последний номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Глагол


Среда,

29 августа 2007 г.
№ 63

Издается с
10 октября 1991 г.
Глагол

Купюры нулевого номинала

   Фльшивые деньги в Миассе не редкость

   Уренняя попытка купить в киоске газету на тысячную купюру не увенчалась успехом. Продавец отказала, мотивировав тем, что не наторговала с утра на сдачу. «Прорвусь», подумала я и прямиком направилась в ближайший магазин. Но не тут-то было. Здесь уже высокомерный охранник, на пару с рассерженной «музой прилавка», недвусмысленно дал понять: отсутствие мелких денег – ваша проблема. А ведь действительно проблема, с которой сталкиваются многие горожане.

   Прожденная страхом работников сферы услуг перед фальшивыми деньгами, эта проблема подталкивает предпринимателей либо покупать технику для определения фальшивок, либо требовать внимательности с продавцов по принципу «сами виноваты». Все вместе взятое и так невысокий уровень местного сервиса опускает еще ниже.

   Патежеспособность рубля, его устойчивость и универсальность признания во многих странах СНГ в последние годы особенно привлекательны для мошенников разных уровней, мастей и флагов. С какой периодичностью фальшивые деньги появляются в Миассе, с этим вопросом я направилась в городское УВД.

   Кличество увеличивается

   Кк пояснил начальник отдела по расследованию преступлений в сфере экономики и незаконного оборота наркотиков следственного управления при УВД Михаил Голушков, зачастую фальшивку, изготовленную непрофессионалами, определить легко:

   – С начала 2007 года, – нами возбуждено уже 37 уголовных дел, связанных с подделкой денег. Только за три месяца этого года – май, июнь и июль – было задержано 36 граждан с поддельными купюрами. Фальшивые деньги мошенниками распространяются довольно часто. И есть тенденция к увеличению этого распространения, к выявлению правоохранительными структурами попыток расплатиться фальшивыми деньгами. При этом основная масса подделок – 1000, 500 и 100-рублевые купюры. Немало встречается пятидесяти- и десятирублевых, но, основная масса дел, с этим связанных, крутится вокруг «пятисоток» и «тысячек».

   Вбольшинстве своем фальшивые деньги аферисты распечатывают с помощью компьютера, после сканирования, на цветном принтере. На бумаге типа «Снегурочка», которая и на ощупь-то совсем не похожа на специальную бумагу для денежных знаков, поскольку рыхлая. У такой купюры, если ее перегнуть, на сгибе легко стирается рисунок, и главное – в ней нет характерного «денежного» хруста, что присущ купюрам Российского Монетного двора. При просмотре на свет водяных знаков выявляется, что на поддельных купюрах очертания этих знаков расплывчатые, в отличие от настоящих денег. А металлические полоски поперек купюры мошенники иногда делают способом электрофотографии. Но «не денежка» сразу в руке чувствуется. К сожалению, не все продавцы обращают внимание на наличие на купюрах тонких металлических защитных полосок. Да и в процессе торговли, когда идет поток покупателей, нет у них возможности каждую купюру на свет да на ощупь смотреть.

   Чще всего людям фальшивки попадают путем торговых операций и простых покупок. И в этом случае человек может просто заблуждаться по поводу платежеспособности поддельной купюры. Он приходит в магазин или банк с этой купюрой, и там выясняется, что она поддельная.

   Кпримеру, по сравнению с 2007 годом (37 уголовных дел за 8 месяцев – авт.), за прошлый год нами было возбуждено 120 уголовных дел, связанных с изготовлением и распространением фальшивых денег. Это не означает, что денег стали изготавливать меньше. Просто в прошлом году дела возбуждались по каждой выявленной купюре. А вот в этом, согласно статистике, прокуратура и следственные органы стали более принципиально подходить к этим преступлениям. И если выявлялась поддельная купюра той же серии, что и по предыдущим уголовным делам, ее просто приобщали к делу. Но, повторюсь, тенденция к увеличению распространения фальшивок есть.

   Сучайность или закономерность?

   Впрошлом году мы задержали двоих фальшивомонетчиков – Мощенкова, местного жителя, и некую Жодину – жительницу Республики Беларусь. Им суд назначил отбывание срока длительностью в один год по статье 159 – за мошенничество. Вообще, согласно Уголовному Кодексу РФ, статье 186, предусматривается уголовная ответственность за изготовление или сбыт поддельных денег, или ценных бумаг. В части первой – от 5 до 8 лет лишения свободы. Часть вторая говорит об ответственности от 7 до 12 лет лишения свободы со штрафом в размере до 1 млн. руб. И в части третьей за деяния, совершенные организованной группой, – от 8 до 15 лет лишения свободы или штраф до 1 млн. руб.

