последний номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru | ||
Пятница, 25 января 2008 г. № 6 Издается с 10 октября 1991 г. |
Хотите полежать на печке? Пиходите в городской краеведческий музей. Здесь появляются все новые и новые экспозиции Могие люди, особенно молодежь, считают, что ходить по музеям – занятие скучное и неинтересное. Однако такое мнение явно ошибочное. Наш краеведческий музей становится интересней с каждым годом. Вот и сейчас там создается новая экспозиция.
Иба в зале Н этот раз музей собирается предоставить всем желающим возможность сходить в гости к миасским старателям девятнадцатого века. В одном из залов создается ни много, ни мало – изба. С крепким деревянным потолком, окошком и, как полагается, русской печью. «Дом» уже заселен – всех входящих встречают хозяева. Женщина хлопочет у печи, а глава семьи уже сидит за столом с внушительных размеров бутылью. Что в ней должно быть, догадаться не трудно, но, как говорит директор музея Николай Мигун, долго отдыхать мужику не придется. Скоро его пересадят поближе к печи, на табурет и обеспечат работой. «Сюда, – рассказывает Николай Николаевич, – положим бересту, ивовые прутья и можно будет на наглядном примере показывать, как раньше плели корзины. У нас есть сотрудник, который умеет этим заниматься, так что сможем дать попробовать свои силы и посетителям, подскажем, что и как…».
Селай сам Гсти избы старателей смогут почувствовать себя ее жителями. Старинные уральские жилища не имели спален. Хозяева спали, где придется, но чаще всего постель устраивалась на печи или на сундуке. В перспективе полежать на печке смогут все желающие. А получше прочувствовать быт того времени поможет различная домашняя утварь, расставленная вдоль стен. Здесь и табакорезка, и медогонка, и жаровня, а еще приспособление для изготовления масла, рогатина для складывания сена в стог, хомут для лошади… На веревочке подвешено некое подобие чайника – рукомойник. Рядом, на стене висят лапти. «А вот в лаптях в миасском заводе, – говорит Николай Мигун, – почти не ходили. Старатели в основном носили сапоги, лапти же чаще всего брали на покос. В них удобно – даже если в лужу наступишь, вода вытекает». Сто солидных размеров и необычной формы применялось для просеивания крупы, купленной на базаре. В те времена тоже «обвешивали» – добавляли в пшено мелкие камни. В итоге купленный мешок с крупой после просеивания становился гораздо легче…
Глос из прошлого Всоседнем зале пусто. Посередине разложены доски, от которых исходит приятный древесный запах. Здесь собираются сделать такое, что мало, как говорится, не покажется. «В этом зале, – говорит Николай Мигун, – будет создана целая улица старинного Миасса. На ней разместятся часовая лавка, швейная мастерская. Сделаем старинное фотоателье, где действительно можно будет сфотографироваться. В дальнем углу будет отдельная экспозиция с храмом. У нас есть очень много аптечного материла, поэтому создадим еще и аптеку. А на стенах разместятся стенды с картами города и информацией о нем в различные годы. То есть можно будет увидеть, каким был Миасс на протяжении более чем двухсот лет». Ее на этой улице поставят телефон. Обычный, уличный, но работающий. Каждый желающий, взяв трубку, сможет прослушать сводку новостей, да каких! «В трубке, – говорит Николай Мигун, – вы услышите о том, что произошло в этот день в Миасском заводе лет сто пятьдесят назад. Кто-то родился, кто-то утонул в речке, цены, например, на вино поднялись и так далее. Эту информацию возьмем из Кундравинской летописи».
Одайте в музей Сои экспонаты сотрудники музея ищут по деревням. Иногда удается найти в каком-нибудь поселке за-брошенный дом и, со всеми разрешениями, там покопаться. Находок бывает много. Вообще, старинных вещей, по словам Николая Мигуна, у людей еще немало. Но за ненадобностью от них чаще всего избавляются. Выкидывают на свалку или сжигают. Бывает очень обидно, что хозяева не понимают ценности какой-нибудь полусгнившей вещички. Для музея-то это находка, которая может о многом рассказать жителям современного Миасса. Зто очень сильно радует финансирование со стороны администрации города. «За многие годы, – говорит Николай Мигун, – оно впервые стало таким, что музей начал развиваться. Представляете состояние сотрудников, когда деньги пришли?! Сначала даже не знали, с чего начать…». Тперь краеведческий музей изменяется буквально на глазах. Это отражается и на количестве посетителей. Если в позапрошлом году здесь побывали одиннадцать тысяч человек, то в прошлом на диковинки старины пришли посмотреть уже семнадцать тысяч. Дальше, учитывая далеко идущие планы музея, эта цифра будет только увеличиваться: ведь отказаться от просмотра таких экспозиций просто невозможно. Да и не нами придумано, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
С. БАРЫШНИКОВ.
|
назад |