последний номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru | ||
Пятница, 16 мая 2008 г. № 36 Издается с 10 октября 1991 г. |
«Детей много не бывает» Смая молодая многодетная мама Челябинской области живет ни где-нибудь, а именно в нашем городе, в Миассе. В свои 30 лет Марина Белоног имеет шестеро детей. Умногих сразу же, наверное, напрашивается вопрос «Скорее всего, какая-то непутевая?» или «Наплодили, а воспитывать и кормить кто будет?». Возможно подобные упреки в свой адрес не раз приходилось слышать и семье Марины. Пчему в нашем обществе сложился такой негативный стереотип о многодетных семьях? Ведь если вспомнить отечественную историю, то на Руси всегда были большие семьи и, наоборот, косо поглядывали, если женщина не могла родить. Н, к сожалению, сегодняшний век вносит свои изменения не только в ход истории, но и в наше понимание большой дружной, счастливой семьи. Поэтому и получается, что изба не детьми весела, а евроремонтом, и наша старость – это не дети, а пенсионный фонд. Пчему многие, даже обеспеченные, семейные пары не решаются стать многодетными родителями? Так ли это тяжело на самом деле – поставить на ноги шестерых? Как поменять отношение к большой семье? Ответы на эти и другие вопросы мы попытались найти в семье Марины и Сергея Белоног.
Втесноте, да не в обиде Тпичная четырехэтажка в центре города, в которой живет обычная многодетная семья. Хотя для нас сегодня многодетная – это скорее всего уже далеко не обычная. Смья Белоног разместилась в трехкомнатной квартире на четвертом этаже. На пороге нас встретил улыбающийся Сергей, вокруг которого копошились маленькие Паша и Дима. – Проходите, раздевайтесь, сейчас будем пить чай, – с порога пригласил хозяин. Пка Марина суетилась на кухне, Сергей показал нам, где кто разместился. – Это вот бабушкина комната, – говорит Сергей, – дальше идет комната, где живем мы с женой и самой младшей Иришкой. А та дальняя – детская. Пи виде комнаты площадью 12 квадратов с трудом верилось, что здесь умещаются пятеро ребятишек. Сева у стены расположилась большая двухъярусная кровать, ближе к центру стоит диван, в углу разместился шифоньер с детской одеждой и письменный стол. – А где же они спят? – вырвался у меня вопрос. – Все здесь и спят. Наверху – Аня, внизу – Дима, там, на диване втроем спят Настя, Катя и Паша. Правда, им уже тесно, поэтому Паша постепенно перебирается к бабушке. – Пойдемте пить чай, – кричит Марина. В большой комнате хозяева накрыли стол, как оказалось, специально для гостей, чем заставили нас сходу смутиться.
Ко последний? – Марина, в такой большой семье, наверное, за каждым закреплены какие-то обязанности? – Конечно. Кто-то пол моет, кто-то мусор выносит, кто-то в магазин ходит. У Ани, например, хорошо получается мыть посуду, поэтому она за это отвечает, Катя за младшими детьми присматривает, пылесосит. Хотя четкого распределения обязанностей у нас нет. Все выполняют одинаковую работу по очереди. – А папа? – Папа – главный добытчик в семье, – улыбается Сергей. – А вообще, слежу за порядком в доме, наставляю, учу. – Да и по дому помогает, – подхватила Марина, – все сантехнические, плотницкие работы на нем. – Интересно, как начинается утро в вашем доме? Наверное выстраивается очередь в ванную? – Я встаю раньше всех на работу, – говорит Сергей, – и ухожу, когда еще все спят. – Марина, а как дальше разворачивается картина? – Во-первых, маме нужно встать раньше всех, приготовить завтрак, а потом уже собрать детей – кого в школу, кого в садик. Бывает, конечно, и без очереди не обходится. – О большой семье, наверное, с детства мечтали? – Честно, нет! Я росла не в многодетной семье, у мамы нас было двое. Хотя была мечта. В детстве большую часть времени проводила у бабушки, а там всегда было много моих двоюродных братьев, мне очень нравилось. Поэтому, может быть, где-то в душе и хотелось большую семью. – Сергей, а вы? – У родителей я вообще один рос. А когда стал взрослым, появились совершенно иные приоритеты. Сильно пил, было все, из этого вытекающее. Эти стены – свидетели всему, что здесь было. Но однажды моя жизнь изменилась. Изменилось мышление, изменились и ценности, все благодаря Богу. Мы стали ходить в церковь, стали утверждать в семье христианские ценности. Я ведь раньше даже и не предполагал, что у меня будет шестеро детей, что смогу быть хорошим отцом.
