последний номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru | ||
Пятница, 10 августа 2007 г. № 58 Издается с 10 октября 1991 г. |
Дети Миасса Птронатные семьи — экономически выгодная альтернатива детским домам. Но подобной программы у государства нет М есть, но нас не замечают Вфойе детдома девушка с обесцвеченной челкой и в модных джинсиках болтала по сотке. По коридору бегала детвора, гоняясь за пацаном с цветной ленточкой в руке. Дети, как дети. – Визуально вы воспитанника детского дома не отличите от ребенка, растущего в семье, – говорит директор МОУ «СДД» Марина Зайцева. – Наши ребятишки ухожены и накормлены. Но этого мало для того, чтобы вырастить из них людей, способных правильно ориентироваться в условиях современной жизни. К тому же в наше учреждение специального типа поступают дети с определенными диагнозами – психическими заболеваниями, олигофренией, инвалидностью, соматическими заболеваниями. Государство вроде и содержит детские дома, но отношение к детдомовцам как общества, так и государственных структур довольно отстраненное. В силу жизненных обстоятельств дети и так ограничены кругом общения в стенах детского дома и школы. Так вот, нас очень редко приглашают, к примеру, на спортивные общегородские мероприятия, городские конкурсы, какие-либо праздники в качестве не пассивных зрителей, а участников. Хотя немало среди наших воспитанников талантливых в спорте и творчестве. Понятно, что дети из обычных семей свой жизненный опыт черпают и из взаимоотношений с окружающим миром. А детдомовцам где этого опыта набраться? В бегах? Вять маленький пример. Ежегодно летом досуг наших детей мы должны обеспечивать сами, хотя на эти цели не предусмотрено никаких статей расходов. Вот и представьте себе, чем нам занять 100 детей разного возраста? Ну ладно малышня – игры на свежем воздухе, прогулки. А ребята постарше? Их ведь в комнатах не удержишь. Но нас не берут никуда. Вот и стараемся всеми правдами и неправдами летом их либо отправить в трудовые лагеря, либо на работу устроить. Спасибо дирекции завода «КПД», где часть наших воспитанников подрабатывает и зарабатывает на карманные расходы. В этом году, огромная благодарность за это гендиректору Дмитрию Кудрявцеву, четверо ребят за хорошую работу были премированы заводом поездкой в Кучугуры, на Азовское море. В начале лета предприниматель Ю. Шубин, тоже по личной инициативе, подарил детскому дому спортинвентарь, ему – большое человеческое спасибо. Но в целом проблема занятости детей в летнее время все-таки не решена. З четыре последних года ни один представитель законодательной или исполнительной власти детдом так и не посетил. Ни депутаты, ни госчиновники ни разу не обратились с вопросом, как у нас идут дела, как успехи, есть ли проблемы. Справедливости ради следует отметить, что один раз город помог во время непредвиденного ремонта с размещением детей в оздоровительном лагере. На этом сотрудничество закончилось. Но ведь это не просто абстрактные девчонки и мальчишки, это дети жителей Миасса. И не обязательно из неблагополучных семей. Наше учреждение решает государственную задачу по их воспитанию, социальной защите и от этой проблемы не закроешься. Так почему же такое отношение? Большие детки – большие бедки И разговора с Мариной Леонидовной выяснилось, что детдом испытывает проблемы с ремонтом внутренних помещений. На это денег не выделяется ни из областного, ни из городского бюджетов. В случае заболевания детей, состоящих на учете у психиатра, их приходится переправлять в Челябинск, и это тоже создает определенные трудности – нет возможности больного навестить. У учреждения нет внебюджетного счета, что помогло бы решить многие проблемы, но … нельзя. За мелочами быта, ловлей «беглецов» и решением сиюминутных проблем главной остается задача, насколько подготовленным к жизни выйдет выпускник детдома. Конечно, раза три в год он сдаст экзамены социальному педагогу. Конечно, в детском доме он приобретет определенные навыки личной гигиены, умение готовить, выполнять бытовую работу, но… Государственной программы по реабилитации и социальной адаптации сирот до сих пор нет. Как нет и учреждения, где бы готовили специалистов по работе с трудными подростками, именно педагогов-специалистов. – Как правило, – говорит Марина Леонидовна, – воспитатели приходят на работу с уровнем дошкольного педагогического образования. Как работать с подростками, тем более в специальных учреждениях, воспитатели узнают только в процессе работы, интуитивно. В России педагогов-дефектологов для