последний номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru | ||
Пятница, 28 марта 2008 г. № 24 Издается с 10 октября 1991 г. |
Наталья КАМЕНКОВА: «Педагог – это состояние души» Нталья Владимировна – учитель начальных классов. Но не простой. На прошедшем не так давно муниципальном конкурсе «Учитель года» она заняла первое место и получила высокий титул, за который боролись учителя всех школ города. Победа далась нелегко. Но мастерство педагога и ее «Методика индуктивного и дедуктивного приемов в исследовательской деятельности учеников начальных классов» покорили жюри.
Н этом фундаменте строится жизнь – Наталья Владимировна, ваша конкурсная работа имеет весьма серьезное название. Почему выбрали такую тему? – Исследовательское направление – одно из ведущих в работе нашей школы. В среднем и старшем звене работают по такому принципу уже давно, и для более легкого перехода детей из младших классов в старшие мы стали внедрять исследовательскую деятельность и в начальной школе. Вобще, все началось с того, что мне в руки попалась замечательная книга – авторская разработка московских психологов, которые работают с одаренными детьми. Они предложили подход, при котором исследовательская работа вводится в учебную программу уже с первого класса. Как-то, готовя учеников на городскую научно-практическую конференцию, мы столкнулись с тем, что дети не имеют навыков исследовательской работы. Они привыкли писать рефераты, изложения, но это же не исследование. То есть получается, что исследовательскую культуру нужно формировать специально. – А в чем заключаются индуктивный и дедуктивный методы? – А вот это как раз и есть методы исследования. В мастер-классе, который был на конкурсе, я пыталась показать, что, несмотря на сложные названия, мы этими принципами руководствуемся в жизни. Например, когда нам что-то неизвестно, но информация все-таки приходит по крупинкам, то на основании этих разрозненных фактов делаем какой-то вывод. Это индуктивный метод. А дедукция – наоборот. Когда мы берем какое-то понятие или утверждение, которое сделано до нас, то даже если принимаем его на веру, все равно ищем подтверждение или опровержение. В исследовательской работе мы даем детям оба способа. Показываем, что можно пойти от частного и прийти к выводу. А можно принять утверждение и доказать его. Коме этого, на экспериментальных уроках проводим опыты, чтобы можно было все потрогать своими руками, почувствовать и сделать соответствующие выводы. Так, например, изучали свойства воздуха. Вот стоит на столе пустая бутылка и как определить, есть в ней воздух или нет? Опустили бутылку в воду, увидели пузыри… Детям такие уроки очень интересны, они заставляют думать, изобретать. Пока думали, как доказать наличие воздуха в бутылке, школьники предлагали самые разные варианты. Кто-то, например, предложил взять трубочку и подышать из бутылки. Предложение по-детски наивное, но для второклассников это результат размышлений. – Ученики начальной школы – особая категория. С ними, наверное, и работать нужно как-то по-другому. Педагог начальных классов – это просто педагог или что-то большее? Вообще, отличается его работа от «старших» коллег? – Возрастные особенности у детей в младших классах, конечно, есть, и они играют большую роль в работе учителя. Но, тем не менее, какие-то секреты педагогического мастерства не имеют границ. Да и вообще, педагог это… Это – состояние души. И неважно, какие классы он учит. В младших, конечно, есть своя специфика – мы находимся в другой категории, работаем с детьми в возрасте до десяти лет. Когда в начальные классы приходят учителя из среднего и старшего звена, то им поначалу приходится тяжело. Но если сразу настроиться на работу с детьми, то привыкаешь. Уеники первых-четвертых классов – это максимальная искренность, детская открытость. Поэтому у нас нет многих проблем, которые существуют, например, в среднем звене. Там ведь переходный возраст, неустойчивая психика… Педагоги начальной школы от этого избавлены. Работать спокойней и легче, хотя… Мы должны заложить в детей очень много эмоционального, доброго, хорошего. Когда-то в журнале «Семья и школа» прочитала статью, смысл которой сводился к следующему: «Как начальная школа базу заложила, так у человека потом сложится образовательный уровень». И это правда! Например, если у ребенка не сложились в первом классе отношения с учителем, то, скорее всего, после девятого класса он уйдет из школы. Если отношения изменились во втором-третьем классе, то ученик, вполне вероятно, не поступит в высшее учебное заведение. А если начальную школу ребенок прошел, как говорится, «на взлете», то перспективы его образования очень хорошие. Но чтобы так все хорошо сложилось, нужна преемственность. Нельзя работать в начальной школе по одной программе, а в старших классах – по другой. Если в начальной школе ребенку заложили хорошие корни, и на это успешно «легло» среднее и старшее звено, то человеку хочется развиваться дальше. Одним словом, начальная школа – как фундамент, на котором строится здание жизни. И этот фундамент должен быть крепкий.
