последний номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Глагол


Пятница,

23 мая 2008 г.
№ 38

Издается с
10 октября 1991 г.
Глагол

Зачем школе колесо от телеги?

   Зесь работает механизм, в котором важна каждая деталь

   156 образовательных учреждений области приняли участие в конкурсе на получение финансовой поддержки для школ, осуществляющих инновационную деятельность за счет средств федерального и областного бюджета. В опубликованном Министерством образования рейтинге миасская школа № 26 заняла четвертую позицию. И вот уже второй раз становится обладателем президентского гранта – миллиона рублей.

   Вчем секрет такого ошеломляющего успеха? Ведь хотя «центральная автозаводская» школа и раньше не плелась в хвосте по качеству получаемого образования, но сегодня она обошла не только считающиеся «элитными» школы, но и гимназии, лицеи Челябинска. Ответ насколько прост, настолько и сложен: администрация школы во главе с директором Ильей Герштейном, поставив перед собой конкретные цели и задачи, сформировала концепцию, ориентированную на конечный результат. Темп сегодняшней жизни настолько велик, что, чего греха таить, косность образовательной системы нередко за ним не успевает. Поэтому пересмотру подвергли и традиционный урок, расписанный по минутам, и роль учителя в образовательном процессе, и старую концепцию, что ученик – сосуд, который лишь нужно наполнить.

   А еще сделали однозначный вывод: в наше время в обществе востребована успешная, конкуренто-способная личность. Поэтому и своей основной целью поставили формирование такой личности не только в максимально комфортных условиях, но и в отношениях «ученик–учитель».

   Сдружество заинтересованных

   Воснову формирования такой личности было заложено три этапа: «Я люблю свою школу»; «Я люблю учиться»; «Я люблю учиться и хочу учиться, то есть продолжать обучение».

   Рзумеется, все это невозможно без заинтересованности в конечном результате всех участников процесса. Поэтому и было создано содружество всех заинтересованных лиц. И даже школьный герб в этом отношении наполнен смыслом: четыре пляшущих человечка (ученик, родитель, учитель, шефы), объединенные желтым кольцом (образовательным пространством), образуют цифру ХХVI.

   Уитель заинтересован в конечном результате своей работы, шефы (АЗ «Урал») делают соцзаказ, их тоже интересует результат, а родители, работая на заводе, знают, что их дети обучаются в комфортных условиях, и за это они могут быть спокойны.

   Шольный девиз «Живи, мечтай, твори» внушает ребятам, что каждый человек – творец своей судьбы, и именно конкретные дела формируют успешную личность, позволяют зажечь на небосклоне еще одну звезду.

   Эспериментальный режим

   Чобы уйти от косности образования, не отстать от сегодняшнего дня, в школе решили перейти на экспериментальный режим с максимальным использованием современных технологий. И делать это надо было очень быстро, ведь если у тех же школ машгородка было время на эксперимент (многие в нем с 90-х годов), то у 26-й времени на раскачку просто не было. И тот уровень, на который школа вышла всего лишь за два с половиной года, это как раз результат интенсивного развития во всех направлениях.

   В-первых, кадровая переподготовка (все учителя повысили за год свой разряд минимум на одну ступень и овладели компьютерной техникой). Во-вторых, в корне пересмотрели традиционные формы урока. Ну, а внедрение проектного менеджмента заслуживает хотя бы небольшого отдельного разговора.

   Педставляете, его осваивают даже младшеклассники! Они, получив задание разработать проект, посвященный летнему отдыху, начинают привлекать своих мам и пап. И ведь родители входят в азарт, начинают семейный мозговой штурм. И не ради оценок, а для реализации проекта на практике. А после этого мальчишки и девчонки начинают убеждаться, что получают знания, учатся думать не только ради оценок (хотя и они, конечно, важны). Безусловно, мудреной терминологией насчет различных видов менеджмента они не владеют, но, не особо над этим задумываясь, осваивают их на практике.

   Debes, ergo potes

   Кайностей при оценке результатов выпускников у нас всегда было более чем достаточно. Если спорт, то все должны были стремиться в сборные. Потом вдруг оказалось, что всем надо становиться физиками и математиками. Затем кому-то пришло на ум, что лучше считать медали, ну, а сегодня, как все мы знаем, главный показатель – результаты ЕГЭ. Но в 26-й школе на показателях не зацикливаются, на первом плане здесь не гонка за оценками и процентами, а воспитание личности, которая обязательно будет востребована. Не принципиально, где быть первым – в научном обществе учащихся (НОУ) или спорте, дистанционной олимпиаде или КВН, главное – всегда быть «на коне». И тогда обязательно придут результаты: 13 призовых мест в НОУ в первый год, 12 медалистов, выход в лидеры образования Южного Урала….

   Совом, концепция успешности заложена, и не важно, какой будет форма экзамена. Любая задача будет решена. Debes, ergo potes – должен, значит можешь.

   Зчем фонтанчики?

   Всамых разных средствах массовой информации много раз писали и показывали, как в школе № 26 сделали ремонт, на этажах разместились зеленые уголки, появились красивые фонтанчики… Но чаще всего ограничивались эпитетами «красиво», «современно». А ведь все эти изменения появились не ради изменений, не для пиара или отчета. В школе работает система, в которой каждый элемент важен, все имеет смысл и работает на результат. Вот, к примеру, композиция на одном из этажей. Колесо от телеги – символ движения на Восток, освоения Урала, Сибири. Плетень – роль казачества в этом процессе. А если разбит цветник, то растения представлены от экзотических до растущих у нас. Фонтанчик в виде храма несет не только сакральный смысл (храм формирует личность), но и решает вполне утилитарную задачу – насыщает помещение кислородом во время отопительного сезона. Кроме того, помогает ребятам просто психологически расслабиться.