работы в детских домах подобного типа не готовят. Даже курсов повышения квалификации по нашей специализации нет. Следует ли говорить, что нередки случаи, когда на работу приходят хотя и с образованием, но для этого рода деятельности случайные люди. И расстаться с такими – большая проблема. Конечно, в каждой нашей группе существует образовательная программа, согласно которой воспитываются ребятишки, но она несовершенна. Научной базы, как и общегосударственной системы реабилитации сирот, для этой работы нет. Мы ее изобретаем сами. Не разработана единая система с научно обоснованными предложениями, как воздействовать на психику трудных ребятишек, с отклонениями в развитии. Да и в целом возникает в работе масса вопросов, на которые трудно найти ответы. Воспитание в специальном детском доме идет по определенным условиям. Детям прививают навыки, приучают быть самостоятельными. Но самостоятельность эта ущербна потому, что в группах ребенок, как личность, вынужден подчиниться большинству. Нпример, группа захотела пойти в поход, а несколько ребят – нет. Но они вынуждены подчиниться, отодвинув свои личные интересы. Раз за разом эти личные интересы угасают, и дети становятся просто ведомыми. Такая гиперопека им только вредит. К тому же, обделенные родительским вниманием, воспитанники в душе своей если не озлоблены, то крайне доверчивы. Просто находка для представителей преступного мира, или не отягощенных моралью людей, когда молодой человек или девушка оказываются один на один со своими проблемами. Эту доверчивость используют и родственники, и первые встречные, выкачивая у выпускников деньги, которыми их государство снабжает. Да и проблема жилья для молодежи, вышедшей из детского дома, до сих пор остра. Ршение этих задач мне видится в создании патронатных семей или в развитии опекунства. Но это должна быть продуманная, целевая программа с обязательной финансовой поддержкой людей, взявших на воспитание сирот. Ведь только в семье ребенок получит полную гамму социальных навыков. Научится строить свой личный бюджет, будет ориентироваться в жизни. А эти навыки у воспитанников отсутствуют, потому что в тех же специальных домах должно содержаться не более 80 детей, а у нас их 100. При этом воспитатели, неся дополнительную нагрузку, получают зарплату как за 80 детей. Где уж тут уделять отдельное внимание развитию личности индивидуально! И не надо делать большие глаза от того, что за опекунство люди смогут получать деньги. Ведь педагогам их труд оплачивают. Почему бы не оплатить труд опекунов? Задача-то архиважная и архисложная. Тудности с трудными Д, из детдома дети и подростки убегают. Опыт жизненный у них порой такой, что и взрослый не всегда выдержит. Но из ста воспитанников, как правило, это человек 5–6. Не больше. А пятно «девиантных» лежит на всех, потому что общество по-иному детдомовцев и не воспринимает. – Даже из самых отъявленных нарушителей я не могу назвать безнадежным ни одного, – продолжает Марина Леонидовна. – У каждого из них в основе любого конфликта лежит личная проблема. Работа с такими подростками – труд титанический и не всегда успешный. Иногда требуется помощь правоохранительных органов, с ними взаимодействуем в тесном контакте. А вот у начальника группы детского надзора Северного отдела милиции Ирины Дамм на этот счет особое мнение: – За первые шесть месяцев 2007 года из детских домов совершили побег 102 человека. В прошлом году за этот же период – 56. Как правило, это одни и те же ребята со склонностью к токсикомании, алкоголю, не желающие адаптироваться. Асоциальный образ жизни для них нормален, хотя в детских домах для них создаются все условия, организован досуг. Эо не кризис педагогики. Парадоксально, но перед такими ребятами с точки зрения закона педагог наименее защищен. И если воспитатель на физическое воздействие, да попросту на нападение ответит тем же, его накажут со всей строгостью закона, потому что Конвенция о правах ребенка здесь заработает в полную мощь. Уже был подобный прецедент, когда, защищаясь от нападок воспитанников, воспитатель впоследствии был привлечен к ответственности. Воспитанники детских домов эту ситуацию прекрасно понимают, порой используют как метод давления на воспитателей. Чо из этого выходит? Недостигшие совершеннолетия ребята совершают преступления, их задерживают, осуществляют судебные процедуры, осуждают максимум условно на год и… отправляют обратно в детский дом. Это абсурд, повторяющийся из года в год. Малолетний преступник верит в свою безнаказанность, и раз от раза