последний номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru | ||
Среда, 30 апреля 2008 г. № 33 Издается с 10 октября 1991 г. |
Счастье токаря Мельникова Вмире существует великое множество различных профессий. Одни требуют усиленного внимания, другие – интеллекта, а некоторые и недюжинной физической силы. Но почему-то сейчас принято делить профессии на престижные и непрестижные. Где же тогда грань между ними? И вообще, кто выдумал эту нелепость? Вдь, согласитесь, везде требуются знания, умения и навыки. И не важно, слесарь ты или топ-менеджер, врач или продавец, главное – считают ли тебя специалистом, мастером. Нверняка каждый мальчишка еще со школьных уроков труда знает азы токарного ремесла. Однако не каждый, даже опытный токарь, может похвастаться истинным мастерством. Но все же есть настоящие профессионалы своего дела. И один из них – Игорь Мельников, токарь-универсал производства оснастки и инструмента АЗ «Урал». Не так давно, как уже сообщали многие СМИ, Игорь участвовал во Всероссийском конкурсе профмастерства, который проходил в Туле, и стал лучшим в номинации «Качество». А как живут и как становятся лучшими, мы решили узнать из первых уст.
…Маршрутка остановилась в районе станции Миасс-1. Перед нами предстала ветхая двухэтажка (как мы узнали позднее, она до сих пор имеет печное отопление). Когда поднялись и вошли в квартиру, то увидели совсем иную картину. И сразу возник первый вопрос: «Это вы все делали своими руками?». Игорь, немного смутившись, рассказал, в каком состоянии находилась квартира. – Ремонт делали своими силами. Здесь, в потолке, были дыры такие, что крышу было видно. А сейчас – сами видите. Сделали печку, канализацию, установили санузел, а то все было на улице. То, что печное отопление – даже удобно: какую хочу температуру, такую и поддерживаю. Квартира мне по наследству досталась, я здесь вырос, здесь все родное, поэтому меня устраивает.
Мчта космонавта – Расскажите, где учились? Почему именно токарь? Ведь в 90-х как раз и начиналась мода на юристов, экономистов… – Учился в 22-й школе, у нас как-то не было такой моды. Конечно, кто-то пошел в одиннадцатый класс, другие выбирали учебу поближе: геологоразведочный колледж, автомеханический техникум, различные училища. А сам я после 9-го класса пошел в 38-й лицей на токаря. У меня там знакомая работала, она и посоветовала. Работа, говорит, калымная, всегда можно заработать. – А если не секрет, в детстве кем хотел стать? – Космонавтом, конечно, как и все. По телевизору тогда постоянно Гагарина показывали, я тоже хотел в космос слетать. Потом решил, что буду водителем, у меня ведь и отец всю жизнь проработал водителем в поликлинике, и дед тоже шоферил. Но прошло время, не стал ни космонавтом, ни водителем. В 16 лет остался без родителей, наступил период, когда нужно было самому принимать решение, зарабатывать на жизнь. А учиться дальше у меня терпения не хватило. Это ведь надо сидеть, что-то чертить, писать, в общем – не мое.
Уить надо было… – А как токарь Мельников на всероссийский конкурс попал? И как потом отнеслись коллеги, начальство к вашей победе? – Года два назад я участвовал на автозаводе в конкурсе молодых специалистов, занял призовое место. После этого предложили принять участие в конкурсе токарей Челябинской области, я сказал: «Давайте попробуем». Конкурс проходил в Челябинске, состав участников был солидный и разнообразный. Занял первое место. Седующий этап проходил уже по Уральскому федеральному округу. Там возраст не ограничивали, были и с двадцатилетним стажем, и с тридцатилетним. В итоге я тоже занял призовое место. А финал проходил уже в Туле, я представлял Уральский федеральный округ. Всего было 15 человек из разных регионов России, один, правда, шел вне конкурса. В итоге занял пятое место, а в номинации «Качество» признан лучшим. На работе отнеслись хорошо, сказали «молодец». Ну, а начальство сразу спросило: «Почему не первый?..» – И почему же не первый? – Да просто теорию учить надо было, с ней и возникли трудности. Конкурс состоял из двух частей –теории и практики. Было пятнадцать вопросов, три варианта ответов, один из которых верный. А деталь я сделал лучше всех, и диплом получил именно за качество.
Ге учился – там и пригодился – Давно на автозаводе? – Устроился через полгода после училища, это был март 1997 года. – Но ведь 90-е годы были, мягко говоря, не совсем благоприятные для завода? – Да, с зарплатой мы перебивались. Помню, получал 100 рублей раз в три месяца. Но ничего, нам все равно помогали. Как говорят, «капля камень точит», так и я. Пришел и думал: будь что будет, где учился, там и пригодился. Десять лет проработал на одном станке. – Почувствовали изменения на заводе с того времени? – Конечно. Во-первых, зарплата с каждым разом растет. Я на сделке, сколько сделаю, столько и получу. Иногда остаюсь, идет переработка, которая отдельно оплачивается. В конце месяца мастер пишет наряды, подсчитывает. Зарплата, конечно, не шикарная, но меня устраивает, желания уволиться или перевестись куда-то не возникает. А во-вторых, условия работы, рабочие места меняются к лучшему. Инструмента, в принципе, достаточно, станки работают. Но все-таки, как всегда и всем, хотелось бы лучшего.
