последний номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Глагол


Среда,

22 августа 2001 г.
№ 75

Издается с
10 октября 1991 г.
Глагол

ПЕРВЫЙ ЗАМ МАКЕЕВА

В.Р. Серов   История Конструкторского бюро, ныне Государственного ракетного центра, это не только разработка, проведение летных испытаний и освоение серийного производства ракет, но и судьбы тех специалистов, которые создавали одно из важнейших направлений ракетной отрасли.

   Влерий Романович Серов, которому на днях исполняется 80 лет, памятен ветеранам ГРЦ не только как организатор проектного дела в конструкторском бюро, как активнейший участник создания первого поколения морских ракет, но и как первый заместитель Виктора Петровича Макеева.

   Влерий Романович Серов прибыл в ГРЦ-КБМ (тогда СКБ-385, 1955 г.) зрелым авиационным специалистом и ракетчиком. В 1943 г. он окончил Московский авиационный институт. В 1943–1946 г. работал на авиационном заводе № 2 в Тушино, а в 1947–1955 г. – в главном ракетном институте страны (НИИ-88) в конструкторском бюро С. П. Королева (ОКБ-1). В СКБ-385 В. Р. Серов назначается заместителем главного конструктора. В 1956 г. Валерий Романович, оставаясь заместителем главного конструктора, возглавил головной проектный отдел.

   Сановление проектного дела в СКБ-385 началось с выполнения научно-исследовательских работ «Урал-1», «Урал-2» и с совместного со специалистами С. П. Королева проектирования морской ракеты Р-13 (1956 г.). Вскоре СКБ-385 выступило с предложением о разработке новой сухопутной ракеты вместо порученной модернизации ракеты С. П. Королева Р-11М, и в 1958 г. получило правительственный заказ на создание ракеты Р-17. В 1962 г. оперативно-тактическая ракета Р-17 была принята на вооружение. В. Р. Серов являлся техническим руководителем Государственной комиссии по проведению летных испытаний этой ракеты.

   Сперничество в стратегических военных вооружениях с Соединенными Штатами не оставляло СКБ-385 без новых задач. Тем более, что к этому были серьезные основания – наши морские ракеты, ракетные комплексы и подводные лодки первого поколения значительно уступали американским. Причины такого отставания обуславливались различным уровнем развития техники. Попыткой ликвидировать отставание стала разработка твердотопливной ракеты РТ-15М (1961 г.). Попытка, как сейчас ясно, не могла увенчаться успехом, поскольку надо было платить увеличением массы и габаритов ракеты, а также ухудшением ее боевых свойств не только из-за различия в характеристиках вычислительной техники, гироприборов, других составляющих, но из-за более низкого уровня развития твердого топлива и твердотопливного двигателестроения у нас в те годы.

   Вто же время были продолжены работы по жидкостному направлению морского ракетостроения. Работы продемонстрировали ответственный и творческий подход к порученному делу военных моряков, кораблестроителей и, не в последнюю очередь, проектантов СКБ-385, их руководителей В. Р. Серова, В. П. Макеева, а также руководителей смежных организаций А. М. Исаева (двигатели), Н. А. Семихатова (системы управления). В результате был предложен и реализован качественный скачок в морском ракетостроении.

   В конце 1961 г. были даны предложения по разработке комплекса Д-5. В начале 1962 г. было принято правительственное решение о разработке этого комплекса с двумя типами ракет средней дальности стрельбы. Облик ракет оказался настолько удачным, а технические решения по ракетам и комплексу настолько перспективными, что уже в начале 1963 г. были проведены проектные оценки и даны предложения о создании первой в мире межконтинентальной морской ракеты.

   Влерий Романович успел внести свой вклад в определение облика и в закладку принципиальных решений в проект этой ракеты, которая без всяких скидок может считаться гордостью отечественного ракетостроения, поскольку именно она дала первый существенный отрыв от американских морских ракет – достижение межконтинентальной дальности стрельбы, что было особенно необходимо, исходя из военно-географического положения нашей страны.

   Пдводя итоги деятельности Валерия Романовича Серова в СКБ-385, назовем его главные свершения:

   – организация проектного дела в конструкторском бюро;

   – творческое, активное участие в создании морских ракет первого поколения Р-13 и Р-21, а также оперативно-тактической ракеты Р-17. Ракета Р-21 эксплуатировалась до конца 80-х годов, а ракета Р-17 эксплуатируется до сих пор и получила широкую известность за рубежом под названием «Скад»;

   – руководство и личное участие в проектных работах, приведших к выработке специфических перспективных технических решений морского ракетостроения, реализованных в ракете Р-27 и при определении проектного облика ракеты Р-29.

   Вмае 1963 г. соратники проводили Валерия Романовича в Москву. Его дальнейшая деятельность в ЦНИИ машиностроения, директором НИИ прикладной гидромеханики, в учебных институтах, директором Института технологий, экологии и предпринимательства подтверждают неординарность и талант В. Р. Серова как инженера, ученого и организатора, проявившиеся при работе в СКБ-385.

   Втераны Государственного ракетного центра «КБ им. академика В. П. Макеева» поздравляют доктора технических наук, профессора, академика Международной академии информатизации, члена-корреспондента Российской академии естественных наук, члена-корреспондента Академии технологических наук Российской Федерации, лауреата Ленинской премии, кавалера многих государственных наград Валерия Романовича Серова с восьмидесятилетием и желают, прежде всего, крепкого здоровья, счастья и новых творческих успехов.

   


По поручению руководства предприятия: П. А. Алексеев, Р. Н. Канин, Н. Ф. Тамбулов.



назад

Яндекс.Метрика