его поступки становятся более дерзкими, наглыми. Взять, к примеру, одного из воспитанников миасских детских домов, 14-летнего Женю Казанцева. Когда его доставили в детский дом, он не знал, что такое нижнее белье, мать- алкоголичка была лишена родительских прав, сами понимаете, в каких условиях паренек жил. Он начал периодически убегать из детского дома. Сначала совершал кражи, продавал краденое, чтобы купить еду, алкоголь. Все сходило с рук, потому что в отношении себя он со стороны взрослых не чувствовал ни жесткости, ни влияния закона. Дальше подросток уже просто грабил с применением насилия. Где он сейчас? В детском доме, конечно. Гуманизм здесь работает против законопослушных граждан, которые от таких подростков не защищены. Конечно, можно регулировать ситуацию, на время определяя ребят, склонных к правонарушениям, в спецшколу. Даже небольшое по времени пребывание там действует на подростков отрезвляюще. Они начинают задумываться, просят их простить, плачут. Но мне иногда кажется, что те, кто принимает законы, не знают реальную ситуацию. Ведь для того, чтобы отправить в спецшколу такого подростка, с уже сложившимся поведением, склонным к серьезному криминалу, ему необходимо обладать здоровьем, как у космонавта. А в детских домах редко найдешь ребенка без нарушений в здоровье психического или физического характера. Кто придумал такие правила? Законодатели за что получают зарплату? Вчем я лично вижу решение этой проблемы? Закон не должен быть застывшей догмой. Время сейчас стремительно меняется, а значит нужно учитывать его требования, учитывать, что дети сейчас взрослеют гораздо раньше, чем полагают взрослые. Поэтому и в законе должны быть определенные положения именно для таких детей, рано вставших на криминальную дорожку. Государству, в первую очередь, необходимо защищать интересы законопослушных граждан. И это любой гражданин общества должен понимать с детства. Умедали – две стороны Эо одна сторона жизни сирот, живущих в детских домах, но есть и другая. Живет в детдоме такой мальчишка, Максим Лимонов, инвалид по слуху. Благодаря деньгам Московского благотворительного фонда ему сделали операцию, устраняющую врожденное опущение век. Сейчас Максим интенсивно занимается в цирковой студии «Лилия» у преподавателя Анны Гращенко. Он победитель областного конкурса артистов циркового искусства, один из соискателей президент-ского гранта для одаренных детей, работает в паре с Ксенией Анкудиновой, тоже из детдома. У Владимира Гвоздева спортивные успехи – второй взрослый разряд по спортивному ориентированию. Надежда Саенко и Анастасия Исмагилова – постоянные победительницы конкурсов по бисеро-плетению, их работы восхищают даже мастеров этого вида декоративно-прикладного искусства. А еще есть просто хорошая, воспитанная, симпатичная двенадцатилетняя девочка Таня Пушнякова, у которой очень обеспеченные родственники – тетя, дедушка и бабушка. Смерть мамы для Тани стала гримасой судьбы, а родственникам оказалось недосуг воспитывать сироту. А еще есть нормальные ребятишки, шкодливые, но смышленые Телицины – Юра, Валя и Саша – круглые сироты. И еще множество других детей со сломанными судьбами и огромным, на весь мир, одиночеством. Вемя от времени ребятню детского дома навещает друг всех детей Евгений Каримов. Это он в прошедший Новый год организовал в доме тайный визит Деда Мороза. И все те, кто написал Деду Морозу письмо с пожеланием, все они получили заветный подарок, о котором мечтали. Евгений сам с женой вручал детворе коробки с плеерами, машинами, куклами, сотовыми телефонами, и не было края радости и веселью в этот Новый год. А однажды Женя, так его называют дети, организовал поездку нескольких групп в челябинский центр досуга «Мегаполис» и в кунгурские «Ледяные пещеры». О тех днях ребятня вспоминает с тайными вздохами – еще бы съездить! …Пока мы разговаривали с Мариной Леонидовной, у двери вертелся назойливой мухой 14-летний Паша Бакин. Он ныл и стенал, и просил занять его какой-нибудь работой. Охотно бросался мыть полы и чистить на кухне картошку, и вновь возвращался. И все заглядывал Марине в глаза и ловил, будто невзначай, ее руку. В прошлом году у мальчишки умерли родители, и он остался один на один со своей судьбой. И вряд ли он знает, что ждет его дальше в жизни. Понятное дело, в сирот-ской Пашкиной жизни. P. S. Когда материал верстался в номер, нам стало известно, что детский дом отметил пятилетие со дня создания специального учреждения. Поздравляем его коллектив и воспитанников с этой датой.
М. ЖУЙКОВА.
|
назад |