Дти – награда от Господа – На каких принципах воспитываете детей? – На телепередачах и рекламе детей хорошими не воспитаешь. Мы формируем христианские принципы – любить ближнего, не врать, уважать старших, почитать отца и мать… Конечно, не все сразу дается, но по крайней мере на этом фундаменте дети вырастают с чувством ответственности и пониманием добра и зла. Нам есть с чем сравнивать. Видна разница между детьми, которые родились в «прошлой жизни» и детьми, «рожденными в Боге». Эти намного послушнее, нет такого строптивого характера. – Что самое трудное в большой семье? – Воспитание, – включается в разговор Марина. – Важно ощущать ответственность и найти мудрый подход к каждому. Если ребенка «запустить», не уделять внимания, не интересоваться его неудачами, успехами, то потом это все может вылиться в большую проблему. Вообще, интересно наблюдать за детьми, ведь каждый из них индивидуален. Паше, например, два с половиной года, а он песни о Боге давно уже поет. Катя, старшая дочь, помимо того, что она творческая личность, хорошо управляется с младшими детьми. А вот Аня очень спокойная, восприимчивая. К ней нужен особый подход, ее нельзя обижать. Поэтому все что поспокойней, это ее: макраме, рисование, бисероплетение. Сейчас подрастает еще одна хорошая нянька – Настя. По дому много помогает, стихи рассказывает, любит водиться с маленькими. Больше всех выделяется на общем фоне, наверное, Дима. Не сказать, что он у нас мальчик с характером, но в нем уже есть какая-то хватка, целеустремленность. Обязательно добьется своего. Н коленях у Марины закуксилась самая младшая дочь Иришка. – А этой пока только поесть, да поспать, – шутит папа. – Да не только, – смеется Марина, – она у нас очень веселая девочка, уже «мама» говорит.
«Мы и этих не планировали» – Марина, а как к вам относятся соседи, близкие? Ведь в нашем обществе подобные семьи популярностью не пользуются… – Да, родственники поначалу тоже не понимали, а потом смирились. А друзья у нас в основном многодетные семьи, поэтому здесь полное взаимопонимание. На работе говорили «зачем?», «трудно», «тяжело». Даже детский врач мне сказала, что многодетные семьи либо у алкоголиков, либо у верующих. – Врачи аборт заставляли делать, – подхватывает Сергей. – Говорили, что здоровье не то, организм не восстановился. Но для нас аборт – это убийство, а ведь человеку жизнь дается свыше, поэтому и решать жить ему или умереть – только Богу. – Мне говорили, что я из-за денег рожаю, – вступает Марина. – Бред, конечно, какие тут деньги? Во-первых, рожать ради двухсот рублей в месяц, сами посудите, не особая мотивация. А во-вторых, если бы деньги были на первом месте, то сомневаюсь, чтобы у нас вообще родилось столько детей. – А еще планируете детей? – Вы знаете, мы и этих не планировали, – смеется Марина. – Как думаете, почему даже обеспеченные пары не хотят иметь много детей? – Потому что на первый план ставят материальный вопрос. Конечно, денег всегда будет не хватать, так что же теперь, вообще рожать перестать? А еще я думаю, что люди просто боятся ответственности. Ребенок требует времени и сил, а кому-то хочется и карьеру сделать. Ведь проблемные дети берутся не только из неблагополучных семей, очень много из обеспеченных. Родители заняты бизнесом, с ребенком некогда позаниматься. Отсюда и появляются наркоманы, ранние половые связи… А все из-за недостатка любви и ласки.
Мчта – Есть семейные традиции? – Конечно, есть. Обязательно каждое воскресенье мы всей семьей идем в церковь. А так, очень любим гулять все вместе. Мечтаем о каком-нибудь путешествии, но пока что путешествуем только по городу. – Подумываем о хорошей большой машине, – оживляется Сергей, – чтоб можно было всех разместить и отправиться куда-нибудь с семьей отдохнуть. Но все это пока только мечта. – Дети хотят города посмотреть, – говорит Марина, – а мы дальше Челябинска нигде не были, да и то по делам. В Миассе с ребятишками сходить-то некуда. В том же Челябинске и зоопарк, и цирк, и аквапарк, и различные театры. Были карусели в парке, и те разобрали.
