последний номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru | ||
Среда, 25 июня 2008 г. № 46 Издается с 10 октября 1991 г. |
Прогулки в прошлое Гродской краеведческий музей поможет окунуться в былые времена и расскажет о неизвестном Мзей. Первое впечатление от этого слова – пыльные архивы, тишина и даже нечто мистическое. На самом деле вся мистика в том, что в музейных залах оживают столетние вещи и как на машине времени уносят посетителей в далекие времена. Здесь забываешь о повышении цен и политике. В музее царит другой мир. Мир прошлого, которое доступно каждому. Н так давно отмечался международный день музеев. Праздник скромный, но за ним стоит многое: постоянная исследовательская работа, поиски экспонатов, создание экспозиций и еще много того, что необходимо для сохранения истории и наглядного ее представления. Не исключение и наш городской краеведческий музей, много лет хранящий историю Миасса. Сейчас здесь идут работы по созданию экспозиции «Дорога к храму». А кроме нее есть, конечно, и другие. Прогуляться по залам музея, побывать в разных исторических местах нам помогла экскурсовод Наталья Рожкова.
Ибашкиры, и русские Эскурсия начинается с экспозиций, которые были созданы первыми. Это башкирская юрта и золотой рудник. Сначала посетители музея «заходят в гости» к башкирам и сразу погружаются в национальный колорит. Здесь и башкирское домашнее убранство, и, что самое интересное, манекены – «хозяева юрты» за работой. Хозяйка взбивает в маслобойке масло, а рядом висит зыбка. В этом сооружении в девятнадцатом веке укачивали детей, которые впоследствии не страдали морской болезнью. Ворая остановка – золотой рудник. Тут Наталья Павловна рассказывает об истории рождения Миасса, о тульском купце Лугинине, который построил в долине реки Миасс медеплавильный завод, бараки для рабочих, мельницу, плотину. Во время восстания Пугачева строения были разрушены, но Лугинин все восстановил. Медь в Миассе была высокого качества, из нее изготавливали монеты. Однако металла в речной долине оказалось мало, и завод вскоре закрыли. На этом история Миасса вполне могла бы закончиться, если бы не одно «но» – на реке Ташкутарганка нашли месторождение золота, за короткий срок было обнаружено еще 200 таких мест. Самым богатым стал Царево-Александровский прииск, располагавшийся на месте современного поселка Ленинск. Там были найдены самые крупные самородки, среди которых и известный «Сюткинский». Его нашел 18-летний Никифор Сюткин, в итоге прогулявший все денежное вознаграждение и умерший в нищете… Пиезжал на прииск и царь Александр I. Доказательством этого служат две чугунные плиты от памятной стеллы. Их нашли в печке при сносе дома в Ленинске. На исторической ценности много лет пекли хлеб, а сейчас они выставлены в краеведческом музее. К приезду императора, как и в наши времена перед визитом именитых гостей, город был буквально выскоблен. Кстати сказать, до двадцатого века Миасс считался одним из самых чистых городов Южного Урала… Пка идет рассказ, экскурсанты могут посмотреть на золотой рудник, где манекены-старатели промывают песок на берегу реки, побывать в кузнице, где два «кузнеца» работают не покладая рук. А потом экскурсовод гасит свет, и печь озаряется изнутри красным мерцающим пламенем, в небе над прииском всходит «полная» луна…
Дрога к храму Дльше путь лежит в русскую избу. У печи хлопочет хозяйка, за столом сидит глава семьи. На стенах – предметы домашней утвари, что-то стоит на полу. «Хозяин» смотрит на вошедших приветливо-вопросительным взглядом, так и хочется с ним поздороваться. А потом начинается та самая «Дорога к храму». Храм написан художниками на противоположной стене зала. Каменная брусчатка, которой выложен пол рядом с картиной, настолько четко продолжается на изображении, что кажется, будто стены нет, а здание парит прямо в воздухе. – Это Петропавловский храм, – рассказывает Наталья Павловна. – Он стоял на площади Труда, где сейчас памятник Ленину. О красоте этого здания находят записи даже в летописи Санкт-Петербурга. Был случай, когда оттуда приехала женщина специально полюбоваться на строение, но не нашла его. Хам на площади Труда снесли много лет назад. Одна из жительниц старого города хорошо помнит, как ходила в него с родителями, а потом видела своими глазами, как с храма скидывали колокола. Маленькая девочка тогда не понимала, что происходит, и долго плакала после увиденного… Рссказывает экскурсовод и про часовую мастерскую, которую снесли, и про клуб Силкиных, который впоследствии стал культурным центром напилочного завода. Это здание стоит сейчас в полуразрушенном состоянии напротив городского дома культуры. Художники из Уфы, которые помогают музею в создании экспозиций, побывав в нем, были потрясены красотой архитектуры и лепнины. Главный их вопрос: почему это все не сохраняется и не реставрируется? Но ответа на него, увы, нет. Взале, где расположена экспозиция «Дорога к храму», уже готова скобяная лавка, на которой выставлена различная посуда. Особое внимание привлекают самовары: два со смешными названиями «Колобок» и «Репка», а третий, «Походный», отличается необычной, прямоугольной формой. Походным он назван потому, что имеет два отсека, благодаря чему в нем одновременно можно приготовить, например, кашу и вскипятить чай. Зесь же знаменитые швейные машины «Зингер», фотоателье с деревянным стулом, сделанным когда-то по принципу египетского трона, сверхтонкая посуда фабрики Кузнецова, которую продавал в Миассе купец Ванин. Интересно, что в девятнадцатом веке в России работала служба «Посылторг», распространявшая товары по каталогам. Через нее в наш город и попадала оригинальная посуда. Кстати, когда в Чебаркуле проходили учения «Мирная миссия», наш музей посетили гости из Китая. И хотя эта страна славится своим фарфором, тонкие и легкие российские чашки из девятнадцатого века изумили даже китайцев. Коме поиска и сохранения вещей, представляющих историческую ценность, сотрудники музея проводят лекции в школах, занимаются просветительской деятельностью. За долгую и плодотворную работу премией Законодательного собрания области награждена научный сотрудник Галина Наумова. Так оценили ее многолетнее руководство клубом «Семейные хроники», который занимается изучением истории миасских семей. …После экскурсии по краеведческому музею и общения с теми, кто много лет целенаправленно изучает историю Миасса, появляется другой взгляд на город. Выйдя из Симоновского особняка понимаешь, что в старой части Миасса чуть ли не каждый дом хранит в себе исторические тайны. Только вот об этом мало кто задумывается, иначе почему старинные здания редкой архитектуры, которыми, кстати, могут похвастаться далеко не все города, стоят как нечто ненужное и брошенное? И только в недрах краеведческого музея бережно сохраняют исторические ценности и рассказывают о них новым поколениям.
С. БАРЫШНИКОВ.
|
назад |