последний номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru | ||
Среда, 14 мая 2008 г. № 35 Издается с 10 октября 1991 г. |
Что ждет выпускников? Кк и следовало ожидать, после того, как мы объявили «Горячую линию», недостатка в читательских вопросах не было. Сегодня на них отвечают начальник Управления образования Михаил Энгельман и начальник отдела общего образования и воспитания Татьяна Анохина. Чо изменится в этом году в порядке сдачи Единого государственного экзамена? – В этом году будет почти полностью отменена система «Два плюс один», то есть если ученик получал за экзамен «двойку», в аттестат выставлялась оценка «три». Сейчас такой принцип остался только на математике. По всем другим предметам неудовлетворительные оценки придется пересдавать, иначе не выдадут аттестат. Пересдать можно или в форме традиционного экзамена, или в резервные дни сдачи ЕГЭ. Единый госэкзамен перестал быть экспериментом, требования ужесточаются. Логика очевидна: баллы, набранные на ЕГЭ, учитываются при поступлении в вуз, и если ученик идет сдавать такой экзамен, значит, он претендует на поступление в университет. Если же такого желания нет, лучше сдать ряд экзаменов в традиционной форме и не рисковать. Коме этого в нынешнем учебном году ужесточается наказание за нарушение правил проведения Единого государственного экзамена. Теперь выпускник имеет право только на одно замечание за нарушение правил, вместо второго будет составлен акт о нарушении и выпускник удаляется с экзамена. Нарушением правил проведения ЕГЭ считаются использование средств мобильной связи, разговоры с соседями. Нельзя во время экзамена и шуршать конфетными фантиками. Даже если там нет шпаргалки, экзамен для «шуршащего» ученика закончится, и пересдать его он сможет только в резервный день. Кроме того, если в Пункте проведения экзамена будут обнаружены абсолютно одинаковые работы или выявлены аномально высокие результаты, то работы всего пункта могут быть аннулированы. Павда ли что со следующего года слепые и слабовидящие дети будут сдавать ЕГЭ на общих условиях? – В этом году среди миасских выпускников таких детей нет. Но вообще, для детей со слабым зрением или полностью слепых существуют тесты по системе Брайля. Впускники, имеющие физические отклонения, сдают экзамены в щадящем режиме и, как правило, в традиционной форме. Но, по желанию выпускника, он может сдавать и ЕГЭ. Единственное условие – наличие медицинской справки, подтверждающей, что это не повредит его здоровью. Сгласитесь, ЕГЭ – это серьезная нагрузка. Такой экзамен проводится в течение четырех часов, и даже взрослый здоровый человек за такое время устанет. Был случай, когда родители выпускника с физическими отклонениями настаивали, чтобы он сдавал ЕГЭ, причем записались сразу на четыре предмета. В итоге ученик получил четыре «двойки». Это удар для ребенка, зачем он нужен? В вузах существуют льготные условия для поступления инвалидов, и мучить их Единым государственным экзаменом не нужно. Нредко говорят, что на ЕГЭ некоторым школьникам становится плохо, как правило, это списывают на слишком гнетущую атмосферу. А на самом деле зачастую все дело в одежде. В прошлом году во время выпускных экзаменов на улице было плюс 28, выпускники на протяжении четырех часов писали ЕГЭ в джинсовых куртках, свитерах. Зачем?! Чо представляет собой задание по ЕГЭ и кто оценивает результаты? – В каждом контрольно-измерительном материале есть три части: А, В и С. Часть А представляет собой тест с вопросами и вариантами ответов, в части В ответы ученик вписывает сам. Часть С – самая сложная. Например, если это экзамен по математике или физике, нужно написать полное решение задачи. Часть С наиболее субъективна в оценке, поэтому ее могут проверять до трех человек. Но она же дает и самое большое количество баллов. Первые две части проверяются при помощи компьютера. Зчем вообще нужен Единый госэкзамен? – Эксперимент по ЕГЭ начался в 2000 году. Сначала он проводился в трех регионах, но через год – уже в восьми, среди которых оказалась и наша область. Единый государственный экзамен в России сделан по аналогам западной системы, но наши контрольно-измерительные материалы гораздо сложнее, чем за рубежом. Гавное достоинство ЕГЭ в том, что он стирает грань между школой и вузом. По крайней мере, не случайно раньше в институтах было выражение типа «Забудьте все, чему учили в школе, мы будем учить по-настоящему!». Разумеется методики обучения в школе и в вузе отличаются. Если в школе все разжевывают, то в высших учебных заведениях особо ничего не объясняют, и кто не понял, тот не понял. Подчас вчерашним школьникам начинают давать абсолютно другие знания по тем предметам, которые они изучали в школе. Нередко и в билетах на вступительных экзаменах появлялись такие вопросы, которые в школе дети не изучали. Сйчас такого нет. Разработана единая система вопросов, существуют сотни вариантов контрольно-измерительных материалов для всех регионов страны. Количество баллов, набранных на ЕГЭ, напрямую влияет на поступление в вуз. Нсколько известно, за границей учиться легче… – Действительно, порой говорят, что российская школа слишком «зашоренная», супердисциплинированная, а на западе, мол, дети чуть ли не на полу сидят и им легче учиться. Но наша система образования гораздо эффективнее. И когда раньше приезжали ино-странцы, их удивлению не было предела. Они никак не могли понять, каким образом учительница с одним мелом у доски, без компьютера, без другой техники, дает за один урок столько, сколько у них изучают месяцами. Не верили, перепроверяли… А все дело в методике преподавания. Она наша, российская, и терять ее нельзя. Это как колесо. Его изобрели круглым, и никто не пытается изобрести, например, квадратное. Так