последний номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru | ||
Пятница, 15 февраля 2008 г. № 12 Издается с 10 октября 1991 г. |
Единая, диспетчерская… Гродской пассажирский транспорт выходит на новый уровень Осутствие порядка в движении общественного транспорта – дело для Миасса привычное. Расписания автобусов и троллейбусов, висящие на остановочных пунктах, давно устарели, да и по действующему графику уехать удается не всегда. Особенно сильно это заметно вечерами и на окраинах. Навести порядок в этой сфере город-ской жизни сможет «Единая диспетчер-ская служба пассажирских перевозок». Эта новая структура находится на стадии рождения и скоро должна заработать. Более подробно о нововведении – наш разговор с начальником отдела транспортного обслуживания Миасского городского округа Михаилом Белых. – Михаил Игнатьевич, когда было принято решение о создании единой диспетчерской службы и какие функции на нее будут возложены? – Двадцать шестого декабря прошлого года глава администрации Миасского город-ского округа Виктор Ардабьевский подписал постановление о создании «Единой диспетчерской службы пассажирских перевозок». Необходимость в такой службе назревала давно, сейчас идет первый этап ее создания. У нее весьма громкое название, но первоначальная задача звучит достаточно просто – создать единое комплексное диспетчерское сопровождение всех рейсов. – Сейчас много говорят о том, что суету и неопределенность в работу общественного транспорта вносят частники. Новая служба будет заниматься только муниципальным транспортом или маршрутки тоже попадают в ее ведение? – На первом этапе работы Единой диспетчерской службы контроль будет осуществляться только за выполнением рейсов по муниципальному заказу. А в дальнейшем предстоит включение в диспетчерскую систему всех частных компаний, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, которые осуществляют пассажирские перевозки на коммерческой основе. – Есть ли подобные службы в соседних городах? – Большой опыт такой работы накоплен в Челябинске. Вообще, единая диспетчерская служба, как правило, требуется в больших городах, где много видов общественного транспорта и перевозчиков. У нас, лет десять назад, о такой службе даже думать не стоило. Тогда в Миассе было, как известно, всего два транспортных предприятия, и в их работе все было понятно. Сегодня ситуация в корне изменилась. На рынок транспортных услуг пришел частник – как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели. Сейчас ежедневно на дороги города выходит триста единиц одних только маршрутных такси, и уследить за выполнением расписания движения, понятно, очень трудно. – Сейчас в городе уже несколько диспетчерских на крупных конечных остановках, которые работают с автобусами и троллейбусами. Новая служба как-то отличается от привычных диспетчерских пунктов? – Единая диспетчерская служба будет хорошо оснащена в техническом плане. Сегодня рассматривается вопрос о выделении средств, объявлен конкурс на организационные работы, связанные с автоматизированной системой учета рейсов, с введением социальных карт. Из бюджета города выделено четыре миллиона рублей, уже определена фирма, которая будет заниматься внедрением карт. В арсенале Единой диспетчер-ской службы пассажирских перевозок появится электронная система слежения за движением пассажирского транспорта. С одной стороны, разумеется, это вызовет в первое время определенные трудности, связанные с ее внедрением, с обучением персонала, но потом такая техническая вооруженность диспетчеров позволит более эффективно работать. – Что подразумевается под электронной системой слежения? – Сначала планируется создать голосовую связь с машинами на линии, что позволит оперативно регулировать их движение, перебрасывать какое-то количество машин на другой маршрут в случае необходимости. Но самое главное новшество заключается в установке на общественном транспорте системы GPS-контроля. Другими словами, в каждом транспортном средстве общего пользования планируется установить специальное устройство, имеющее спутниковую связь с диспетчерской. В итоге диспетчер сможет отследить перемещение каждой машины по городу в режиме реального времени. Оборудование автобусов и троллейбусов такой системой заложено в «Положении о порядке предоставления транспортных услуг населению», принятом