере, полпред Президента в УрФО Николай Винниченко на недавней встрече с вице-премьером Сергеем Собяниным снова констатировал, что банки отказывают предприятиям в кредитовании, а иногда требуют тройного залога по займу.

   Сйчас банкиры снова забили тревогу, говоря о грядущем банковском кризисе из-за проблемы невозвратов долгов. Интересно, понимают ли они, что рискуют столкнуться с эффектом бумеранга? Как знать, если бы помогли реальному сектору экономики несколько месяцев назад, то, глядишь, и этих самых «плохих» долгов было бы значительно меньше.

   Вадимир Путин, выступая в Госдуме, попросил «не очень-то нападать на банкиров», перед которыми стоят серьезные задачи. Но уже через несколько дней президент и председатель правления банка ВТБ Андрей Костин весьма откровенно заявил, что если банковское сообщество не будет оценивать поведение своих коллег, то тогда образ банкира «отмыть» не удастся. «Наглость и цинизм некоторых наших коллег меня поражает», – признался глава ВТБ.

   …Если же вернуться к «анатомической» терминологии, то никто, понятно, не будет спорить с тем, что кровь – дело архиважное, это жизнь. Но если и дальше сравнивать в этом духе, то что тогда представляет из себя промышленность? Конечно, скелет экономики. А если переломать все кости? Да и вряд ли весь организм должен работать на какую-то свою одну, пусть и очень важную систему. Скорее – наоборот.

   Зговаривать или бороться?

   «Кризис не надо заговаривать, с ним надо бороться!» С этими словами депутата Госдумы Оксаны Дмитриевой не согласиться невозможно. Только вот наблюдать чаще приходится как раз первое. Ежевечерне на всех федеральных телеканалах идет непрекращающийся процесс внушения: предприятиям выделены миллиарды, нашим пенсионерам должны завидовать их «коллеги» из всех других стран, студентов одного за другим переводят с коммерческого обучения на бюджетное… Неужто всерьез решили опровергнуть древнюю пословицу и доказать, что если постоянно твердить «Халва!», то во рту и впрямь станет слаще?

   Н фоне такого зомбирования где-то в стороне осталось заявление председателя Счетной палаты Сергея Степашина о том, что ни одно (!) системообразующее предприятие до сих пор не получило ни копейки из якобы выделенных миллиардов, что дико подскочившие цены (на фоне их повсеместного снижения в других странах) уже давно съели обещанные пенсионные прибавки, а найти хотя бы одного студента, переставшего платить за обучение, вряд ли смогут даже великие сыщики. Одно, правда не дает покоя. Так убежденно «кормить халвой» могут лишь те, кто искренне в этом убежден. Но ведь живут они не только на одной планете, но и в одной стране с нами!

   Н да ладно, блажен, кто верует. А есть и другая категория «убежденных» – уверенных в том, что все сойдет с рук. Это в любой другой стране чиновник остережется кормиться с рук бизнеса, а у нас в порядке вещей считают, к примеру, за счет какого-нибудь олигарха «передохнуть» где-то в Альпах. И ведь оказываются правы: если «там» – неминуемая отставка, то у нас лишь пожурят.

   Ели же всерьез воспринимать все прогнозы, которые выдают далеко не последние люди в государстве, то вполне рискуешь получить не только раздвоение, но и растроение, расчетверение личности (да простят психиатры за подобную терминологию!). Уже в порядке вещей становятся совершенно взаимоисключающие прогнозы, высказываемые практически одновременно министром финансов, председателем Центробанка, советником президента…

   Итересно, как бы они сами отреагировали на подобное… хотя бы в футболе? Представьте, перед ответственным матчем нашей сборной один тренер дает одну установку на игру, другой – иную, и даже врач советует свою схему. И все это – с телеэкрана, чтобы и болельщики были в курсе!

   Чо остается на этом фоне тем, кто ступенькой пониже? Топ-менеджеры госкорпораций устанавливают себе, любимым, запредельные бонусы (а что теряться, если «наверху» лишь высказывают пожелание умерить аппетиты), чиновники прибирают к рукам все, что «плохо лежит».

   Кк выясняется, «лежит» немало. Как за-явил глава Следственного комитета при Прокуратуре РФ Александр Бастрыкин, в 2008 году чиновники нанесли стране ущерб на сумму как минимум 900 миллионов рублей (и это касается только тех расследований, которые ведет центральный аппарат СКП!). «В последние годы махинациями занимались лучшие финансово-экономические специалисты, бывший и действующий заместители министра финансов», – заявил Бастрыкин.

   Кк думаете, что остается прочим? Правильно, действовать по принципу «Им можно, а мне нельзя?» и продолжить усиленно потчевать «халвой» простых смертных!

   Икак тут не вспомнить Жванецкого, весьма точно определившего кредо нашего чиновника: «Без меня вам нельзя, а со мной у вас ничего не получится».

   Сми с усами?

   «Ну, тупые!» – так и хочется повторить вслед за другим известным сатириком, когда начинаешь сравнивать «забугорные» антикризисные шаги с нашими.