Эо как синусоида… – А что вас привело в педагогику? Почему стали учителем? – Когда я училась в школе, у папы было очень четкое представление о моем будущем. Он почему-то видел во мне «технаря». Но по натуре я не техник и всегда понимала, что не смогу работать в такой сфере. Мама же не делала никаких прогнозов, ждала, когда я определюсь сама. А я действовала интуитивно. Сейчас, задумываясь над вопросом, который вы задали, думаю, что подействовали некоторые обстоятельства. В молодости, и тем более в детстве, не обращаешь внимания на какие-то случайные встречи. А бывает так, что они складывают судьбу. Мя первая учительница, Валентина Васильевна, была удивительна. С этой женщиной у меня ассоциируется образ учителя начальных классов. Это человек абсолютно искренний, человек неохватной души, она посвящала себя детям. Затем, в шестой школе, у меня был очень хороший классный руководитель – Аксёнова Галина Геннадьевна. А когда поступила в педагогический колледж, то встретилась там с уникальными людьми. Преподаватель педагогики Виктор Бочаров, учитель психологии Ольга Суховенко. До сих пор благодарю жизнь, что мне встретились эти люди с огромным опытом и мудростью. Уже сейчас, оглядываясь назад, понимаю, что все они незаметно оставили след в моей судьбе, который и сделал меня педагогом. – Сейчас, уже поработав в школе, как можете оценить профессию учителя? – Учительская жизнь похожа на синусоиду огромной амплитуды. Сегодня приходишь на работу и чувствуешь крылья за спиной оттого, что все получается. А завтра и не знаешь, что делать, все из рук валится и появляется ощущение, что ты – человек, который ничего не может сделать. Эти взлеты и падения эмоционально очень сильно выбивают. Бывают моменты, когда срываешься и понимаешь, что нужно срочно найти другую работу – сидеть, перебирать бумажки и жить спокойно. Но через некоторое время с головой уходишь в какую-то новую работу и полностью забываешь о том, что хотела уходить… Наверное, те, кто смог удержаться в педагогике по-настоящему, как раз и становятся для маленьких детей тем следом, который определяет их будущую жизнь. Вработе учителя нет предела, он постоянно работает над чем-то новым. Я, например, сначала работала по программе развивающего обучения, потом перешла в область информатики и сейчас преподаю ее в начальных классах. Теперь мне интересно исследовательское направление. То есть получается, что всю жизнь ищешь какие-то новые знания. Иногда просто приходится это делать, дети ведь разные вопросы могут задать. Однажды на уроке Саша Левкина задала вопрос «Почему?», который заставил меня «перелопатить» массу книг. А как по-другому?! У нее были такие искренние, широко распахнутые глаза, что ответить «не знаю» или сказать что-то пустое, было просто невозможно…
Ои еще преподнесут сюрпризы! – Как оцениваете политику государства по отношению к школе? – Радует, что государство наконец-то обратило на нее внимание. Тот же национальный проект «Образование» очень подстегнул развитие. На мой взгляд, школа стала значима для страны. В нашем лицее, например, благодаря нацпроекту появились третий компьютерный класс и лаборатория физики, осуществляется финансовая поддержка талантливых учеников – победителей различных олимпиад и конкурсов, выплачиваются премии учителям, введена доплата за классное руководство. В время конкурса «Учитель года» я получила огромное удовольствие от того, что все педагоги хотя и были из разных школ, но искренне делились тем, что умеют. Начиная от «визитки» и заканчивая мастер-классом каждый учитель был по-своему уникален и интересен. Когда