последний номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Глагол


Пятница,

4 апреля 2008 г.
№ 26

Издается с
10 октября 1991 г.
Глагол

Религия вместо русского, или По какой дороге идти к храму?

   Хотя проблема обострилась в последние год–два, родилась она значительно раньше. Еще 9 декабря 1999 года Патриарх Алексий II в своем письме № 5925 писал: «Если встретятся трудности с преподаванием «Основ православного вероучения», назвать курс «Основы православной культуры». Помните, тогда вчерашние секретари райкомов, горкомов, обкомов и ЦК компартии враз превратились из непримиримых атеистов в ярых поборников религии?

   Исобытия получили свое развитие именно в соответствии с письмом Патриарха. 15 регионов (например, Белгородская, Калужская, Брянская, Смоленская области) уже успели ввести в своих школах курс «Основы православия», в яростную дискуссию вступили деятели науки. Против введения такого курса выступил ряд крупнейших ученых, в частности, десять академиков, среди которых два нобелевских лауреата. После этого в январе на Рождественских чтениях в Кремле митрополит Калужский и Боровский Климент заявил: «Мы повторяем просьбу миллионов людей включить в новый стандарт новую образовательную область, в рамках которой дети из православных семей могли бы изучать православную духовно-нравственную культуру, чтобы этот предмет входил в основную программу и охватывал весь период школьного обучения с первого по одиннадцатый класс».

   Вкоре после этого, 14 февраля, было опубликовано обращение 227 кандидатов и докторов наук к Президенту РФ, назвавших противников нового школьного курса людьми, «…расчищающими дорогу для навязывания собственных религиозных или идеологических доктрин, нетерпимо относящимися к Русской Православной Церкви, православному христианству, православным верующим».

   Овет ждать долго не пришлось – в марте появилось открытое письмо Президенту о недопустимости введения нового предмета в школах и степеней кандидата и доктора теологии, авторы которого еще раз напомнили, что преподавание в государственных школах религиозных дисциплин противоречит статье 14 Конституции РФ. За две недели письмо подписали более тысячи человек, из них 768 докторов и кандидатов наук.

   Ипоследняя новость. Неделю назад некоторые информагентства сообщили, что с 1 сентября 2009 года в российских школах вводится новый обязательный предмет: «Духовно-нравственная культура». Со 2-го по 11-й класс предусматривается изучение основ четырех религий: православия, ислама, иудаизма, буддизма (выбор будут делать школьники или их родители, в качестве альтернативы – общий курс религиоведения или этики).

   Кнечно же, сразу возникают вопросы, главный из которых – к чему это может привести? Согласитесь, сейчас мы меньше всего обращаем внимание на принадлежность коллег, друзей и приятелей к той или иной конфессии или национальности. Не начнутся ли в школе конфликты, не начнут ли «давить» на детей из атеистических семей или представляющих религиозные меньшинства?

   Н, а то, что учебные часы на новый предмет планируют выделить за счет сокращения времени на изучение русского языка и литературы, вообще комментариям не поддается.

   Ивообще, такой ли должна быть дорога к Храму?

   Мхаил Энгельман, начальник Управления образования:

   Уить нужно, но не в школе

   – В настоящее время нет каких-либо документов, которые бы устанавливали преподавание предмета «Духовно-нравственная культура» в школе. И вообще, по-моему мнению это нововведение неправильное. У нас многонациональная страна, и кроме представителей православия, иудаизма, ислама и буддизма есть еще католики, протестанты и другие верующие. А есть вообще воинствующие атеисты. Ну, и как они будут заниматься по такой программе? Это приведет к скандалам, расколу общества… Вообще, я за то, чтобы родители вселяли детям надежду и веру в светлое, доброе, вечное, о чем как раз и говорит любая религия. Учить детей этому необходимо, но не в общеобразовательной же школе!

   А то, что новый предмет будет ущемлять уроки русского языка, то это вообще смешно. У нас народ не настолько совершенно владеет родным языком, чтобы еще и сокращать часы на его изучение. Русский – вообще самый сложный язык в мире, а нужен каждому, в отличие от какой-то другой науки. Вполне допускаю, что какой-нибудь великий гуманитарий может не сдать математику, потому что это наука достаточно специфическая. Кстати, когда в школьную программу вводили Единый государственный экзамен, учителя были против того, чтобы в него входил экзамен по математике, но специалисты из Москвы к этому не прислушались. Вот и сейчас также получается.

   Анатолий ЗЕНЦОВ, прихожанин Храма Покрова Пресвятой Богородицы:

   Благодаря православию

   – Я поддерживаю такое предложение. Русь является Русью благодаря православию. Нужно знать свои корни. Предложение ввести уроки православия основывается на нравственной культуре, а ее-то как раз нам сейчас катастрофически не хватает.

   Глимжан ЮСУПОВ, председатель мусульманской общины города Миасса:

   Дя религии – храмы и мечети

   – Я категорически против. У нас школа светская, а для религии существуют храмы и мечети. У людей разная вера, и обязательное изучение одной религии приведет к расколу общества и конфликтам на религиозной почве. Тем более маленькому ребенку можно все что угодно вдолбить. Но у каждого есть и должно быть право выбора.

   Вадимир ШВЕДЧИКОВ, заместитель председателя Собрания депутатов Миасского городского округа:

   Рлигия – дело свободное

   – Я – противник такого нововведения. Религия – дело свободное, человек сам распоряжается своими религиозными взглядами, и это право закреплено Конституцией Российской Федерации. Существует устоявшийся институт, есть организации, которые помогают справить свои потребности верующим людям. Это церкви, монастыри и так далее. Так было всегда, это традиция. Хотя в России были уже периоды, когда духовенство ставило царей на трон и, наоборот, цари провозглашали лидеров духовенства. Сейчас, боюсь, начался новый виток чего-то подобного.

   Нш век претерпел несколько морально-психологических и нравственных начал в этом отношении. Всех устраивает добрая воля человека в вопросах веры. А если мы начнем подключать уже установившиеся структуры воспитания, образования, то получится обязательность. В образовании и так проблем хватает, нам бы с традиционными формами повышения образовательного уровня населения справиться. Ведь изменится даже психология отношения к школе. Вот, например, если ребенок атеиста будет получать двойки по предмету «Основы православной культуры», то что получится? Он что, обязан изучать закон Божий? Но он же не верит!

   Иучение чего-то религиозного должно быть вне школы. Нельзя такие уроки вводить в школьную программу, у нас ведь церковь отделена от государства. Зачем ее «за уши» туда затаскивать? Создается впечатление, что это следование моде, которая пошла от некоторых высокопоставленных чиновников. Есть ведь такие, кто были секретарями обкомов, членами Центрального комитета Коммунистической партии, а после перестройки вдруг начали молиться, креститься. Разве это не кощунство? Можно предположить и какую-то политическую стратегию. Сейчас верующих стало больше, а это же избиратели. Значит, они будут голосовать за тех, кто поддерживает церковь.

   Дмаю, что введение в школьную программу религиозных уроков будет большой ошибкой. И ошибкой, имеющей последствия. Начнутся дискуссии, советы, где наравне с учителями будут присутствовать представители церкви. Уже сейчас периодически происходит странное пересечение церкви и государства. А как иначе расценивать, когда патриарх Алексий II дает добро экономической политике правительства? Если он большой специалист в этом вопросе, то пусть учит экономистов. И с уроками православия в школе то же самое. Странно как-то получается…

   

   



назад

Яндекс.Метрика