последний номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru | ||
Пятница, 2 ноября 2007 г. № 82 Издается с 10 октября 1991 г. |
От систем безопасности – к «Безопасному городу» Фрмирование единого информационного пространства выведет Миасс на новый уровень Вконце сентября на Динамовском шоссе водитель легкового автомобиля сбил на пешеходном переходе двух человек и скрылся с места происшествия. Преступление так и осталось бы нераскрытым, не попади ДТП в зону видимости камер видеонаблюдения, установленных на шоссе еще в июле. Эфективность очевидна – Программа «Миасс – безопасный город», реализацией этапов которой занимается наше предприятие, доказывает свою эффективность, – говорит генеральный директор ЗАО «Урал-Интеркард» Игорь Савонин. – Номер и марку автомобиля, которым управлял тот человек, установили быстро, и через два часа виновника ДТП задержали. Кстати, он оказался в состоянии алкогольного опьянения. Поскольку один из пострадавших погиб на месте происшествия, а другой был в тяжелом состоянии, вряд ли без видеоконтроля удалось бы так оперативно установить виновника. И это при том, что система видеонаблюдения работает пока не в полном функциональном режиме. Идет ее наполнение, добавка модулей и доводка до необходимых требований, которые нужны для ее полноценной эксплуатации. Думаю, к началу следующего года мы должны выйти на окончательный вариант реализации комплекса, установленного на Динамовском шоссе, и его тиражирование в городах Челябинской области. К нам уже обращались из Челябинска, Златоуста, Учалов. В некоторых городах Южного Урала такие системы видеонаблюдения уже стоят, но нет каких-то нюансов, что есть у нас. Руководство города совместно с депутатским корпусом приняли решение продолжить финансирование комплексной программы «Миасс – безопасный город», принятой еще в конце 2006 года. Для выполнения ее первого этапа планировалось выделить порядка 4 миллионов рублей. Но пока выделено только 120 тысяч на работы по установке системы видеоконтроля на въезде в город со стороны Ильменского заповедника. Этой суммы, конечно, недостаточно, чтобы установить там полный комплекс с регистратором, записывающим информацию в автоматическом режиме. Сам комплекс распознает информацию, записывает ее и помещает в базу видеоданных, с которой специалисты потом смогут работать. Создается своеобразный видеоархив по контролю за участком дороги. Но быструю реализацию этапов программы сдерживает недостаточное финансирование. Седства на программу «Миасс – безопасный город» предусмотрены из различных источников, в том числе и за счет средств ЗАО «Урал-Интеркард», и с нашей стороны финансирование идет с опережением. Конечно, вполне понятно, что город будет направлять средства на первостепенные задачи, но нас не покидает надежда, что к концу года какая-то часть бюджетных денег на программу все же будет направлена. Тем более, что о ее экономической целесообразности говорить не приходится. Например, сейчас, в связи с увеличением размеров штрафов за нарушение правил дорожного движения, вопрос становится особенно актуальным, поскольку правильное, безошибочное выявление нарушителя значительно облегчает сбор доказательной базы, от которой зависит и то, кто должен вы-плачивать страховку по возмещению ущерба. Пмимо увеличения штрафов, практикуется отправление их по почте нарушителям. Автоматизированная система наблюдения и фиксации нарушений в автоматическом режиме узаконивает возможность предъявления штрафов без присутствия сотрудников ГИБДД. В 2008 году эта практика будет применяться повсеместно. Но еще недавно скрин-шоты (компьютерное фото) с фиксацией ДТП не являлись доказательством вины участников движения. Так что видеоконтроль на дорогах повлияет на пополнение городского бюджета и значительно облегчит работу инспекторов ГИБДД.
Ве проблемы – в комплексе – Еще одна из функций системы видеонаблюдения – контроль за муниципальной собственностью, площадями, объектами инфраструктуры. Установка в определенных местах «тревожных кнопок», при нажатии которых включается видеокамера, позволит человеку по прямой связи передать что и в каком районе города случилось. Или видеоконтроль над детскими площадками, подъездами, частными домами, в конце концов. В Миассе уже давно работают локальные системы видеонаблюдения, где данные сводятся в записывающий комплекс, установленный стационарно, у владельца дома. Но есть у нее и минус – когда, к примеру, она установлена в квартире, при ограблении воры могут вынести и регистратор. При объединенной же, в масштабах города, системе «Безопасный город» такие данные в частном порядке, при заключении соответствующего договора, могут записываться в единый городской регистратор, установленный в УВД, откуда их похитить весьма проблематично. Но все же предназначение «Безопасного города» – в масштабном наблюдении за улицами, дорогами, наиболее перегруженными перекрестками, решении в комплексе проблем города. Разработка мощная, и использовать ее только для решения частных задач – палить из пушки по воробьям. – В этой связи возникает вопрос, могут ли заинтересованные лица удалить нежелательную для них видеоинформацию из архива? – Система устроена так, что конкретные записи удалить нельзя, только всю базу данных. Но эту базу сможет удалить лишь ограниченный круг лиц, имеющих доступ к регистратору, – администраторы. Понятно, за это им придется нести ответственность, если, конечно, потеря данных не произошла в результате сбоя или каких-либо других технических причин, к примеру, поломки сервера. От всех этих действий существует защита, например, дублирование информации. Так что простой сотрудник милиции или ГИБДД не сможет удалить информацию. – Вы упоминали, что видеонаблюдение за перекрестками и участками дорог города – лишь часть программы «Миасс – безопасный город»?.. – Да, но самая актуальная. Сейчас тенденция по установке таких систем идет общероссийская. В других областях контроль за транспортными потоками развивается в возрастающих масштабах, мы же просто начали раньше. Но вот будем ли среди первых в области – зависит от финансовой поддержки. Н так давно в России был объявлен конкурс на поставку систем видеоконтроля за потоками транспорта по федеральной трассе «Москва – Владивосток». В этом конкурсе, помимо нашего предприятия, участвуют различные разработчики, фирмы-поставщики комплексов. Кроме того, более 10 комплексов планируется установить на федеральной трассе, которая проходит через Челябинскую область. А что касается Миасса, то помимо внедрения этапов программы «Миасс – безопасный город» мы занимаемся проведением линий оптико-волоконной связи в разные районы города.