Рзговор с железом – Работу свою считаете интересной? Вообще, в чем ее особенности? – Конечно, интересная, ведь она творческая. У меня детали бывают самые разные – и очень большие, и очень маленькие. А вообще, здесь нужна голова, нужно знать свойства металлов, уметь читать чертежи. За последний год освоил еще несколько станков, могу работать на любом из них. Так что меня моя работа устраивает, и в немалой степени как раз потому, что она интересная. – А о карьере не думали? – Считаю, это не мое. Мне больше нравится «разговаривать» с железом. – Интересно, сейчас приходят на практику студенты? – Приходят. Конечно, разные. Когда сам знаешь, умеешь, а у них что-то не получается, хочется и покричать. Правда, попадаются некоторые сообразительные, видно, что им нравится, хотят научиться. Тогда и мне с ними интересно. Но бывают и такие, которым ничего не надо. Пришли так, лишь бы поболтаться. – И что можете пожелать молодым? – Пусть хорошо учатся, приходят на завод, участвуют в конкурсах. Ведь в работе главное – усердие, чтобы добиться успеха – нужно трудиться, развивать навыки. Ну и талант все-таки тоже не последнее дело.
Врастет – сам решать будет – Игорь, мы сразу заметили, что у вас прекрасная, заботливая жена. Интересно, как вы познакомились? – Друг друга знали еще со школы, жили по соседству. Правда, она моложе меня на три года. А перед тем, как создать семью, дружили около десяти лет. В браке – четвертый год, вот сынишка подрастает. – А еще на одного ребенка осмелитесь? Ведь сейчас «запустили» различные программы, проекты по поддержке молодых семей? – Думаю, что осмелимся, но не сейчас. Жена в декрете, но ничего не получает по уходу за ребенком, и в национальную программу по доступному жилью никак не попадаем. К тому же моя супруга учиться пошла в железнодорожный техникум. – Не думали о будущем? О профессии сына? – Своего сына все-таки вижу не за станком. Хочется, чтобы он получил высшее образование, а там посмотрим. Вырастет – пусть сам думает, я же сам думал. – Если свободное время выдается, чем занимаетесь? Есть какие-то увлечения? – Люблю посидеть за компьютером. Раньше, когда учился в лицее, увлекался рыбалкой. Могу в бильярд сыграть партейку-другую. В детстве занимался легкой атлетикой в манеже при 11-й школе, домой постоянно с грамотами приходил. Тренер даже приходила к матери, говорила, что у меня талант, что нужно его развивать. А я бросил, не мое это. Еще люблю спортивный канал. Хотя не являюсь ярым фанатом, иногда хочется посмотреть какой-нибудь матч.
Ели сказал – так и будет Пка Игорь на время отлучился, мы поговорили немного с его женой Татьяной. – Вы с Игорем все пережили: и горести, и счастье. Какой муж по жизни? – Мой муж – человек слова. Если он сказал, то так и будет. Бесполезно его отговаривать, переубеждать. Игорь очень целеустремленный, наверное, именно эта черта характера помогала ему не сломаться, не потухнуть, когда он переживал тяжелые периоды в своей жизни. С другой стороны, он очень мягкий, никогда никому ни в чем не отказывает, старается всем помочь, если, конечно, люди не злоупотребляют этим. Все свое свободное время Игорь старается уделять семье. Чувствую себя счастливой рядом с ним. – А вы считаете себя счастливым человеком? – спрашиваем подошедшего Игоря. – Я даже не знаю… Чего-то все-таки не хватает для полного счастья. Но я уверен, что оно не в деньгах.
Псле продолжительной беседы за чашкой чая, мы еще долго прощались с этой дружной семьей. Уже во дворе Татьяна в шутку (а может и всерьез) сказала: – Ну вот, теперь, может быть, чиновники обратят наконец-то внимание на наш дом. А то сами видите, в каком он состоянии. Ремонт все никак не могут сделать. Мжет обратят, а может и не обратят, сами понимаете – в России живем.
Вктор КОРМАН, генеральный директор автомобильного завода «Урал»: «Мы в последнее время не устаем повторять, что люди являются базовым элементом нашего общего успеха. Неважно, заработан приз «Лучший отечественный грузовик года» или индивидуальная награда, как у Игоря Мельникова. И то, и другое является достижением всего нашего коллектива автомобильного завода «Урал». Мы и впредь планируем формировать такие условия труда на АЗ «Урал», чтобы люди могли не только получать престижную работу и зарплату, но и самореализовывались, прогрессировали, прирастали семейством, укрепляя свой социальный статус и улучшая жилищные и бытовые условия. И ответственно заявляю, что по-другому строить бизнес сегодня нельзя».
Беседовал Е. БЫСТРОВ.
|
назад |