последний номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru | ||
Среда, 27 декабря 2000 г. № 101 Издается с 10 октября 1991 г. |
ПРОЩАЙ, ХХ ВЕК! «Не говори: «отчего это прежние дни были лучше нынешних», потому что не от мудрости ты спрашиваешь об этом» (Еккл. 7, 10). Вк науки и техники, век великих достижений, выхода в космос, путешествий человека на Луну, высадки аппаратов на Марс и Венеру, век великих войн и великих событий, величайшим из которых был октябрьский переворот семнадцатого года под руководством Ленина и Троцкого. Стали ли мы от этого счастливее? Дфо написал в «Робинзоне»: «Все обстоятельства моей жизни могут служить предостережением для тех, кого коснулась страшная язва рода людского, от которой, насколько мне известно, проистекает половина всех наших бед; я разумею недовольство положением, в которое поставили нас Бог и природа»1. Эи мысли выношены в XVII веке. Прорыв язвы рода людского видели в ХХ-м. Миллионы посчитали для себя допустимым убивать и грабить тех, на материальный достаток которых смотрели завидущими глазами. Нашлись вожди, которые это оправдали в своих наукообразных сочинениях, взяли на себя страшную ответственность за сатанинские последствия: — это-де богатые во всем виноваты. И пошел грабеж2, и полилась кровь. Много раз бывало в истории — народы-победители грабили народ побежденный,но, наверное, только в ХХ-м грабило, а не защищало своих же граждан свое же правительство, размахивая красными флагами. Стали ли мы от этого счастливее? Богатых разорили, а бедных не убавилось, стало больше. «Спешит к богатству завистливый человек, и не думает, что нищета постигнет его» (Притч. 28,22). Гай Калигула и Нерон две тысячи лет поражали воображение людей жестокостями. Но Ленин и Сталин, Гитлер и Мао показали, что эти императоры в гонениях — дилетанты, не способные к организации массовых репрессий, не чуждые человеческих эмоций, и уничтожили-то под настроение несколько сотен из своего окружения. Ни Калигула, ни Нерон понятия не имели, что такое холодная рассудочная жестокость, основанная на идейности, партийности, безразличная к чужим судьбам, обрекающая целые классы, расы людей на смерть ради слов, написанных кем-то на бумаге. Ради «будущего», которое никогда не наступает. Великие вожди для идеи подавили в себе все человеческое. Сами были несчастны и других делали несчастными. «Притесняя других, мудрый делается глупым» (Еккл. 7, 7). Чдовищными социальными экспериментами загублены миллионы, десятки миллионов людей! Притом лучших. Везде уничтожены, где поднимали красные флаги со звездой или свастикой и начинали строить какой-нибудь социализм — «национал-» или просто — в Германии, в Китае, в России, в Кампучии, в Эфиопии... Вот уж поистине вселенский масштаб сатанизма! Стали ли мы от этого счастливее? Чдовищный урок человечеству – никогда не ходить нашими путями, не верить, будто грабеж и убийство ведут к счастью, даже если назвать грабеж «экспроприацией», а убийство – «ликвидацией». «Обрушились народы в яму, которую выкопали» (Притч. 9,16). Н заре ХХ века люди захлебывались от восторга по поводу технического прогресса, телеграфа, железных дорог: можно-де быстро передать сообщение, быстро и с комфортом доехать, куда нужно, какое открывается светлое будущее! А граф Толстой задавал простые вопросы: что именно собираетесь передавать по телеграфу? Куда и зачем поедете по железной дороге? Сам по себе прогресс счастья не несет. Бандит с сотовым телефоном на лучшем автомобиле – тоже прогресс. Если по телеграфу передаются приказы об избиении младенцев, а по железной дороге везут тысячи людей, обреченных на смерть в Колыме, в ледяных пустынях Азии, в газовых печах Заксенхаузена – от такого технического прогресса стали ли мы счастливее? Сотни тысяч людей гибнут в огне ядерного взрыва – и это технический прогресс, рассудочный продукт академиков и лауреатов, которые объявлены великими гениями ХХ века. Рассудочный продукт без души. Потому что был ХХ век веком колоссальных душевных утрат. В измельчавших душах чудовищно вырос интерес к вещам. Привезли папуасам цветные тряпки, они и колотят костью в барабан. А Россия жила не этим. Яеще застал бабушек, которые не знали ни видаков, ни евроремонта, ни биде, ни джакузи, ни шмутья, ни тряпья – обносков Запада, которые везут в отсталую страну. Предки не знали такого позора и ничтожества, какого не переживали даже побежденные народы. У них было другое, настоящее, чем жила Россия — русский дух, вера, душевность отношений, которая умерла вместе с ними. Душевность, которую мы теперь находим как редчайшее исключение у немногих людей, а у них была нормой жизни. Япрощаюсь с ХХ веком без сожаления. Сказал о нем только свое мнение, не претендуя на универсальность. Кто думает по-другому, вправе восхищаться и качеством телевизоров, и блеском унитазов, и моющимися обоями, и всем тем, о чем недалекая женщина кокетливо говорит: «Ведь я этого достойна!», забывая, что она человек, отрекаясь от своего человеческого достоинства, низводя себя ниже вещи, а из вещи делая предмет поклонения, которого надо-де еще быть достойным, до которого надо-де еще дорасти... Вот ведь бред какой! Логический итог ХХ века. Конечно, можно поражаться и дальности спутниковой связи, и силе ядерной бомбы. Но стали ли мы от этого счастливее?
Александр РОМАНОВ.
1 Даниэль Дефо. Робинзон Крузо. Москва, 1987 г., с. 166. 2 т. е. открытое хищение чужого имущества (ст. 161 нынешнего УК России). Открытое хищение пролетарским государством имущества крестьян и других классов было обычной практикой и не считалось преступлением.
|
назад |