последний номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Глагол


Пятница,

30 ноября 2007 г.
№ 89

Издается с
10 октября 1991 г.
Глагол

Вадим БЛИНОВ: «Не на себя работаю»

   Писвоение генеральному директору «УралПожтехники» звания почетного гражданина Миасса было вполне закономерно. Вадим Блинов и на автозаводе играл далеко не последнюю роль, и создал с нуля успешную фирму, которую теперь знает вся Россия. Авторитет свой заработал не занимаемым креслом, уважают его как человека, как руководителя.

   Чо скажут внуки?

   – Вадим Николаевич, каково это – стать почетным гражданином Миасса?

   – Приятно. Хотя раньше об этом и не задумывался. С властями ведь не очень тесно общаюсь.

   Врочем, нынче у меня юбилей был – 75 исполнилось. Может, в честь этой даты…

   – Ни в коем случае не хочу никого обидеть, но почему-то у нас повелось так, что в Миассе почетными становятся только в предпенсионном возрасте, а то и старше. Что, молодых и достойных совсем нет?

   – На этот счет, сами понимаете, ничего сказать не могу. А вот насчет работы совета почетных граждан есть мысли. Почему бы не привлечь к нему руководителей? Ведь был же совет руководителей в свое время и приносил реальную пользу. Мы, директора, и в бизнесе не первый день. И налоги платим, и по этим дорогам ездим… Словом, живем здесь, и поэтому как и все хотим, чтобы город стал лучше.

   А некоторые проекты только возмущение вызывают. Вот когда прочитал, что за автозаводским Дворцом подземный гараж захотели построить, чуть со стула не упал. Какое строительство?! Надо всего пару человек на работу взять – бюджет не обнищает, чтобы они порядок наводили. Или бульвар Мира. Тоже собрались весь перекопать, стройку затеять. Это же ни в какие ворота не лезет.

   Н Лужкова посмотрите! Он же разумно все эти вопросы решает, хотя земля в столице, не в пример нам, миллионы стоит.

   Тк что буду бороться против подобного беспредела. А как иначе? Мы же здесь родились, дети наши, внуки, правнуки… Что они потом скажут?

   

   Вшли мы все с УралАЗа…

   – Среди почетных граждан Миасса много автозаводчан. Да и добрая половина успешных руководителей малого и среднего бизнеса в той или иной степени прошла автозаводскую школу, в том числе и вы…

   – Я учился у Юрия Ивановича Горожанинова, именно ему благодарен. Он вырастил меня как руководителя.

   Рдители с 18-го года лечили миасцев, отец в войну был заведующим городской поликлиникой, хотя и без высшего образования. Меня агитировал идти в геологоразведочный техникум, но когда нас, пионеров, привезли летом на завод, увидел автомобили, то сразу сказал: «Только в автомеханический техникум!» И в декабре 47-го переступил проходную Уральского автозавода, пришел на первую практику. Уволился только в 94-м, когда Юрий Иванович сказал: «Иди, создавай собственное дело». Так что мне все дал коллектив автозавода. Человека из меня сделал, специалиста, руководителя. Для меня завод – это святое. И когда предприятие разваливалось, так на душе горько было – не передать.

   – Наверное, именно автозавод приучил к тому, что руководитель всегда берет всю ответственность на себя? Может быть, даже чересчур. Вот и вы, как мы узнали, завтра с утра в машину – и в Сургут, где будет проходить тендер. Почему все сами да сами?

   – Да нет, сейчас уже не все сам. Коллектив отличный, меня практически освободили от производства. Утром только делаю обход, потом, в девять, провожу оперативку.

   Поизводством хорошо занимается исполнительный директор Вадим Леонидович Волков, сложилась отличная служба управления продажами. Да и не потянуть одному сегодня те объемы, которые мы делаем, везде не успеть.

   – «УралПожтехнику» в непростое время создавали. 94-й год…

   – Полный обвал в стране. Но хотя промышленность стояла, наша техника все же была востребована – сами знаете, пожаров в то время еще больше происходило, поэтому технику, хотелось – не хотелось, надо было брать.

   Кнечно, в самом тесном контакте с УралАЗом работали, с его коммерческой службой. А в 95-м большой заказ взяла Белоруссия – 60 машин. При этом они половину деньгами заплатили, половину – комплектующими. Пожарных машин тяжелого класса в стране тогда просто не было, на базе «Уралов» делали только мы и совсем немного – в Посевной (это Новосибирская область).

   – Получилось, что когда все вокруг разваливалось, вы вставали на ноги. Довольно точное маркетинговое попадание, определение своего сегмента рынка…

   – Так перед этим, в 93-м году, я практически все регионы объездил. Помню, в Тюмени проходит годовое совещание, начальник областного управления предоставляет мне слово. Минут тридцать рассказывал, какие машины будем делать.

