последний номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru | ||
Среда, 3 декабря 2008 г. № 88 Издается с 10 октября 1991 г. |
«Мне грустно и легко, печаль моя светла…» В Дворце автомобилестроителей проходит городская художественная выставка, посвященная 235-летию Миасса. На ее открытии заместитель председателя Собрания депутатов округа Владимир Шведчиков отметил особенную важность этого мероприятия. И хотя это действительно так, но значение выставки как социально-культурного явления многими все-таки не осознается. Могие участники выставки уже по тридцать – сорок и более лет увлеченно творят, показывают свои произведения любителям прекрасного. Это радует. Печалит то, что почти нет притока новых молодых талантов. Но не будем сокрушаться, присмотримся к представленному. Более всех порадовал Юрий Федоров. Незаурядный художник, мастер на все руки, и стихи ему подвластны. В начале 70-х он покорял друзей и зрителей шаржами, карикатурами в самой разнообразной форме (рисунок, чеканка, резьба по дереву). Потом надолго (на десятилетия!) потерялся для выставок. И вот нежданно-негаданно появился, да как! Жанровые картины – редкость на наших выставках, а он представил цикл из трех картин. Одна из них двухметрового размера – «Остров Веры». Сложнейшая тема! Не буду разбирать, тем более хвалить: думаю, не все удалось удачно – композиционно, сюжетно, психологически. Упомяну только одну деталь …с точки зрения символов. В келье два источника света: от иконы со свечой и солнечный (земной) – в открытую дверцу. Через дверь свет намного ярче – естественно, но, мне показалось, такое противопоставление заглушает религиозное чувство. Спрашиваю автора: «Сознательно так написано?» – «Да, конечно. Земное намного сильнее…». Кк внимательно надо смотреть искусство! И думать глубже, не поддаваясь мимолетным умонастроениям. «Элегия» и «Око» в сине-серой тональности (тревожно!) вынуждают к размышлению о земном пути. И снова редкость у нас – «Старатель», великолепно, широким мазком написанный и глубоко психологический (с тревогой и скорбью в глазах), с бесспорным сходством автопортрет! Вот это явление Федорова народу! Кк и прежде, уверенно и привлекательно показали свои пейзажи Леонид Оленев и Валерий Семенов. Не буду расписывать гамму настроений и цветовых оттенков в их этюдах-картинах. Представленные работы – не знаю, как верно их назвать – надо видеть и наслаждаться, добавляя к сему личные наблюдения, впечатления от Природы. Догадываюсь, что и им нужна доказательная похвала, но зачем? Они и без меня знают себе цену! Близко к ним примыкает Юрий Сиротин. Он, как и они, участник областных выставок, активен и мастеровит, но лично я не испытываю восторга перед его работами: они простоваты по сюжету и по цвету. Но его увлеченность, устремленность к творчеству радуют. Оень порадовал Василий Матвеев. Его этюдик «Зимний пейзаж» – лучший на выставке! Все пронизано светом, воздухом: и Дворец, и площадь, и дома, и люди. Вспомнилась его выставка пейзажа (гуашь) в 1995 году, уже тогда были видны успехи. Потом началась пора сюрреализма, надолго. Увидев этюд, подумал: «Порезвился Василий, образумился. 46 лет, пора и за ум браться. Слава тебе…». Но нет, тут крепкие узы. Уточнил, узнал: его картина подобного «течения» принята на зональную выставку профессиональных художников, которая сейчас проходит в Челябинске. «Зона» в теперешнее смутное время для меня не авторитет, она во многом диктует моду, а то и правила поведения. Вглянем на творчество организатора группы «Фэ» – Сергея Федосеева. Он представил три картины: «Уральская пастораль», «Дама», «Свежий кавалер». На берегу озера пасутся овцы, поодаль сидит юноша, явно не пастушок. Что это? Давно забытая сказочка? Дама в богатых одеждах рембрандтовских времен. Неужели в них можно пребывать или только позировать? На третьей – летающие фигуры, эту фантастику мне не дано понять. Спрашиваю автора: «Куда зовешь?» – «Искусство не должно звать». – «Должно. Любой творящий куда-нибудь да зовет, если даже и не знает истины». Не договорились – не удивительно: целые армии художников хотят изменить скучный мир – создать свой, новый, пусть и искусственный, виртуальный. Игра, а интересно! И заработать можно не только на хлеб. Впрочем, я не хочу упрощать: проблема серьезнейшая! Ндо озвучить упрек, чтобы опровергнуть его: «Многие художники десятки лет пишут одни и те же пейзажи». Природа – наша среда обитания, одна из самых естественных, оздоровляющих, возвышающих. Присутствие Природы, хотя бы в виде пейзажа, так необходимо горожанам как зов к общению. Конечно, зрителю, избалованному почти беспредельными возможностями информационной техники, необходимо искусство особого свойства – изобразительное, в которое, более чем в другие, вложено так много душевности, мастерства и жертвенности. Таковое есть и на нашей выставке. Да, много пейзажа, этот жанр преобладает, но это не беда – можно лишь от души порадоваться естественной увлеченности художников.
А. УШКОВ.
|
назад |