же и российская школа. Не нужно «косить» под Запад, нужно совершенствовать то, что создавалось много лет. Який пример попыток перенять западную систему образования – частные школы. Я за то, чтобы у нас были автономные некоммерческие обучающие организации, но я против подмены понятий. Частные школы с западной моделью обучения – как камера хранения для ребенка, этакий детский сад для школьников. А знания там не дают, поэтому спустя некоторое время родители бегут нанимать репетиторов из традиционных школ. В области и у нас в городе распалась не одна частная школа, в точности повторив одни и те же ошибки. Т, что в традиционной российской школе дают хорошие знания – общепринятый факт. Проблемы только с подготовкой рабочих кадров. Стране нужны высокопрофессиональные рабочие, но наштамповали менеджеров, которые теперь не могут найти работу. Из-за неправильной расстановки акцентов, приоритетов вырождается рабочая интеллигенция – вот что страшно! Могие школьники, у кого все в порядке с успеваемостью, стремятся к золотой или серебряной медали. А дают ли они какие-либо преимущества выпускнику? – По существу, сейчас золотая медаль – это только престиж, при поступлении в вуз учитываются все-таки результаты ЕГЭ, хотя в каждом есть своя система льгот для медалистов. Но если обладателей медалей становится слишком много, то среди них тоже разворачивается конкурс. – Вообще, медали – дело хорошее, но плохо, когда их превращают в привилегии. Система Единого государственного экзамена действительно объективно показывает настоящий уровень знаний выпускника. И хотя в прошлом году Миасс занял одно из первых мест в области по количеству золотых медалистов, главный показатель – это участие в олимпиадах, научно-практических конференциях и победы на них. Нсколько месяцев назад в школе № 11 открыли кадетские классы. Что это такое? – Кадетские классы на базе школы № 11 открыли в рамках областного эксперимента для 5-х, 6-х и 7-х классов. Там преподают все общеобразовательные предметы, но, кроме этого, есть строевая подготовка, рукопашный бой. Школьники ходят в форме, выезжают на соревнования и показывают неплохие результаты. Хдят слухи, что последний звонок в этом году зазвенит не 25 мая… – Проблема последнего звонка хоть и не является важнейшей в учебном процессе, но ей все же приходится уделять в этому году большое внимание. Последний звонок – символ окончания учебного года, и по многолетней традиции он проводился 25 мая. В этом году он будет проведен 23–24 мая. Связано это с тем, что переносится начало экзаменов, одиннадцатиклассники начинают сдавать ЕГЭ уже 16 мая! Нам, конечно, это тоже не нравится, но деваться некуда. Жтели улицы Орловской и прилегающих к ней районов спрашивают, почему в школе № 30 учеников, как говорится, раз-два и обчелся, а в четвертой – «перегруз»? – Вопросы, связанные с функционированием школ, не решались на протяжении многих лет. Ничего не делалось и в школе № 30. Постепенно там началась разруха, и пошел отток учеников. Но сейчас ситуация меняется. Каждый год в школе проводится выборочный капитальный ремонт, отремонтированы спортивный и актовый залы, причем так, что похвастать такими залами в центральной части Миасса может разве что только новая школа № 21. Столовая из подвала переносится на первый этаж… Мы очень надеемся, что учащиеся и родители поймут: школа № 30 имеет хорошую перспективу. Чо касается школы № 4, то она на сегодняшний день поставлена на грань выживания из-за своей перенасыщенности. Все проекты школ сделаны из расчета 40 человек в классе, но нормы давным-давно поменялись, школа № 4 не соответствует новым требованиям. В ней должны учиться 800 человек, а учатся 1200. По закону об образовании родители могут отдать ребенка в любую школу, но при наличии в ней мест. В школе № 4 мест нет. Рядом школы № 29 и № 30, там места есть. Вшколе постоянно требуют денег. Что делать? – Когда мне говорят о поборах в школах, то чувство возникает двоякое. Перегибы могут быть везде. По закону насильно требовать деньги с родителей не имеют права ни школы, ни детские сады. В таких случаях нужно прийти ко мне на прием и объяснить ситуацию. Мы принимаем жесткие меры. Дугой вопрос – многочисленные общественные структуры, которые сейчас имеются в наших школах. Это родительские комитеты, советы школы, попечительские советы. Они принимают какие-то решения и начинают заниматься сбором средств. Все хотят, чтобы их дети учились в хороших комфортных условиях, но государство такого обеспечить пока не может. Более того, оно передало школы муниципалитетам! Как бюджеты городов могут обслуживать эти здания? У нас в городе, например, 125 зданий образовательных учреждений. Даже если дать каждому из них по сто тысяч, уже нужно более двенадцати миллионов. Где взять эти деньги? И что можно сделать в школе на сто тысяч рублей? Сйчас, если у родителей есть желание провести ремонт в классе или школе, часть средств должны выделить именно они. Но когда сбор денег становится насильственным да к нему еще подключается администрация школы, то это нарушение. У нас такое было в детских садах, были вынуждены вмешиваться и пресекать, как говорится, на корню. Ни в коем случае нельзя впутывать в родительские дела детей. Нельзя писать красной ручкой в дневнике напоминание родителям о сборе денег! Это психологическое давление на ребенка. Вопросы о деньгах – вопросы взрослых, и детей они касаться не должны. Рдительским объединениям нужно создавать альтернативные формы помощи школе. За время моей работы подтвердились только две жалобы по поводу сбора денег насильно. Все остальное упирается во взаимоотношения родителей друг с другом. Нужно, чтобы помощь действительно была добровольной.
С. БАРЫШНИКОВ.
|
назад |