последний номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru | ||
Пятница, 11 июля 2008 г. № 51 Издается с 10 октября 1991 г. |
Не носите врачу коньяк Оношения с врачами – дело традиционно двоякое и запутанное. В чем только не обвиняют медиков: и в грубом отношении, и во взяточничестве, и даже в вымогательстве, но, тем не менее, чаще всего благодарят. Разобраться в этом клубке взаимоотношений пытаются в городской больнице №2, разрабатывая при этом нестандартные подходы. Вачи спасают жизни людей, и благодарность за это – вполне объяснимое явление. Каждый поступает по-разному. Кто-то пишет в газету, кто-то просто говорит «спасибо», но большинство останавливается на «джентльменском наборе» – бутылке коньяка и коробке конфет. «Наверное, менталитет у нас, в России, такой, – разводит руками главный врач горбольницы № 2 Сергей Криушов, – хотя в крупных городах от этой «классической» схемы уже отходят. В Москве, Санкт-Петербурге, Челябинске коньяк медикам уже не носят. Действует другая система – можно вознаградить врача деньгами через кассу, по официальному договору. В нашей больнице такое тоже есть, по опыту крупных городов предоставляем пациентам возможность заполнить договор и заплатить желаемую сумму в кассу. При выдаче зарплаты врач ее обязательно получит». Мжно помочь и самой больнице. Например, перечислить деньги на развитие материально-технической базы. Есть люди, которые, получив лечение и увидев проблемы больницы, выражают благодарность в виде серьезных сумм или оборудования. Так, один из бывших пациентов подарил второй городской две каталки, другой помог в проведении ремонта отделения плазмофореза и гемодиализа. А автомобильный завод «Урал» вообще стабильно перечисляет средства для приобретения реанимационного оборудования. «Коньяк же, – смеется Сергей Юрьевич, – искушает персонал. У нас постоянная нехватка врачей, люди работают на износ. Стресс и усталость лучше всего снимать с семьей, с друзьями, на природе. А тут спиртное постоянно приносят… Может, фруктов лучше купить? Хотя, если честно, денежный эквивалент, переданный через кассу, врачу будет гораздо нужней и приятней». Мтериально-финансовые отношения с врачами мы, тем не менее, пока предпочитаем иметь неофициальные. Причем вознаграждение нередко происходит еще до оказания услуги. Попросту говоря, дается взятка, ответственность за которую несут и врач, и пациент. В России было немало случаев, когда за эти сделки на врачей надевали наручники, было такое и в Миассе. Надо ли еще говорить, что оплатив лечение или операцию «мимо кассы», пациент лишает себя всяческих гарантий? Тем не менее, как говорит Сергей Криушов, полностью изжить теневой оборот денежных средств в медицине не удалось еще ни в одной стране мира. Будем откровенны: увы, есть и объективные факторы. Зарплата «узких» специалистов такова, что ни один выпускник медицинского вуза не идет работать в государственные лечебные учреждения. А если и устраивается, то ненадолго – до первой зарплаты. Никак не вяжется требуемый уровень с оплатой врачебного труда. Альтернативой теневых сделок с пациентами стала возможность вести платный прием. Он разрешается сверх государственного и дает возможность заработать честные дополнительные деньги. Тем не менее, пока объем теневого сектора экономики здравоохранения не уступает официальному сектору платных услуг. Жлобы на то, что «доктор просил денег», обычно не выходят из круга родственников и знакомых. Редко кто приходит с обращением в администрацию больницы, а если такое и случается, то только в устной форме и весьма обтекаемо. Никто не называет фамилию врача, поэтому разобраться и принять меры в таких случаях не получается. Хотя и пациента понять можно: ведь если врача не уволят, то как в следующий раз идти к нему на прием? Шгом к установлению доверительной обратной связи с пациентами должны стать специальные контейнеры, которые повесили в родильном доме и возле вахты стационара. Их функция – собирать жалобы и предложения, но пока нововведение большим спросом не пользуется. «Этот опыт, – говорит Сергей Криушов, – мы тоже переняли у столичных коллег. В Москве такая система распространена, наверняка приживется и у нас. Хотя пока жалобы, попадающие в ящики, весьма общего характера и их решение от нас не зависит. Например, жалуются на нехватку медикаментов в стационаре, а это проблема федерального уровня…». Как бы то ни было, а приходить к честным официальным отношениям выгодно обеим сторонам. Врач вместо очередного коньяка наверняка не откажется от прибавки к зарплате, а налоги с нее пополнят бюджет города и больницы. В конце концов, честный договор сделает отношения между врачом и пациентом цивилизованными, и каждая из сторон не будет испытывать какого-либо неудобства.
С. БАРЫШНИКОВ.
|
назад |