последний номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Глагол


Среда,

9 июля 2008 г.
№ 50

Издается с
10 октября 1991 г.
Глагол

Праздник плуга

   Мнувшая суббота оказалась для нашего города рекордной по числу отмечаемых праздников: в центре праздновали день рождения Захара и Сабантуй, в северной части – День машгородка. Поэтому жители, приветствуя друг друга, нередко спрашивали: «Ты с какого праздника?» или «А вы что отмечаете?».

   «Помогла» в этом погода, из-за которой традиционный национальный татаро-башкирский праздник Сабантуй был перенесен на неделю позже.

   А между тем Праздник плуга (именно так переводится слово «сабантуй») особо почитаем многими жителями Миасса. Он уходит своими корнями глубоко в древность и связан с земледельческой культурой татарского и башкирского народов. Исконно Сабантуй отмечался в сель-ской местности, но с течением времени торжество постепенно перебралось и в город.

   Нотъемлемой частью празднества всегда были и остаются национальные игры, конкурсы, песни, пляски, борьба, бои мешками, где любой желающий может попробовать свои силы и, конечно же, какой Сабантуй без главного приза – барана.

   – Я считаю, что этот праздник имеет большое значение не только для нашего города, но и для страны в целом, – говорит участница ансамбля «Уралым» Нурия Насырова. – Посмотрите сколько людей сюда пришло: и русские, и татары, и башкиры... Это настолько объединяет нашу многонациональную Россию, что подобные традиции надо беречь, особенно в современной ситуации, когда сталкиваемся с проявлениями неонационализма, ксенофобии, когда забывается история народов. Сабантуй – это возможность прикоснуться к нашим истокам, это праздник для души.

   …В центре праздника разместилась самая настоящая башкирская юрта, вокруг нее – забор, украшенный огромными домоткаными паласами. Рядом была представлена коллекция самоваров – кумганов, играющих сакральную роль в жизни тюрских народов. Особый интерес у «слабой половины» вызывала шарша – редчайшие домотканые занавески, возраст которых уже более 150 лет. Всем хотелось прикоснуться к старине, из-за чего музейный работник вынужден был постоянно быть начеку. Ну и огромное множество других интересных уникальных вещей: кураи, кубызы, гармошки... А любители вкусно поесть в этот раз могли оценить все прелести традиционной национальной татаро-башкирской кухни.

   Кк рассказал заведующий челябинским музеем этнографии Кабир Ямилов, самым главным символом праздника является длинный вертикальный шест, олицетворяющий собой середину Земли, символ плодородия. На нем по традиции висят призы, однако получить их не так-то просто. На наших глазах не один десяток смельчаков пытался вскарабкаться на него, но удалось это лишь немногим.

   Оромное множество гостей собрал миасский Сабантуй, среди которых были и творческие коллективы Челябинска, Златоуста, Учалов, Уфы, порадовавшие зрителей своими танцами и песнями.

   


Е. БЫСТРОВ.



назад

Яндекс.Метрика