последний номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Глагол


Пятница,

14 ноября 2008 г.
№ 83

Издается с
10 октября 1991 г.
Глагол

Оптимистическая трилогия

   Впоследний день октября депутаты Законодательного собрания в первом чтении приняли главный документ уходящего года – бюджет области, рассчитанный на 2009–2011 годы. Такое в истории современной России случилось впервые. Все последние полтора десятка лет бюджет принимался не более, чем на год. А тут сразу на три, да еще и в период, когда на дворе разразился мировой экономический кризис.

   Педшествовала этому, почти знаменательному событию, большая и серьезная работа законодателей. Прежде всего – главного комитета областного Собрания – по бюджету и налогам. Напомним, что возглавляет этот комитет сам председатель Законодательного собрания – Владимир Мякуш. А заместителем у него является наш депутат Игорь Войнов. Его мы и попросили прокомментировать ситуацию с областным бюджетом на три ближайших года.

   Эот документ уникален

   – Игорь Вячеславович, работа над бюджетом началась еще до кризиса. И впечатление складывается такое, что сегодняшняя изменившаяся обстановка никак не повлияла на принятие главного финансового документа области. Да еще рассчитанного сразу на три года…

   – Да, в какой-то степени этот документ можно считать уникальным. Долгие годы бюджет принимался сроком только на один год. Впервые о трехгодичном бюджете заговорили в правительстве России. Было это два года назад. Тогда на совещании в Москве с представителями регионов, в котором приняли участие и мы с Владимиром Мякушем, было заявлено, что политическая и экономическая обстановка в стране стабилизировалась и теперь можно смело смотреть вперед на несколько лет. Такая стратегия достаточно убедительно обосновывалась и рекомендовалась регионам как руководство к действию. До нынешней осени сомнений в правильности ее ни у кого не возникало.

   Н сомневается тот, кто ни за что не отвечает

   – Значит, сомнения все-таки появились?

   – Люди, которые берут на себя принятие ответственных решений, на каком-то этапе обязательно должны сомневаться. Не сомневается только тот, кто ни за что не отвечает. Но по мере того, как шла работа над бюджетом, сомнений оставалось все меньше. По поручению Мякуша я провел несколько заседаний нашего комитета по бюджету и налогам, а перед публичными слушаниями по проекту закона о бюджете – еще и два заседания рабочей группы по их подготовке и проведению. В обсуждении тогда приняли участие министры, члены и сотрудники аппарата областного правительства, депутаты и представители аппарата Законодательного собрания, члены Общественной палаты и федеральных органов власти. А в публичных слушаниях приняли участие более 350 человек. Были рассмотрены десятки предложений и дополнений. Так что обсуждение было одновременно и глубоким и разносторонним. Проект бюджета был сверстан и представлен законодателям сроком на три года – 2009–2011-й и в оптимистичном его варианте.

   Смь раз отмеряли

   – На чем основан такой вариант?

   – Начну с того, что любой бюджет основывается на прогнозе социально-экономического развития территории. А прогноз всегда рассматривается в двух вариантах: оптимистичном и пессимистичном. Бюджет на три года мы действительно начали обсуждать еще до кризиса. И, по существу, прогнозировали только первый вариант – оптимистичный, то есть с учетом максимальной наполненности его доходной части. Основанием для такого решения послужили более чем веские аргументы. Дело в том, что все последние годы мы постоянно пересматривали областной бюджет и всегда – в сторону его увеличения. Только за один 2007-й год депутаты Собрания собирались семь(!) раз, чтобы распределить дополнительные доходы в областную казну. Реалии, таким образом, превышали даже самый оптимистичный прогноз. Поэтому ни у кого не возникало сомнений, какой из двух вариантов положить в основу проекта бюджета.

   Угосударства деньги есть

   – Пока не разразился кризис?