   «Надо вам?»

   «Надо!»

   Итолько когда сам окончательно убедился, что машины действительно нужны, тогда взялся за это дело.

   Еинственное, Юрий Иванович дал «в кредит» пятнадцать шасси «Уралов», но в конце года мы рассчитались полностью.

   А самые первые деньги, как сейчас помню, получили из Ижевска и Омска… Срок зарплаты подходит, денег нет… И вот они пришли, люди поверили.

   – Точный маркетинг – это отлично, но лишь половина успеха. Сами знаете, что конечного результата невозможно добиться без коллектива или, как сейчас принято говорить, команды. Что нужно, чтобы эта команда сложилась?

   – Во-первых, конечно, авторитет руководителя. И, разумеется, не должностью и занимаемым креслом обеспеченный.

   Стем же Вадимом Леонидовичем Волковым поначалу, когда он был у нас главным конструктором, много спорили. Он до этого работал ведущим конструктором в ГРЦ, специалист высокого класса. Но все же в итоге признался, что я его убедил. И не силой должности, а знаниями, опытом. Это для меня очень дорого было.

   Вобще, на всю жизнь с армии хорошо запомнил командира взвода Евгения Саныча, который говорил: «Я за любого из вас смогу сработать, от заряжающего до наводчика, но не лучше каждого в отдельности. А вот вы попробуйте лучше меня!» Понимаете, что хочу сказать? Настоящий руководитель должен знать работу каждого из своих подчиненных, от слесаря до зама, но каждый из них на своем месте обязан быть лучшим. И еще. Как опыт показывает, хорошо, когда твоя команда представляет сплав молодости и опыта. У меня вот возраст заместителей от 33-х до более 60-ти. И они, если можно так сказать, подзаряжаются друг от друга. Те, кто постарше, энергией от молодых, молодые – опытом и мудростью от старших.

   

   Пмогать не надо. Но и не мешать!

   – Разговариваем с вами накануне выборов, так что нельзя обойти стороной взаимоотношения бизнеса и власти? Какими они должны быть?

   – Помогать нам не надо. Но и не мешать! Может, кому-то и не нравилось, но когда на каждом шагу кричали о нищенской зарплате учителей, я всегда говорил: «Они, как и все бюджетники, все-таки защищены. Чтобы ни случилось, им хоть что-то найдут и заплатят. А вот тем, кто пошел за мной, надеяться не на кого. Если не заработаем, то никто ничего не даст».

   Рньше, чего греха таить, были попытки заставить «поделиться». Но я сразу сказал, что не на себя работаю, и ничего подобного не будет. Отстали. И сегодня никто не мешает. Хотя бывает, с той же налоговой «воюем»…

   – Так вас же на российском уровне признали образцовым налогоплательщиком!

   – У нас нормальная налоговая система. Считаю вполне разумным, что с прибыли должен отдать почти четверть государству. А иначе на что все жить будут? Или вот порой шумят насчет снижения НДС. Ну, сделают 16 процентов, и что? Я от этого разбогатею что ли? В общем, претензий нет. А если и тянут порой с возвратом «экспортных денег», то это не государство виновато, а вполне конкретные люди.

   – А как относитесь к активным разговорам о прогрессивном подоходном налоге?

   – Не даст это ничего. Когда все начиналось, у нас была верхняя ставка – 35 процентов. И что? Сами знаете, к чему это привело – массу самых разных схем для ухода придумали. И нам предлагали не раз работать через страховые фирмы. Но у меня позиция была и остается жесткой: «Зарплату всегда будем получать официально и обязательно платить все налоги». И ни разу в «Пожтехнике» ни рубля не выдали в конверте, хотя меня и называли ненормальным.

   А если введут прогрессивный налог, то, конечно, никуда не денемся – будем платить. Но бюджет, поверьте, в итоге только потеряет. Поэтому вряд ли есть смысл снова наступать на те же грабли.

   – «УралПожтехника» кому только не помогает: и спортсменам, и культуре… Чем руководствуетесь, когда решаете, что надо помочь?

   – Наверное, чисто интуитивно. Но все знают, что денег мы в руки не даем, оплачиваем счета. Регулярно, раз в квартал, за лекарство для детей-инвалидов, больных сахарным диабетом на разные нужды соцприюта. Вот недавно спортсмены были. Оговорили сумму, а что конкретно нужно – им виднее: «Берите, что хотите, приносите счет – оплатим». Бывают и чисто эмоциональные решения, когда какому-то конкретному ребенку срочно помощь нужна.