   Нд каждым школьным кабинетом – латинское изречение. И, конечно, в такой атмосфере и речи не может быть об окурках, семечках и тому подобных школьных приметах. Здоровье школьников – тоже важный фактор. Поэтому и мебель в классах современная, удобная и безопасная, и светильники не только красивые, но и соответствующие всем нормам, и даже кулеры в классах стоят, чтобы ребятишки не пили воду из-под крана.

   Идаже – ресурсный менеджмент

   Рзве мог кто-нибудь подумать еще несколько лет назад, что в школе может успешно работать опыт, приобретенный в бизнесе? Речь идет, в частности, о ресурсном менеджменте. Логика очень проста: если в бизнесе это приносит какой-то конкретный результат, то тот же самый результат можно получить и в конкретной учебной деятельности, нужно лишь взять основу под свои разработанные цели и задачи.

   Втом, как это работает, хорошо видно на примере 26-й школы. Здесь сумели для достижения конечной цели объединить ресурсы города, области, России (в виде грантов), родителей, спонсоров, градообразующего предприятия и все это положить на главную идею – подготовить максимально конкурентоспособную личность, мотивированную на успех, в которой нуждается общество и государство.

   Онеобходимости прорыва в образовании мы слышим чуть ли не каждый день. И вот – этот самый прорыв в конкретной школе. Мнений со стороны, за счет чего этого удалось добиться, предостаточно. Чего скрывать, есть и такие, кого раздражают эти достижения: дескать, «почему второй год подряд президентский миллион получают, надо и другим, и вообще – лучше по очереди». В общем, как всегда необходим выбор: или «всем сестрам по серьгам», или инвестировать туда, где можно рассчитывать на максимальную отдачу. Понятно, что настоящий хозяин всегда выберет второй вариант.

   Итогда автоматизированные рабочие места учителей, интерактивные доски, компьютерные классы, оснащенности которых позавидует иная фирма, будут не какими-то диковинками, а как в 26-й школе рабочими инструментами, с помощью которых достигается результат.

   Дя кого-то это, может, прозвучит кощунственно, но здесь вы-строен оптимальный бизнес-процесс. Как в любой современной компании, нашлось место ресурсному, проектному, стратегическому менеджменту. И, честно говоря, не вызовет особого удивления, если вдруг найдут применение и, к примеру, принципам «бережливого производства». Главное – чтобы все работало на конечный результат: воспитание творческой, умеющей свободно мыслить личности, которая обязательно будет востребована.

   Ктати, директор школы Илья Герштейн, уже имея в своем багаже техническое и гуманитарное образование, сейчас познает в Москве секреты ресурсного менеджмента.

   Иья Герштейн, директор школы № 26:

   – Сегодняшняя особенность развития школы заключается в том, что заказчиком или соучастником соцзаказа (помимо родителей и муниципалитета) выступает автомобильный завод «Урал». Еще когда стоял вопрос о новом директоре школы, Виктор Корман сказал, что хочет познакомиться с кандидатом, и на встрече поставил четкий вопрос: «Какой вы видите школу?». Представьте, человек пришел, можно сказать, «на целину», никого не знает – ни завуча, ни технички. А ответ о концепции развития школы должен быть как выстрел, чтобы поразить воображение заказчика. В этот момент (как я говорю, по Божественному откровению) пришла мысль, что изменения нужно делать в школе не во имя самих изменений, а во имя ученика.

   Пэтому наша главная цель – воспитать, а точнее сформировать максимально конкурентоспособную личность, воспитанную в максимально комфортных условиях, где первично комфортность отношений «ученик–учитель», а потом среда. Эта личность должна быть успешной и самое главное – востребованной.

   Ттьяна ГУБИНА, учитель английского языка:

   – С веянием времени меняется и школа, и подход к обучению. И нам, учителям, приходится осваивать современные технологии, потому что на смену мелу и наглядным пособиям приходят компьютер, интерактивные доски, Интернет. Но как иначе – если хотим получить достойную личность, способную жить и работать в современном обществе, то необходимо идти в ногу со временем. В этом отношении работать стало, может быть, и сложнее, но интереснее.

   Мтериальное стимулирование тоже играет свою роль. Хочешь получить премию – работай, пусть твои ученики участвуют в дистанционных олимпиадах, спорте, научном обществе учащихся, занимают призовые места. Поэтому учитель, конечно, заинтересован в конечном результате своего труда.

   Юя КЛЮЧНИКОВА, ученица 10-го «А» класса:

   – Я учусь в 26-й школе с первого класса. Хотя и раньше школа была в числе лучших, но сейчас, когда учителя активно используют современную технику, это помогает нам получить знания более высокого уровня. Да и уроки стали интереснее, материал легче усваивается. Теперь не надо все в тетрадях записывать – можно скинуть в «презентацию», и дома учить по компьютеру.

   А то, что в школе стало красиво – это помогает морально разгрузиться. Мы уже не среди однотонных бледных стен учимся, а в уютной обстановке, среди зеленых уголков и декоративных фонтанчиков.

   


Е. БЫСТРОВ.

   



назад

Яндекс.Метрика