   Нказание суровое, это понятно. Фальшивые деньги – подрыв государственной экономики. Но вот что порой получается. Рассматривая дело, к примеру, на стадии предварительного расследования, следователи видят, что действительно фальшивые деньги изготовлены хорошего качества, человек в этом деле не новичок. Допрашивают множество свидетелей, предъявляют обвинение совершившему преступление. Затем прокурору направляют дело, он утверждает обвинительное заключение, что в действиях обвиняемого просматривается 186-я статья – сбыт поддельных денег. А уже в суде начинают, на наш взгляд, происходить невероятные вещи. Свидетели меняют свои показания. Порой начинают спрашивать – вы видели ли, заметили ли, что купюра была фальшивая? Свидетель говорит – мол, да, заметил – вроде фальшивая. Вот тогда и выносится заключение о том, что купюра была «с явными признаками подделки». А это преступление квалифицируется уже как мошенничество. И ответственность по этой статье совсем другая, гораздо меньший срок наказания. Хочется в этих случаях спросить представителей суда – если свидетели видели у подозреваемых деньги с явными признаками подделки, тогда почему люди с поддельными купюрами на руках шли с ними в банки, магазины? Не доверять показаниям свидетелей, конечно, нельзя. Но порой вместо того, чтобы нести заслуженное наказание, жулик отделывается легким испугом и впоследствии, выйдя через годик–другой из тюрьмы, продолжает заниматься тем же самым. Только делает фальшивые купюры уже более качественно, подходит к этому процессу с учетом прошлых ошибок.

   Ге стоит «фабрика денег»?

   В2006 году у нас полтора десятка уголовных дел по фальшивкам коллеги забрали в Екатеринбург, потому что там задержали группу сбытчиков, которые изготавливали купюры одной серии. Но сбывали их здесь, в Миассе.

   Был еще такой случай. Группа «Васильчиков и компания», мы так их называли, на принтере наштамповала денег, начали у магазинов их подбрасывать. Подбросили около гостиницы. Женщина подобрала, зашла в магазин, вскоре к магазину подкатила милиция. Потом у другого магазина та же история, но с мужчиной. Нашли мошенников довольно просто – они всем рассказывали о том, как «прикалывались» с деньгами. Вот их и вычислили.

   Да подростка, 14 и 15 лет, Милехин и Суханов тоже из интереса напечатали пачку денег на принтере и пошли по городу. То пиво купят, то семечек. Конечно, ребята осознавали, что поступают противозаконно, но адреналин возобладал. Ведь подростки купюры порой печатают без всякого намека на правдивость. Больше из интереса. А вот профессиональные фальшивомонетчики – люди очень грамотные, подготовленные. Не раз мы встречали купюры, изготовленные с отличным качеством, подтверждающим, что эти люди и спецлитературу читали, возможно, общались со специалистами, которые знают секреты Госзнака по изготовлению денег. Но в Миассе высокого качества фальшивки вряд ли делают, здесь в основном на цветном принтере печатают и пытаются смошенничать с ними.

   – А что делать, если вы обнаружили у себя поддельную купюру?

   – Попытаться вспомнить, – говорит Михаил Федорович, – каким путем она к вам попала. И обратиться в милицию, пояснив происхождение этой купюры. Человек, обнаруживший, что ему подсунули фальшивку, вправе через суд требовать возмещения материального ущерба. При условии, если известно, кто этот ущерб нанес.

   Н не факт, как выяснилось из разговора с представителями правоохранительных структур, что суд ваше исковое заявление примет. Слишком слаб и несовершенен механизм законной защиты интересов граждан, понесших незначительный материальный ущерб. А вот если в магазине кассиры отказываются брать у вас деньги, это является административным правонарушением, за которое предусматривается ответственность как за нарушение правил торговли. И наказание за это полагается в виде предупреждения или административного штрафа. Вам необходимо позвонить в милицию и попросить, чтобы представитель правоохранительной структуры подъехал и составил протокол.

   


М. ЖУЙКОВА.



назад

Яндекс.Метрика