последний номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Глагол


Пятница,

19 декабря 2008 г.
№ 93

Издается с
10 октября 1991 г.
Глагол

Модельщики

   Ощий трудовой стаж семьи Шалаевых на Уральском автомобильном заводе к концу 2008 года перевалил за 400 лет

   Првым порог будущего автомобильного гиганта Южного Урала в середине прошлого столетия

   перешагнул Николай Шалаев. Его, как и сам завод, в маленький провинциальный Миасс привели непредсказуемые дороги Судьбы. В тяжелые послевоенные годы большая семья Шалаевых – мать с отцом, да восьмеро их детей – рискнули из Мордовии перебраться на Урал, где была работа, и жизнь казалась сытнее. Перебралась, да так здесь крепко-накрепко и осела. Так же, как и завод, вроде бы тоже временно, в самом начале войны эвакуированный на Урал из столицы. И судьбы их – Шалаевых и завода – переплелись так же крепко-накрепко.

   Диною в полвека

   И своей большой семьи Николай первым пришел на завод. На дворе шел 1952 год. Взяли его в тогда еще только что отстроенный новый модельный цех слесарем-модельщиком. Работа 17-летнему парню показалась интересной, но тогда он и предположить не мог, что этот завод и этот цех, где запах дерева так причудливо перемешивался с запахом металла, станет для него и всей его будущей семьи роднее родных.

   Павда, в 1958 году Николай, как когда-то его родители, решил попытать счастье на стороне и подался с женой и маленьким сыном на север – в Якутию. Без малого шесть лет прожили они в тех суровых краях. Там родился сын Александр. Но Урал, ставший родным, не отпустил Шалаевых навсегда. В 1964 году вернулись они в Миасс, купили дом в Мелентьевке, начали потихоньку его перестраивать. А работу и искать не стали. Николай пошел в модельный цех, где его еще не забыли и приняли очень по-доброму. Словом, вернулись домой и больше никаких попыток искать счастья в других краях не делали. Вместе с Николаем в модельный цех вскоре пришла работать и жена Галина. Трудилась здесь кладовщицей до выхода на пенсию.

   Саршие Шалаевы, как это часто в жизни случается, и сами не заметили, как пролетели годы, сложившиеся в стройные десятилетия, выросли сыновья и пошли по стопам отца. А он проработал модельщиком ни много ни мало – ровно полвека.

   Рдом с отцом

   Пмнится, в советские еще времена кто-то из юмористов насмешливо иронизировал, что советский рабочий семьи растит исключительно династийные. Сейчас, когда в заводских цехах квалифицированных рабочих катастрофически не хватает, да и не только квалифицированных – просто нехватка рабочих рук, по этому поводу уже никто не насмешничает. Сегодня династии переместились на сценические подмостки. С экранов телевизоров на нас просто обрушилась попсовая лавина поющих бабушек, дочек, внуков с микрофонами в руках. Встать же рядом с отцом за современный, сложный станок стало почему-то непрестижно.

   Н это сегодня. Сыновья Николая Шалаева Геннадий и Александр, глядя на родителей, к окончанию школы тоже засобирались на завод. Отец не отговаривал, а напротив, приветствовал выбор ребят. Что может быть лучше? И работа интересная, и коллектив в цехе хороший, и заработки на заводе приличные. Да и родители рядом – помогут, если что.

   Првым пришел в модельный цех Геннадий, освоил профессию слесаря-модельщика по металлическим моделям. И за три с лишним десятилетия стал большим мастером в своем деле.

   Александр же выбрал дерево. Он слесарь по деревянным моделям. В тяжелые 90-е ушел, было, с завода, устроился в частную фирму. Но в 96-м вернулся и по сей день работает в цехе модельщиком.

   Тудолюбию и профессии учились у отца. Николай Дмитриевич на своем веку воспитал немало профессионалов. По натуре он человек добрый, отзывчивый. Молодые рабочие к нему всегда тянулись. И разъяснить азы своего дела умел как никто другой – просто и понятно.

   Мрка цеха

   Кгда вся семья трудится на одном предприятии и очень уважительно относится к своей работе, к людям, с которыми много лет ходит через одну проходную, то нетрудно догадаться, что и у детей формируется положительный образ и родитель-ской профессии, и коллектива, в котором они работают много лет.