Еиная, муниципальная – Существует еще одна городская программа – «МИАС», идея которой заключается в объединении госучреждений в единую муниципальную информационно-автоматизированную систему. Система позволит учреждениям обмениваться данными, облегчит оформление гражданам документов по принципу «одного окна». Предусматривается и подключение к этой сети медицинских учреждений. Недавно мы проложили оптико-волоконную связь до горбольницы № 3 в поселке Строителей. Эта же связь будет использоваться под программу «Безопасный город». Это тот самый случай, когда деньги, вложенные в одну программу, «отрабатывают» и другую. Сейчас проводим связь, а когда наступят холода и оптику невозможно будет класть, потому что она очень хрупкая, тогда приступим к сварке волокон и монтажу активного оборудования. Вторым этапом поставим оконечные устройства, которые будут, если выражаться буквально, разгонять информацию, помогать ее передавать. Оконечные устройства по договоренности должен приобрести город. И уже через них можно будет учреждениям, как той же больнице, включаться в локальные сети. П волоконному кабелю идет интернет, и доступ к этому виду связи предоставляется как корпоративным предприятиям, так и частным лицам. Конечно, в поселке есть оптиковолокно «Уралсвязьинформа», но, согласитесь, неплохо будет, если у пользователей появится альтернативный вариант интернет-связи? Помимо горбольницы № 3, проведена оптиковолоконная связь в горбольницу № 2, где в ближайшее время будет образован центр телемедицины, на создание которого из бюджета выделено 150 тысяч рублей. В центре врачам, при помощи видеоконференций, связи с коллегами из других городов можно будет, не перевозя тяжелых больных из города в город, проводить консультации, обмениваться необходимой информацией. Вобщем, у всех принятых к реализации программ прослеживается направленность на формирование единого информационного пространства, которое может быть использовано для различных муниципальных нужд. Ели же вернуться к программе «Миасс – безопасный город», только подсистемой видеонаблюдения за транспортными потоками она не ограничивается. У программы настолько обширные возможности, что если ее реализовать в полном объеме, то город можно будет контролировать не только в плане правопорядка автомобильного движения, но и слежения за качественной работой городских коммуникаций и энергоснабжения. Сюда входят системы диспетчеризации жилищного фонда, лифтового хозяйства, аварийной сигнализации жилого фонда, управления инженерными коммуникациями. ВМоскве существует САУР – система автоматизации и учета ресурсов. Она позволяет контролировать как качество поставляемых ресурсов в дома, так и потребление этих ресурсов, когда диспетчера знают, что данный дом потребил в теплосети и энергосети определенное количество энергии и тепла. Все это контролируется через систему счетчиков, вплоть до систем квартирного учета. Думаю, настанет и в Миассе время, когда наши квартирные электросчетчики выработают свое, и будут ставиться электросчетчики с сетевым интерфейсом – специальным входом. При существовании таких САУРов я свой счетчик, к примеру, к общей системе подключаю, а диспетчеру сразу идет информация, которую он сможет распечатать, определить, какое потребление идет в данный момент. Не нужно будет звонить и сверять счета по телефону, что само по себе отнимает время и нервы. Не будет и возможности «подкрутить» счетчик. Сам о себе будет сигнализировать и участок с поврежденными коммуникациями. То есть будут сведены к минимуму энергозатраты и влияние человеческого фактора. ВМоскве и Питере все это уже работает «в полный рост», к примеру, дома в Басманном переулке практически полностью автоматизированы. Все это вполне по силам и программе «Миасс – безопасный город» при соответствующем финансировании, конечно. Оновой же всех этих систем с точки зрения их расположения и функционирования должна быть геоинформационная система размещения. То есть на созданную оцифрованную карту города накладывались бы все коммуникации. Чтобы была подвязка к карте, к району города для определения аварийных участков или утечки ресурсов. И когда датчик среагирует, то на карте города сразу появится место, где это произошло, и по этим сигналам диспетчер оперативно примет решение. Это может быть реализовано и локально, но сведение в единую систему облегчит работу многим, в том числе пожарным, спасателям и прочим службам «быстрого реагирования». – Не выглядит ли программа некой утопией? – Мысль человеческая материальна, и она воплощается. Но хорошую идею легко «заболтать» и превратить в абсурд. Не хотелось бы видеть такой итог хорошим начинаниям.
М. ЖУЙКОВА.
|
назад |