последний номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Глагол


Среда,

11 июня 2008 г.
№ 43

Издается с
10 октября 1991 г.
Глагол

Поло – Нью-Йорк – Одесса – Магадан – Миасс…

   В1921 году в небольшом австро-венгерском городке Поло (ныне Италия) у итальянки по имени Мари-Франческа родился пятый ребенок – долгожданная девочка (после четырех-то мальчишек!), которой счастливые родители дали имя Клара. Клара Пирц.

   Нша сегодняшняя страничка рубрики «Загляните в семейный альбом» о необыкновенной судьбе этой девочки.

   

   Дтство

   Оец Клары – австриец Антон Пирц – был квалифицированным мастером кораблестроения и коммунистом. Подпольно боролся с режимом Муссолини, за что трижды арестовывался. В 1922 году Антон Пирц, спасаясь от очередных преследований полиции, нелегально эмигрировал в Америку, спрятавшись на корабле в ящике с оборудованием.

   ВСША австриец быстро освоился и нашел работу: на небоскребах Нью-Йорка он устанавливал световые рекламные короба. А спустя год Антон Пирц вернулся за семьей в Италию и перевез ее в США. Этот переезд стал в судьбе двухлетней Клары первым, и, как оказалось, далеко не последним.

   Вначале тридцатых годов советское правительство приглашало зарубежных специалистов для участия в процессе индустриализации страны. В число приглашенных попал и Пирц, который в 1931 году приехал в СССР вместе с женой и пятью детьми и был направлен в Одессу, на судоремонтный завод им. Андре Марти.

   Смейство Пирц поселилось в уютном доме на одной из одесских улиц. Мари-Франческа по-прежнему вела домашнее хозяйство, ее старшие дети Карло и Бруно, выучившиеся на сварщиков, стали работать на судоремонтном заводе вместе с отцом. А младшие Франк, Вильям и Клара с удовольствием учились в школе, старательно постигая премудрости сложного русского языка…

   

   Чрные дни

   Састливая жизнь юной Клары разбилась вдребезги осенью 37-го. Сначала в дом неожиданно пришли люди из НКВД и арестовали отца, мать и двоих старших братьев. Лишь 50 лет спустя, из расследования «дела семьи Пирц» Клара узнает, что в тот год отцу было предъявлено обвинение в контрреволюционной антисоветской деятельности. И что отец виновным себя не признал, хотя «подтвердил, что говорил с рабочими о превосходстве заграничной техники и отставании советской и о том, что рабочие в СССР получают зарплату меньше, чем в США, что жить там легче, потому что все дешевле…». А в конце документа стояло короткое и беспощадное «Расстрелян». Вместе с Антоном Пирц были расстреляны и его жена, и оба старших сына.

   Сустя несколько месяцев, в начале 38-го, арестовали младших братьев Франко и Вильяма – их посадили на десять лет в исправительно-трудовые лагеря… Клара осталась одна. Из школы ее выгнали – директор отказался обучать «дочь врага народа», но учительница географии помогла сделать девушке паспорт и устроиться на чайную фабрику, где Клара делала коробки для чая. Девушка работала не покладая рук: после чайной фабрики была корабельная прачечная, в 40-м году Клара оформляла обложку для книги «Мифы Эллады» в типографии имени Ленина. А в 41-м напротив их типографии взорвалась первая бомба…

   В время войны Клара в оккупированной Одессе возила фрукты для магазинов, работала швеей, в 43-м после освобождения города стала медсестрой в госпитале, а позже, мечтая продолжить дело отца, выучилась на сварщика и стала работать в кораблестроении: строила танкеры.

   Всна 45-го ознаменовалась для всего советского народа Великой Победой, а для Клары стала роковой: в НКВД вспомнили, что она – «дочь врага народа», арестовали и отправили на пять лет в лагерь в Магадан.

   

   Амнистия

   Сдьба сжалилась над Кларой лишь через три года: в 48-м девушка попала под амнистию. В числе прочих амнистированных «лагерных» Клара ехала из Магадана в поезде и размышляла, на какой бы станции выйти. Возвращаться в Одессу не было смысла: ни там, ни в каком-либо другом городе великого СССР ее никто не ждал. На грустную девушку обратил внимание пожилой попутчик, а когда узнал в чем дело, поинтересовался, что та умеет делать.

   – Сварщиком работать могу, – ответила Клара.

   – Сварщиком? – удивился мужчина. – Тогда тебе в Миасс надо. Там сейчас сварщики нужны.

   Ршив, что терять нечего, Клара сошла на станции Миасс, оставила свой чемодан в камере хранения, прямиком отправилась в отдел кадров на Уральский автозавод и… задержалась на заводе на целых двадцать пять лет.

   З свой труд Клара Антоновна Булатова (на автозаводе Клара Пирц познакомилась с диспетчером Ильей Булатовым и вышла за него замуж) получила почетное звание ветерана труда, ее фотография не раз украшала доску почета. Свои знания Клара Антоновна всегда с готовностью передавала молодым специалистам, воспитав целое поколение сварщиков.

   

   Сгодня Кларе Антоновне 87 лет. Несмотря на свой преклонный возраст, старушка помнит всю свою жизнь до мелочей. Помнит свое детство в Америке. Помнит прогулки с братьями по одесским улицам. Помнит людей из НКВД и арест близких, честь которых была реабилитирована лишь полвека спустя…

   Нверное, об этом помнить нужно и всем нам.

   Хтя бы для того, чтобы такие трагедии не повторялись никогда.



назад

Яндекс.Метрика