   – Кризис, конечно, заставил внести коррективы. Вспомнили даже уже было подзабытый термин «секвестирование». При обсуждении в парламенте доклада министра финансов области Виктории Голубцовой некоторые руководители предприятий, которых кризис коснулся уже напрямую, высказали очень серьезную озабоченность по поводу бюджетной политики на три ближайших года. Однако им возразили экономисты. У государства деньги есть, сегодня ситуация не та, что была в 90-е. Например, оборонные предприятия, имеющие госзаказ, вообще не ощутили на себе кризиса. Деньги по госзаказам они получают полностью и день в день. Проблемы возникли в частном секторе экономики.

   Дя страховки – подушка «безопасности»

   – Значит ли это, что социальные программы «сворачиваться» не будут?

   – Более того, проект бюджета, впервые сформированный на три года, носит ярко выраженный социальный характер. Уже сейчас, когда он еще не принят окончательно, известно, что социально значимых статей расходов изменения, которые, безусловно, будут, не коснутся. К тому же в соответствии с федеральным законодательством в областном бюджете предусмотрен резерв нераспределенных доходов.

   – «Подушка безопасности»?

   – Совершенно верно. Именно такое название дали ему финансисты. На 2010 год этот резерв предусмотрен в сумме 7 миллиардов 573,9 миллиона рублей, на 2011-й – 15 миллиардов 94,3 миллиона. Эти суммы являются гарантией выполнения социальных обязательств в случае каких-то особо негативных ситуаций в развитии экономики. Если же ничего непредвиденного не случится, то они останутся ресурсом для новых плановых расходов. В этом мне видится вполне разумный подход к формированию бюджета.

   Отимизм законодателей основывается и на том, что по всем прогнозам объем областного бюджета за три года вырастет даже не вполовину, а значительно больше – на 63 процента, что в денежном выражении составляет сорок миллиардов рублей. По годам бюджет распределяется так: в 2009-ом он составит 85 миллиардов рублей, в 2010 – 95 миллиардов, в 2011 – 107 миллиардов.

   Прежили изобилие – переживем и гречку

   – И эти цифры пересматриваться не будут?

   – Закон о бюджете в первом чтении уже принят. Поправку на кризис депутаты делать не стали. Хотя дебаты на заседании были нешуточные, но законодатели решили все-таки согласиться с финансистами, которые настаивали именно на этом. Главный финансист областного правительства привела достаточно убедительный аргумент: «Правительство области проводит еже-дневный мониторинг экономической ситуации в регионе и в декабре станет понятно, какие изменения необходимо внести в бюджет». Окончательно же принять его – сразу во втором и третьем чтениях – планируется до конца текущего года. А все новые предложения будут рассматриваться по мере необходимости уже в течение 2009 года.

   – Игорь Вячеславович, сегодня долгосрочный прогноз не рискует делать никто. И все же, как вам видится дальнейшее развитие ситуации?

   – Не хотелось бы быть пессимистом. Люди старшего поколения говорят, что пережили войну, страшнее которой быть ничего не может, среднее поколение выжило в кризисный период 98-го года. Сегодня ситуация иная. Валютный резерв страны составляет сейчас 580 миллиардов долларов, есть чем поддержать экономику. Как говорится, пережили изобилие – переживем и гречку. Уверен, что с нынешним кризисом мы справимся с гораздо меньшими потерями, чем это было десять лет назад. Ну, а прогноз… Основываясь на выводах аналитиков, можно предположить, что этот кризис продлится года полтора.

   Тлько цифры

   Оъем средств, выделяемых на финансирование социальных расходов за трехлетний период предусматривается увеличить на 54 процента: с 43,9 миллиарда рублей в 2008 году до 67,5 миллиарда в 2011-м.

   Идексация фонда оплаты труда работников бюджетной сферы составит: с 1 августа 2009 года – 8,4 процента; с 1 января 2010-го – 7 процентов и с 1 января 2011 года – 8,2 процента.

   Вцелях равномерного распределения налоговых доходов между муниципальными образованиями, взамен переданного в 2006 году налога на прибыль организаций, с 2009 года на местный уровень передаются: транспортный налог (по нормативу 50 процентов), налог на добычу полезных ископаемых (по нормативу 50 процентов) и единый сельскохозяйственный налог (по нормативу 30 процентов).

   


Н. НИЗАМУТДИНОВА.



назад

Яндекс.Метрика