   – А за что больше всего душа болит?

   – Нет сегодня людей, прямо беда. Мы могли бы и больше машин делать, но не хватает сварщиков, сборщиков, нет конструкторов, технологов. Все подались в экономисты и юристы. Порой звонят знакомые, просят на работу дочь взять. Кто? Экономист. Технолога, конструктора – хоть сейчас. А экономиста – уже некуда.

   Ткие вот плоды 90-х пожинаем, когда бухгалтера невозможно было найти, а технологи и конструкторы копейки получали.

   

   Ве остальное – «между»

   – Недавно довелось увидеть вас за рулем далеко не самого «крутого» внедорожника.

   – Это машина фирмы. А у меня вообще никакой машины нет. Да и не нужна она, служебной вполне хватает. На фирму машины берем не для престижа, а для работы. Вот завтра в семь утра сядем в «Крузер», до Сургута – полторы тысячи километров, 18—20 часов в дороге. На нем безопаснее, чем даже на легковом «Мерседесе».

   Педприятие – небольшое, деньги считаем. Нередко бывает, всех водителей, включая моего, снимаем на перегон. Тогда сам сажусь за руль.

   – Ну, а последняя своя машина какая была?

   – «Волга». А в первый раз сел за руль «Москвича» в пятидесятом году. Отец – казак, у него всегда лошадь была. И когда машины появились, загорелся, собрал все деньги, купил за восемь с половиной тысяч. Я первым этот «Москвич» и осваивал, а потом прошел все машины. Вообще, машины люблю.

   – На что-нибудь кроме работы время остается?

   – Остались рыбалка и охота. Есть и карабин, и ружье, правда выйти получается раз—два за сезон. На предприятии создали общество рыбаков, взяли водоемы в аренду, бывает, рыбачим для души. По субботам баньку топлю. Библиотека неплохая. И с детства книги остались, и новинки покупаю. Недавно вот «Олигархов» прочитал.

   Жль, молодежь сейчас мало читает. Телевизор, компьютер.

   – Сами-то в Интернете не сидите?

   – Да нет. Смотрю новости, курс валюты, что в городе случилось, а больше ничего не надо.

   – Хоть и есть стереотип насчет «родить, построить, посадить», но у каждого все равно свое. А вы что главным в жизни считаете?

   – Во всем, что получалось – и предприятие, и что из меня вышло – очень большую роль, конечно, семья сыграла. Из нее мы в жизнь выходим, в нее каждый день возвращаемся. А все остальное – между этим.

   Саршая дочь у нас работает, заведует техническим архивом. Зять старший – бригадир участка, лестницы делает. Младшая дочь с зятем в «Кедре». Старшие внучка и внук учатся в Уральском экономическом университете, пошли в мировую экономику, средняя внучка – в десятом классе, младшая – в пятом. Так что все нормально.

   Жна (она много лет заведовала технической библиотекой УралАЗа), правда, просится порой на работу.

   А мне все они говорят: «Бросай работу, с голоду не умрем».

   – И что?

   – Говорю, когда стопроцентно буду уверен, что все будет нормально, что команда не дрогнет, тогда и уйду.

   – Никуда вы не уйдете. В лучшем случае месяц выдержите и обратно.

   – Да так я сказал. Не уйду, конечно.

   

   Я– за этот курс

   – У вас в кабинете – портрет Петра Великого, хотя сейчас в моде другие лица.

   – Петр создал государство. Сильное, мощное. А если Путин доведет свое дело до конца, добьется того, о чем говорит, тогда и его портрет здесь будет.

   – Раньше, насколько известно, вы другим симпатизировали.

   – Был у нас Свечников с отчетом, хорошо поговорили. Так я в итоге сказал, что готов его к барьеру вызвать.

   Вимательно читаю газеты и «левых», и «правых», сейчас по утрам смотрю дебаты по телевизору. Интересно, и детективов не надо! Я не член «Единой России» и не ярый ее сторонник. Но вот кто убедил, так это президент. Он ведь честно сказал, что эта партия – не идеальная политическая структура, и примазавшиеся там есть. Зачем тогда нужно было возглавлять список «Единой России»? Хороший вопрос и хороший ответ: да потому что лучшего у нас все равно ничего нет. Честно? Честно. И еще процитирую: «Стоит только прийти в парламент тем, кто скажет, что они знают, как сделать лучше, как все «посыплется».

   Сгласен «на все сто»! Поэтому сейчас я – агитатор. Не за «Единую Россию», а за этот курс.

   


Беседовал В. СТРЕЛЬНИКОВ.



назад

Яндекс.Метрика