Собранием депутатов Миасского городского округа. Также туда заложено внедрение электронной системы оплаты проезда. Единая диспетчерская служба, помимо всего прочего, будет еще вводить в оборот социальные карты, которые в перспективе превратятся в транспортные. – GPS-навигация в троллейбусе – это похоже на фантастику. За какое же время такие технологии должны дойти до общественного транспорта и есть ли подобное в других городах области? – Вполне возможно, что оборудование транспорта GPS-навигаторами начнется уже в конце этого года. Что касается подобного опыта у соседей, то я не знаю города в нашей области, где есть такая система. Но на общественном транспорте GPS-навигация применяется. Пользуются такими технологиями, например, в Вологде, где не так давно мы приобретали троллейбусы. Наша система не будет в точности копировать вологодскую, потому что она создается с учетом местных условий и требований, которые к ней предъявляются. Замечу, что системы GPS-навигации давно устанавливают на дальнобойные автомобили, перевозящие ценный груз, так что практика применения есть, и достаточно большая. – Возвращаясь к частникам. Каким образом они войдут в диспетчерскую систему? Другими словами, это дело добровольное или обязательное? – Многие частники считают, что для работы достаточно одного диспетчера, который выпускает машину на линию. На самом же деле на линии должен находиться еще один диспетчер, контролирующий выполнение каждого рейса. Выполнение графика движения косвенно входит в лицензионную деятельность, но контроль за этой функцией в перечне работ не обозначен. Другими словами, для эффективного выполнения графика предприниматель должен принять на работу диспетчеров и создать свою небольшую диспетчерскую службу, но этого практически никто не делает. Понять почему, можно. Чтобы создать свою диспетчерскую, нужно затратить деньги на зарплату диспетчерам, на помещение и прочие расходы. Да и, согласитесь, неудобно будет, если все перевозчики обзаведутся собственными диспетчерскими. Поэтому проще заключить договор с новой службой, которая возьмет функции контроля на себя. На первом этапе мы будем вести с предпринимателями разъяснительную работу, но уже есть необходимые нормативные документы, которые устанавливают обязательность заключения таких договоров. – Сколько человек предполагается набрать в качестве диспетчеров, и где будут обустроены диспетчерские пункты? – Штатное расписание в данный момент находится в стадии утверждения. Пока предполагается набрать шесть сотрудников, но возможно, штат будет расширен. В первую очередь, диспетчерские пункты расположатся на вокзале и автозаводе. Потом – на других крупных конечных остановках. – Единая диспетчерская служба станет, можно сказать, новым уровнем развития городского транспорта в Миассе. А если за-глянуть в будущее, что еще может измениться в транспортном обслуживании горожан? Может, даже и у новой диспетчерской в дальнейшем планируются какие-то дополнительные функции? – Изменения в транспортном обслуживании будут. Они коснутся, в основном, изменения некоторых маршрутов. Это заметно уже сейчас. Например, не так давно был продлен маршрут № 12 – теперь маршрутки ходят по недавно построенной дороге до поселка Восточного. Впланах – прод-ление маршрута «Миасс-Атлян» в сторону поселка Горный. В сам поселок автобус, к сожалению, запустить не удастся, потому что он не может пересекать федеральную трассу «Москва-Челябинск». Но расстояние, которое жителям Горного придется преодолевать пешком, значительно сократится. Есть еще мечта – перенести разворотное кольцо маршрута № 1 в конец улицы Пушкина. И наконец, самая серьезная задача, которая ориентировочно будет реализована в 2009 году – организация движения маршрутного такси по объездной дороге Тургоякского шоссе. Попытки сделать это были уже не раз, но ГИБДД запрещает движение по ней маршрутного транспорта из-за отсутствия освещения на дороге. В этом же году планируется поставить там фонари. Что касается Единой диспетчерской службы, то в перспективе у нее будет возможность самой заняться пассажирскими перевозками. Но пока об этом говорить рано. Сейчас подготовлен проект устава, готовится штатное расписание, определяются обязанности. И уже в феврале Единая диспетчерская служба пассажирских перевозок должна заработать.
Беседовал С. БАРЫШНИКОВ.
|
назад |