последний номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Глагол


Пятница,

8 июня 2007 г.
№ 42

Издается с
10 октября 1991 г.
Глагол

Петр БРУСЯНИН: Что имеем – не храним…

   Н этой неделе вся передовая общественность мира отметила один из самых скромных, но, быть может, самых значимых для человечества праздников – Всемирный день окружающей среды. Или, как его называют короче – День эколога. Он был учрежден Генеральной Ассамблеей ООН ровно 35 лет тому назад, когда лучшие умы всех стран мира всерьез задумались над вопросом: а что останется на Земле после нас будущим поколениям? Сегодня, в 21-м веке, вопрос этот не стал менее актуальным. Он по-прежнему волнует и беспокоит и специалистов-экологов, и всех думающих людей. Накануне праздника мы встретились с директором городского управления по экологии и природопользованию Петром БРУСЯНИНЫМ, для которого охрана окружающей среды вопрос далеко не праздный, и не только в силу занимаемой должности, но и чисто по-человечески глубоко ответственному и неравнодушному отношению к природе.

   Вбеседе мы намеренно не стали касаться городских проблем, о которых миасцы знают не понаслышке и которые наша газета никогда не оставляет без внимания. Не стали говорить и о той работе, которую активно ведут миасские экологи, стараясь оградить природу от безжалостных рук человека. Мой собеседник обозначил тему гораздо шире и повел речь о современных взаимоотношениях человека и окружающей среды, о культуре его общения с природой.

   – Петр Егорович, но ведь человек – сам дитя природы. Стоит ли его так резко вырывать из общей среды?

   – Вы правы. Человек, уж извините, – одно из составляющих биологических разнообразий на Земле, и относится к классу млекопитающих. Но это единственное существо в живой природе, еще раз подчеркну – единственное, которое своими действиями разрушает собственную среду обитания.

   Вприроде существуют биологические и трофические (пищевые) связи, то есть произрастает трава, которую поедают животные, в траве живут насекомые, которых поедают птицы. Млекопитающих поедают хищные животные. Но ни одно из них, заметьте – ни одно, не нарушает среду, дом, в котором живет. И только человек, одновременно питаясь и растительной и животной пищей, безобразно утилизирует отходы своей жизнедеятельности, нанося, чаще всего, невосполнимый ущерб природе, за счет которой существует.

   – Какие примеры из разрушительной деятельности человека, вам, как специалисту, кажутся наиболее показательными?

   – Их множество. Взять, к примеру, такие незаживающие раны Земли, как карьеры на ее поверхности. Разве другие представители животного сообщества делают подобное в своей среде обитания? Есть такие «язвы» и на нашей территории: карьер в поселке Строителей, в районе Хребтовского щебзавода, в Тургоякском рудоуправлении. Такие разработанные рвы природа никогда не сможет восстановить. Никогда!

   Эо – наши недра. А возьмем выбросы в атмосферу, которые отравляют легкие Земли, начиная от автомобильного транспорта, число которого увеличивается с каждым годом, и кончая крупными дымящими предприятиями. В первую очередь металлургическими и химическими. Они ведь уничтожают весь растительный, а значит и животный мир в своей округе. Индикатором чистоты воздуха для нас служит пчела. Вы не замечали, что к примеру, в Новоандреевке пчел нет. Потому что рядом находится Карабашский медеплавильный комбинат. Регулярные выбросы в атмосферу двуокиси серы с этого предприятия соединяются с влагой воздуха и получается концентрация серной кислоты. Она оседает на растениях, цветах. Пчела собирает пыльцу и гибнет. Все это влияет и на дыхательные пути человека, особенно детей. А ведь люди почти не задумываются над этим.

   – В последнее время больше говорят не столько о за-грязненном воздухе, сколько о непригодной для питья воде. Может быть, это связано с «раскруткой» бутилированной воды?

   – Думаю, излишне говорить о том, что вода является одним из главных источников в жизнедеятельности человека. Миасс в этом плане город уникальный, он обладает огромными природными запасами чистейшей воды. Но мы этого, увы, никогда не ценили и не ценим до сих пор. Чтобы убедиться в этом, стоит лишь побывать на наших очистных сооружениях и посмотреть на сбросы в реку Миасс. Ведь при жизни только одного поколения она из чистейшего водоема превратилась почти в болото.

   М сами постоянно рубим сук, на котором сидим. Дорубили его уже до половины. И чего достигли? Живем на чистейших источниках, а воду пьем из бутылок!

   – Остаются леса. Они, к счастью, говоря языком специалистов, еще не утратили способности к самовосполнению…

   – Но и здесь человек преуспел. Наш город и в этом плане уникален. Он построен в богатых уральских лесах. И вот уже поистине: что имеем – не храним. Лес тоже немало страдает от человеческих деяний. И наибольший вред ему приносят даже не столько вырубки, сколько пожары. Каждый год от беспечности людей выгорают сотни и тысячи гектаров лесных угодий. И не меньший вред после пожарищ наносят лесу вторичные вредители – хвоелистогрызущие насекомые. Они с удовольствием поселяются в ослабленных огнем лесах и уничтожают деревьев вдвое, втрое больше, чем вырубки.