Псьмо Президенту Пдошел четырехлетний Дима. – Дима, а ты хочешь еще братика или сестренку? – спрашиваю. – Меня Паша по голове стукнул, – жалуется Дима. – Вот вам и ответ на вопрос, – улыбается Марина. – Марина, ну а государство, местные власти неужели никак не помогают? – Да вы что, – смеется Марина, – мы уж куда только не обращались. Писали два раза Президенту. Пришел ответ, что дело рассмотрели и поручили Челябинску. Челябинск – Миассу, а в Миассе нам сказали, что «да, вам полагается жилье, вставайте на учет». Но чтобы встать на учет нужно не одну контору обойти, да каждая справочка денег стоит. А потом сколько ждать – один год, два, десять лет, никто не знает. Жилье ведь нужно пока ребятишки маленькие, чтоб не впятером в одной комнате жили и обедать не по очереди ходили. – Нам предлагали вариант, – говорит Сергей, – чтобы забрать это приватизированное жилье, а взамен получить большее. Но с условием, что оно должно будет перейти опять городу, а не детям. И приватизированную квартиру тоже не вернут. Поэтому от такого варианта, конечно же, сразу отказались. Сейчас говорят, что ситуация как-то изменилась, не знаю. Ладно хоть субсидию оформили на квартплату и то легче. – На что больше всего денег уходит? – На еду! – А времени? – На то, чтоб приготовить еду, – смеется Марина. – Наверное, приходится вести книгу учета? Распределять финансы, записывать? – Да нет, это большую зарплату надо планировать, а мы просто тратим. Где возникла нужда или необходимость – туда и тратим. – Марина, расскажи про награду «Материнская слава». – Мне позвонила из соцзащиты женщина и сказала, что постановлением губернатора мама, имеющая больше пятерых детей, должна быть представлена к этой награде. Объяснили, какие справки, документы собрать. – Одну только справку из милиции ждали два месяца, – возмущается Сергей. – А как и где будет происходить награждение, – говорит Марина, – пока не знаю. Сказали только, что деньги переведут на карточку.
Нлегко быть старшей Вкомнату вошла старшая дочь Катя. – Катя, тяжело быть старшей в такой семье? – Да не очень, – скромничает Катя. – Сегодня, например, встала утром в 6 часов, нужно было с Иришкой посидеть, она капризничала. – Какие у тебя обязанности? – Забота о младших детях, в основном гуляю с ними, из садика забираю. – А уроки когда делаешь? – Я их не делаю, иногда просто не успеваю. Приходится договариваться с учителями, чтобы давали сразу несколько домашних заданий, которые я делаю за выходные дни. – А у тебя есть мечта? – Мечтаю уехать куда-нибудь отдохнуть на лето. В санаторий, лагерь… – Кать, тебе сказали еще тарелки принести, – шепелявит подошедший Димка. – Дима, мама говорит ты любишь петь? – Да! – Споешь? – Моя мама, – вытягивает Димка, – лучшая на свете, она мне как солнце в жизни светит, мама – самый лучший в мире друг, так люблю тепло ее я рук…
Фто на память А потом мы попросили всю семью разместиться на диване для общего снимка. Интересно, но даже здесь проявилась индивидуальность каждого из детей. Аня села первой и заняла место для мамы и папы, отбиваясь от младших братишек и сестренки. Пока не появилась Катя, которая быстро навела порядок. Нстю пришлось долго уговаривать, чтобы она улыбнулась, но так ничего и не получилось. Зато Дима улыбался во весь рот. А Паша с Иришкой уютно разместились на родительских коленях. Кгда прощались с этой веселой и дружной многодетной семьей, они пригласили нас еще раз в гости, но уже не в качестве корреспондентов, а просто как друзей. Ипусть немного тесновато, пусть где-то чиновники предпочитают отмолчаться, но безмерной радости и счастью, которое царит в этой семье, на самом деле можно только позавидовать.
Е. БЫСТРОВ.
|
назад |