государство планомерно проводит подобные конкурсы, то это идет на благо школы. Если сохранится такое же отношение, то через несколько лет будет мощная отдача. П большому счету, государство вкладывает в учителей, учителя в детей, а дети – это будущее государства. Получается замкнутая цепочка. Если говорить о каких-то плюсах и минусах, то можно поспорить, например, о Едином государственном экзамене. Но когда школа столько лет была в загоне, а потом к ней повернулись лицом, то к этому нельзя относиться отрицательно. И очень не хочется, чтобы все, что государство сейчас делает, оказалось очередной кампанией, о которой забудут через несколько лет. Хотя процесс пошел уже такой, что, наверное, уже невозможно повернуть назад. Люди просто не поймут. – В последнее время говорят о неоднозначных дополнениях в школьную программу. Не так давно, например, предложили ввести уроки православия. По-вашему, стоит ли предпринимать такие шаги? – Если дополнения делать обоснованно и в разумных пределах, то почему бы и нет? Вообще, образовательные учреждения вправе выбирать. Можно выбрать гуманитарное направление и развивать культурологию, в рамках которой говорить и о православии. Главное – оставить детям выбор. Другими словами, подобные занятия должны проводиться в форме факультатива и не быть обязательными для всех. Вспоминается случай, когда еще лет десять назад говорили на уроке о религии, о христианстве, а один мальчик-первоклассник, подняв руку, сказал: «А у нас – другая вера». Он оказался мусульманином… Поэтому подобные знания стоит давать только по желанию. А вообще, считаю, нужно возрождать народные традиции и культуру. Это очень важно, ведь не зная своих корней, трудно сохранить достоинство нации. Радует, что сейчас пошла мода на старые русские имена. Конкурсный урок я проводила в 16-й школе, и имена школьников просто поразили. Антип, Прохор, Арсений – от таких имен душа поет. Ребенок с таким именем изначально имеет очень мощную энергетическую поддержку. Скорее всего, он станет настоящим человеком. – Все мы нередко слышим, что дети со временем становятся все хуже. Правда ли это? – Дети со временем, конечно, меняются, ведь меняется и сама жизнь. Но они не становятся хуже! Сейчас дети зачастую знают больше, чем взрослые, они стали любознательней. Когда я начинала вести уроки информатики, то бывали такие случаи, когда ребенок сидел перед компьютером и плакал, потому что боялся взять в руки «мышку». Вызвано это было тем, что дома хоть и был компьютер, но ребенка к нему не подпускали. У него была четкая установка «не подходи, не бери, ты сломаешь!». И приходилось вместе преодолевать этот страх. Сейчас же дети приходят и начинают оценивать технические характеристики компьютеров. Свременные дети стали более свободными, раскованными. Когда идешь по школе и видишь улыбающихся ребят, то сердце радуется. И хуже они не становятся. Здорово, что при нашей суетности жизни в детях еще остается чистота. И нам, взрослым, на фоне современных детей очень важно не потеряться, не уронить себя. Нельзя скатываться на авторитарный стиль общения, нужно выстраивать партнерские отношения. Я думаю, что сегодняшние дети еще преподнесут сюрпризы. Им сегодня многое открывается, и в будущем они скажут свое слово. Главное, чтобы этому способствовали все, и школа в том числе. …Моя школа состоялась благодаря людям, которые меня окружали (и в детстве, и сегодня). Для меня шестая школа, а сейчас лицей № 6 – это не просто пять букв, не просто стены и место, где зарплату получаю – это ШКОЛА МОЕЙ ЖИЗНИ. Спасибо ей за это!
Беседовал С. БАРЫШНИКОВ.
|
назад |