   Ятолько что вернулся из экспедиции из лесостепной зоны. Без слез на это не взглянешь. Там за пять лет уничтожено все, что было выращено предыдущими поколениями за 25–30 лет. Что же останется на планете после подобных человеческих деяний?

   А венец их – всем давно надоевшие, набившие оскомину, твердые бытовые отходы. Вывод, который на примере нашей страны напрашивается за последние пятнадцать лет: чем выше уровень цивилизации – тем ниже экологическая культура человека. Какие бы деньги не вкладывали в экологию, все затраты и усилия разбиваются об айсберг безразличия людей к тому, что они творят в доме, в котором живут и который называется «Природа».

   – Но, Петр Егорович, на дворе-то 21-й век. И человек уже не может отказаться от всех тех благ, которые дала ему цивилизация. Как разрешить это противоречие: и природу сохранить, и технический прогресс не остановить?

   – Надо заниматься экологическим образованием. У нас такового вообще нет. И главным принципом здесь должен быть следующий: «Не умеешь – научим, не хочешь – заставим!». К такому положению вещей, о которых мы ведем речь, привело наше слишком либеральное законодательство. Каждый гражданин обязан утилизировать за собой отходы жизнедеятельности. И каждый должен знать о неотвратимости наказания за нарушение этого. В качестве примера могу привести рассказ о том, как навели порядок в одной африканской стране. Там за каждый брошенный окурок ввели штраф – 500 долларов. За повторное нарушение – 1000 долларов. Это – уж не говоря о другом мусоре. Поверьте, народ очень быстро усвоил, что за собой надо убирать. А посмотрите на наши «дороги позора» – я их так называю: лес от садовых участков до города. Он весь завален мусором. И это сделали не инопланетяне, это делаем мы сами. И ответственности никто не несет.

   – Но если уж говорить об этой, чисто бытовой экологической проблеме, то думаю, прежде, чем вводить карательные меры, надо установить мусорные контейнеры, в том числе и в садовых коллективах, и своевременно их освобождать. Ответственность должна быть не только у гражданина, но и у власти, отвечающей за порядок в округе, за соблюдение экологических норм и правил…

   – Должен работать экономический механизм природопользования. Чем у предприятия или предпринимателя несовременнее технология, тем он должен больше платить в казну. Частный бизнес должен быть материально заинтересован в том, чтобы работать экологически чисто. А госструктуры должны строго контролировать этот процесс. Считаю, что надо как можно быстрее вводить поправки в кодекс административных правонарушений. Каждый гражданин обязан отчитываться, куда он девает свои отходы – бытовые и производственные. Это должно стать государственной системой. Мы на своем уровне уже приступили к этой работе. На основе существующего законодательства разработали систему штрафов, и ряд дел направили в прокуратуру. Думаю, это лишь начало. Спрос за экологию будет все строже. Это правило диктует сама жизнь.

   

   Взитная карточка

   Брусянин Петр Егорович

   Взраст – 55 лет.

   Оончил Уральский лесотехнический институт.

   Рботал лесотехником, помощником лесничего, инспектором охраны леса в Октябрьском районе Челябинской области.

   Пследние двадцать лет живет и работает в Миассе. Семь лет назад возглавил экологический фонд города.

   Ораной окружающей среды занимается с 1973 года.

   Жнат. С женой Татьяной Леонидовной – бывшим лесоводом, а ныне экскурсоводом Ильменского заповедника – вырастили двоих детей. Имеют двоих внуков.

   Улекается рыбалкой, охотой, любит путешествовать по родным местам, и в целом по стране.

   Итинный ценитель природы. Считает, что каждый ее уголок прекрасен по-своему. Мечтает о том времени, когда человек будет жить в полной гармонии с окружающим миром.

   


Беседовала Н. НИЗАМУТДИНОВА.

   Кгда верстался номер

   Эот материал уже стоял в полосе, когда мы узнали новость, которая вызвала не просто удивление, но и некоторое состояние шока. 6 июня (аккурат в День эколога) глава администрации Виктор Ардабьевский подписал распоряжение об увольнении Петра Брусянина с должности директора муниципального предприятия «Управление по экологии и природопользованию». Новым главным экологом города глава назначил Алексея Лепешкова, работавшего до этого в Южно-Уральском специализированном центре утилизации.

   М связались с П. Брусяниным и попросили его прокомментировать случившееся:

   – Увольнение стало для меня полной неожиданностью. Глава предложил остаться в должности зама директора управления. Я согласился: начатому делу отдано столько сил и времени, и оно для меня превыше всего. Почему глава принял такое решение? Наверное, я уже устареваю со своими взглядами на экологию…

   Дя нас, однако, информацией к размышлению служит последнее достаточно жесткое выступление П. Брусянина на Дне депутата 1 июня, где обсуждался вопрос об озере Тургояк. Областным руководителям по особо охраняемым территориям это выступление главного эколога Миасса тогда явно не понравилось…

   

   



назад

Яндекс.Метрика