   Вять хотя бы немецкий авторынок. Вместо того, чтобы разработать как у нас мудреный механизм компенсации части кредитной ставки, там тупо заявили: избавляешься от старого авто, покупаешь новую машину – получаешь 2500 евро. Что в результате? В марте в Германии продажи выросли на 40 процентов и достигли своего десятилетнего максимума. Правительство, недолго думая, делает следующий шаг: решило утроить объем средств, выделяемых для такого «премирования» автовладельцев – с полутора миллиардов евро до пяти миллиардов. Это позволит воспользоваться заманчивым предложением двум миллионам немцев.

   Н правда ли, впечатляет? Особенно – на фоне нашей программы трехлетнего льготного кредитования, запуск механизма которой начался лишь в апреле, а выделяемых двух миллиардов рублей по оценкам специалистов хватит максимум на 150 тысяч покупателей – это меньше ежемесячных продаж на российском рынке.

   Ктати, именно по немецкому пути пошли Франция, Италия, Бразилия, Испания, Словакия, решившие компенсировать от одной до пяти тысяч евро. Аналогичный законопроект внесен и в Конгресс США, где планируют «бонусы» в размере от трех до семи с половиной тысяч долларов.

   Дбавить, как говорится, нечего. К тому же и результаты роста продаж говорят сами за себя, особенно на фоне «усыхания» российского авторынка (в марте у нас продажи снизились на 48 процентов).

   Вяд ли чем-то иным, кроме как упорным нежеланием повторять чей-либо путь, можно объяснить, наверное, и как по команде прекратившиеся у нас разговоры о продуктовых карточках.

   А ведь казалось, что вопрос в принципе решен, если депутаты обсуждали лишь название. Термины «талоны» или «продовольственные карточки» признали опасными, вызывающими негативные ассоциации с голодными военными и послевоенными годами, а также с временами повсеместного дефицита. В итоге вроде бы решили назвать продовольственными сертификатами, и на этом все затормозилось, хотя по результатам мартовского опроса ВЦИОМ, большинство граждан однозначно высказываются «за».

   Д и чего возражать, если в тех же Штатах подобные карточки (пардон, сертификаты) ходят в обращении уже не один десяток лет, и сейчас по ним питаются 32 миллиона (!) американцев.

   Вобще, и за океаном, и в той же Европе хорошо усвоили, что разрыв между доходами богатых и бедных должен оставаться в разумных пределах. И те же американцы, чей годовой доход составляет меньше 75 тысяч долларов (это эквивалентно нашим ежемесячным «всего» 200 тысячам рублей) скоро начнут получать по почте так называемые «всенародные бонусы» в расчете 600 долларов на одиноких или 1200 долларов на семью. Всего же на эту программу США выделяет только в этом году 165 миллиардов долларов.

   А в Германии решили не мелочиться и не принимать во внимание размер дохода своих граждан – для оживления спроса все получат так называемые потребительские купоны на сумму 500 евро.

   Н фоне этого можно, конечно, доказывать, что у нас самый социально ориентированный бюджет, государство гарантирует повышение пенсий и пособий. Но куда деться от того, что в тех же, например, Штатах зарплата составляет 60 процентов ВВП, у нас – 30. Плюс к этому – «плоская шкала» налогов, от которой, как было заявлено, уходить не собираемся. Тем самым государство снова отказывается от функции перераспределения, а значит, разрыв между доходами в лучшем случае не изменится.

   Инеудивительно, что если в прошлом году о готовности активно защищать свои трудовые и социальные права говорили 3–4 процента опрашиваемых, то месяц назад – уже 39 процентов.

   Н ведь немного хотим…

   …И в самом деле, неужели мы многого хотим?

   Чобы не зомбировали постоянными заклинаниями о том, что живется нам лучше, чем кому бы то ни было.

   Чобы «правила игры» были одинаковыми для всех без исключения.

   Чо вкладывая в науку 10 миллионов долларов на фоне американских 360 миллиардов, по меньшей мере нелогично надеяться на какой-то технологический рывок, который позволит слезть с «нефтяной иглы» (кстати, Китай, еще 10 лет назад тратил на науку меньше нас, а сейчас – больше 50 процентов американского объема).

   Чобы бизнес не ждал, что в любой момент могут ввести какой-нибудь новый побор вроде недавнего предложения обложить налогом все финансовые операции, перестал считать, что на реальную помощь можно рассчитывать лишь в том случае, если знаешь, «каким коридором пройти, в какую дверь зайти».

   Чобы те, в чьи руки попало «кормило», все же заглянули в словарь и узнали, что это означает «руль», а совсем не то, что они считали до этого.

   Ипоследнее. Китайский иероглиф «кризис» состоит из двух частей: одна означает «опасность», другая – «шанс». Не упустим?

   


В. СТРЕЛЬНИКОВ.

   Ве цифры, приведенные в статье, были опубликованы в российских СМИ.

   



назад

Яндекс.Метрика