последний номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Глагол


Среда,

27 июня 2007 г.
№ 46

Издается с
10 октября 1991 г.
Глагол

Приют для взрослых

   Кмплексу социальной адаптации населения пошел второй год

   Гд назад мы писали об открытии этого учреждения, о необходимости которого в городе говорили много и долго на самых разных уровнях. И вот прошло уже более года с тех пор, как здесь появились первые постояльцы…

   Н только бомжи…

   Масс – четвертый город в области, где работает такое учреждение. Кроме нас комплексы социальной адаптации населения есть в Магнитогорске, Златоусте и Челябинске. Задача их – дать приют людям, попавшим в трудную ситуацию, когда у них нет крыши над головой, помочь в восстановлении утраченных документов. Распоряжение об открытии комплекса в Миассе появилось еще в 2004 году, но фактически он заработал 13 мая 2006 года. И уже через два дня после открытия появились и первые, как их здесь называют, клиенты.

   «Многие думают, – говорит директор комплекса Ирина Кротенко, – что нашими постояльцами являются исключительно бомжи. Но это далеко не так. К нам обращаются и погорельцы, которым некуда переселиться, есть люди с потерей памяти, очень много престарелых, тех, у кого постоянные проблемы во взаимоотношениях с родственниками. Например, женщина 1924 года рождения, которая поступает к нам уже в третий раз. Дочь, с которой она живет, пьет, отбирает у матери пенсию. После первого раза забирала маму со слезами радости, а через несколько дней бабушку привезла с вокзала милиция. Она просто бежит из дома, потому что находиться там невозможно. И таких случаев очень много. Немало тех, кто вернулся из мест лишения свободы. У кого-то за время отбывания срока утеряны родственные связи. Так, один из них «отсидел» двадцать лет, вернулся в город. А куда идти?.. В прошлом году с момента открытия, то есть с мая по декабрь, через наше учреждение прошли 153 человека. А за пять месяцев этого года их уже 145».

   Врнуть к нормальной жизни

   Кбеседе подключается медсестра Марина Галкина: «Каждый поступающий к нам обязательно проходит санитарную обработку. По правилам мы обязаны проводить ее даже если этот человек вполне благополучный, не бомж. Учреждение у нас не лечебное, но все-таки стараемся оказывать клиентам медицинскую помощь – договариваемся с больницами, устраиваем, если нужно, в дневной стационар. Стараемся менять сознание клиентов. У них ведь образ жизни какой? Напились, переночевали где-нибудь в теплотрассе, а утром одна забота: где взять денег, чтобы снова напиться? Поэтому и стараемся привлекать их к какой-нибудь деятельности. Организовали комнату отдыха, где стоит телевизор, планируем библиотеку. Пытаемся повысить культурный уровень клиентов. Помогает в этом плане церковь евангельских христиан баптистов. Устраивают показы христианских фильмов, хор выступает с концертами. И ведь бывает, что люди действительно меняются. Появляются какие-то интересы, способности. Мужчины, например, начинают помогать нашим работникам в ремонте и обслуживании сантехники и электросетей, выполняют другие хозяйственные работы».

   Струдники комплекса помогают своим постояльцам получить документы, чтобы дать шанс вернуться к нормальной жизни, содействуют и в поиске работы.

   «Мы, – рассказывает Ирина Кротенко, – пытаемся внушить клиентам, что работать – это в их же интересах. У нас заключен договор с Центром занятости населения, но устроить на работу подобным образом получается редко, ведь у большинства клиентов нет регистрации, а значит, по закону их не могут поставить на учет. Без прописки не выдается и пособие по безработице. Есть у нас и прямые договоры с работодателями. Например, с СХПК «Черновской», куда наших клиентов устраивают на время полевых работ. Только вот есть и такие, кто сознательно не хочет выбираться из той жизни, которой сейчас живут. Сходят на работу несколько раз и отказываются, говорят, что тяжело…

   Всаживают у входа и уезжают…

   Нредки случаи, когда заботу о своих престарелых родственниках стараются переложить на плечи сотрудников комплекса. Срок пребывания в приюте – тридцать суток, но дети, как в случае с 83-летней бабушкой, забирать родителей не торопятся. А когда сотрудники по телефону просят проявить хоть какие-то родственные чувства, то нередко слышат в ответ ехидное: «Ну, конечно, сейчас все бросим и поедем забирать!». Зачастую тех, от кого хотят избавиться, просто подвозят к крыльцу, высаживают и уезжают восвояси.

   Срашно – не страшно, а работать надо…

   Вныне занимаемом здании приюта был проведен ремонт, сейчас клиенты живут в комнатах по два-три человека. Есть столовая, комната психологической разгрузки, процедурный кабинет.

   А вот говорить о внешнем виде людей, которые здесь проживают, излишне. Он, мягко говоря, восхищения не вызывает. Тем не менее, первые впечатления о постояльцах изменились после знакомства. В одной из комнат на кровати лежит та самая бабушка, которую никто не хочет забирать домой. В другой – инвалиды, один из них без обеих ног. Смотреть без боли в сердце, честное слово, невозможно. Узнав, что о них напишут в газете, волнуются, а увидев объектив фотоаппарата, даже мужчины начинают плакать…

   Киенты в комплексе социального обслуживания разные. Но чаще всего их путь сюда начинался все-таки с пьянства. По правилам в приюте нельзя распивать спиртное, но бывает всякое. К тому же если учесть, что немало тех, кто недавно освободился, то картина получается небезопасная. А из-за низкой зарплаты практически весь штат комплекса составляют женщины. «Был случай, – рассказывают сотрудники, – когда поступивший мужчина уже через три дня сумел пронести спиртное, напился, устроил «банкет». На замечания сотрудников следовали угрозы. А что делать? Страшно – не страшно, работать надо». Спасибо Южному отделу милиции. Уже не нужно называть адрес приюта, там его знают наизусть и приезжают в течение нескольких минут. Помогает и опорный пункт, расположенный в этом же здании. А бывают и не столь грустные случаи. Так, как-то ночью один из клиентов вызвал дежурившую сотрудницу и признался ей в любви…

   «Сказать, что мы пришли сюда работать по призванию, нельзя, – говорят работники комплекса, – у всех на то были разные причины. Но каждого клиента приходится в буквальном смысле пропускать через свою душу. Даже дома порой думаешь про них». И каждый день, приходя на работу, сотрудники этого учреждения начинают жить проблемами своих «постояльцев».

   


С. БАРЫШНИКОВ.

   

   Гннадий Васьков, начальник Управления социальной защиты населения:

   – В открытии комплекса социальной адаптации населения есть как плюсы, так и минусы. Плюс – это, конечно, помощь людям, у которых нет крова над головой. А минус в том, что как бы ни работал комплекс, он не избавит Миасс от бездомных. Что такое тридцать мест для нашего города? Тем более, что через Миасс проходит железнодорожная магистраль, рядом – автомобильная трасса. Комплексы социальной адаптации есть только в нескольких городах области, и бывает, что бомжи целенаправленно приезжают на электричках к нам. А мы тратить деньги из городского бюджета на иногородних не имеем ни морального, ни материального права. Что делать? Такие комплексы нужно открывать и в соседних городах.



назад

Яндекс.Метрика