   Ксередине 90-х, когда стали подрастать внуки Николая Дмитриевича, казалось, другой дороги у них и быть не может. К тому времени на автомобильном заводе трудились пятнадцать человек из большой и дружной семьи Шалаевых. Кроме деда Николая Дмитриевича, его жены и двух их сыновей, на заводе работали четыре его брата с женами, две племянницы и сестра с мужем. И почти все – в модельном производстве. Фамилия Шалаевых стала едва ли не маркой модельного цеха.

   Кгда старшему сыну Александра в честь деда названного Николаем исполнилось шестнадцать, он, было, попытался самостоятельно найти работу. Но добрый дед мягко настоял на своем:

   – Ты еще молод, послушай старших: начинать надо в хорошем коллективе, где есть чему и у кого поучиться, а получишь хорошую профессию – сам решишь, что с ней делать.

   ИНиколай послушал совета – пришел в модельный фрезеровщиком. Брат деда Анатолий Дмитриевич работал в ту пору там мастером. Прежде, чем приставить парня к наставнику, он сводил его в сталелитейный цех, для которого модельщики производили оснастку, рассказал, где и как она используется. Потом повел на главный конвейер, показал, как идет сборка автомобилей. Те первые впечатления о заводе-гиганте Николай «переваривал» несколько дней. И сейчас, спустя десятилетие, он ничуть не жалеет о своем выборе, который помог ему сделать дед:

   – Завод – это такая большая и мудрая кузница! Кто попадет сюда молодым – получит тот опыт, которым можно потом пользоваться всю жизнь.

   Ипытал он тогда и гордость за свою большую семью, которую в коллективе все уважали, и чувство надежной защиты от того, что рядом работает столько близких людей, и чувство большой ответственности, что он тоже носит эту фамилию, которую опорочить никак нельзя.

   Ослужив два года в армии, в 2000 году Николай вернулся в модельный цех. Работал и учился на вечернем отделении в ЮУрГУ. В 2005 году перешел работать уже по новой специальности – технологом в проектно-технологическое управление завода. Но о том, что прошел большую школу в модельном цехе, не забывает.

   Нчего лучшего не находили

   Вмодельный после окончания девятого класса пришел работать модельщиком и младший брат Николая – Илья. Но что-то не заладилось у парня поначалу, никого не послушав, ушел с завода. Однако уже через несколько месяцев вернулся.

   – Мы его не ломали, – рассказывает брат Николай, – позволили все самому решить. Только предупредили: кто бы из семьи куда с завода ни уходил и ни уезжал, потом все равно возвращался – нигде на стороне ничего лучшего не находил…

   Сйчас Илья служит в армии, часто пишет и звонит домой. Планов грандиозных пока не строит, но точно знает, что здесь его ждут. А что может быть лучше такого вот прочного тыла, где ты нужен, где тебя любят?

   Бег времени не остановить

   – Семья у нас не только большая, но и очень дружная, – рассказывает Никола-младший, – нынче летом все вместе ездили в гости к тете в Коркино, так едва в дом вместились. А если уж свадьбу чью играем, так меньше, чем на сто человек стол не заказываем.

   Паздники в семье любят, потому что проходят они всегда весело. Да и нелегкие будни Шалаевы встречают вместе. Нужна кому-то помощь – все откликнутся, никто в стороне стоять не будет.

   Н время, отпущенное нам, к сожалению, не вечно. Из большой семьи деда Николая Дмитриевича в живых остались только он, да его сестра. Один за другим умерли братья-модельщики. Умерла сестра Полина и ее муж Григорий Сливных, по 25 лет отдавшие заводу. Начальником бюро в управлении технического контроля работает их дочь Нина Спиридонова. Ее трудовой стаж на предприятии 36 лет, он уже превысил родительский.

   Днастия Шалаевых продолжает свой отсчет времени. Заводу в этом году исполнилось 67, а их трудовой стаж, начавшийся в 1952 году, перевалил за четыре сотни лет. Давно бы пора начать писать биографию, состоящую из двадцати глав – именно столько Шалаевых в разные годы трудилось на градообразующем предприятии и оставило в нем свой, шалаевский, профессиональный модельный след.

   Дст Бог, минуют нас очередные наступившие лихие времена (сколько мы их пережили на рубеже столетий!). Сойдут с конвейера новые «Уралы», и самый младший Шалаев – Артемка – с гордостью скажет, глядя им вслед:

   – Это наша работа!

   


Н. НИЗАМУТДИНОВА.



назад

Яндекс.Метрика