последний номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Глагол


Пятница,

16 мая 2008 г.
№ 36

Издается с
10 октября 1991 г.
Глагол

Наш автопром. Ожидания и реалии

   Впоследнее время на российских автосборочных предприятиях происходят значительные перемены, которые, на мой взгляд, будут ключевыми в дальнейшей истории развития отечественного автопрома. Но обо всем по порядку.

   

   Клининградский «Автотор» объявил о том, что прекращает производство китайских автомобилей Chery и отменяет планы по совместному строительству нового завода с годовой мощностью 250 тысяч машин. Официальная версия случившегося – это укрепление рубля по отношению к доллару, что делает дальнейшее сотрудничество невыгодным.

   Сорее всего – это лишь отговорка, на деле все гораздо серьезнее. Калининградцы пользуются таможенными льготами на ввоз продукции, так как находятся в свободной экономической зоне. Такой шикарной возможности больше нет ни у одного автопроизводителя, расположенного на территории России. Те предприятия, которые построили (или будут строить) свои конвейеры, заключили с нашим правительством соглашение о промышленной сборке, суть которого сводится к одному: мы дадим некоторые таможенные льготы, но в обмен на проведение локализации, то есть размещения заказов на российских предприятиях. Каждый в такой ситуации должен напрягаться, чтобы получить преференции.

   Вто же время наши власти не подписали ни одному китайскому производителю соглашение о промышленной сборке на территории России. Почему? Ответ очевиден: китайский автопром – прямая угроза отечественному. «Автотор» же являлся до сих пор тем окошком, через которое можно было беспошлинно ввозить транспорт из поднебесной. Но… Видимо калининградскому руководству погрозили пальчиком, пообещав возможные проблемы в дальнейшем. Таким образом, правительство защитило на некоторый период отечественный автопром от посягательств со стороны наших восточных соседей. Но это не означает, что китайские автомобили нельзя будет купить. Просто они будут стоить дороже.

   

   Пчти два месяца назад появилась еще одна информация, которая дает пищу для размышлений. А именно, возможно поглощение АвтоВАЗом предприятий «ИжАвто» и небезызвестного «Автотора». Президент АвтоВАЗа Борис Алешин заявил, что АвтоВАЗ и Renault «ищут возможности расширения своих мощностей за счет новых приобретений в России». Он добавил также, что пока официальное предложение акционерам «Автотора» сделано не было. Параллельно АвтоВАЗ и Renault рассматривают возможность приобретения входящего в группу СОК ОАО «ИжАвто». По словам Алешина, эти потенциальные приобретения не взаимоисключают друг друга, и в итоге могут быть приобретены оба актива. Как заявили источники на АвтоВАЗе, планы завода и Renault «несколько шире тех, что объявлены официально», чем и объясняется возможное приобретение сразу двух сборочных площадок. Правда, до сих пор официальных подтверждений или опровержений по этому поводу нет. Но дыма без огня не бывает. Время покажет, как дальше будет развиваться ситуация.

   Тм не менее, как можно рассматривать эту информацию? Наверное, хорошо, что государство (а основной пакет акций ВАЗа принадлежит госпредприятию «Рособорон-

   экспорт») каким-то образом пытается сохранить отечественные автогиганты путем консолидации активов. Но, к сожалению, вся порочная бюрократическая не клиентоориентированная система, скорее всего, тоже продолжит свое процветание на покупаемых предприятиях. Инновации ВАЗ интересуют, но это не является приоритетом. Сейчас задача у тольяттинцев одна – выжить. А значит, выпускать автомобили по конкурентной (читай – низкой) цене. Чем это грозит? Для потребителя – это то, чего он хочет! Для производителя – работа над реальным снижением издержек с вовлечением в этот процесс поставщиков комплектующих. Процесс не новый, по такой схеме работали и работают тысячи предприятий во всем мире.

   Сществует мнение, что при покупке «ИжАвто» АВТОВАЗ может снять с конвейера конкурентов – корейские автомобили и загрузить мощности собственными моделями. На мой взгляд, это будет достаточно сложно сделать ввиду действующего контракта «ИжАвто» и Kia. При разрыве договора Ижевский завод наверняка должен будет заплатить солидную неустойку корейцам. Не факт, что на такие траты пойдут новые собственники. Опять же напомню, что это может произойти только после того, как АВТОВАЗовцы официально объявят о сделке по приобретению акций «ИжАвто».

   Всвою очередь тем временем набирают обороты иностранные автозаводы, расположенные на территории России. В этом году к дружной семье «Фокусов», «Логанов», «Акцентов» и т. д. добавились автомобили Toyota Camry (производство в Ленинградской области), Volkswagen Passat и Jetta, а также Skoda Octavia (сборка в Калуге). Причем то обстоятельство, что новые машины были произведены в России, благоприятно сказалось на их стоимости. Покупка японского седана может сэкономить соотечественникам до 10 процентов бюджета. На «калужских немцев и чехов» цена ниже на 4–8 процентов. В итоге те, кто хотел купить данные модели, стали на шажок ближе к заветной цели.

   Поисходящие перемены должны привести к одному – в выигрыше останется рядовой покупатель автомобиля. Будем на это надеяться.

   

   


Н. ГУСЬКОВ, директор по развитию ПО «Трек».



назад

Яндекс.Метрика