последний номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru | ||
Среда, 23 мая 2007 г. № 37 Издается с 10 октября 1991 г. |
Наталья Фадеева: «Теперь смотрю по-другому» Чтвертое место в областном конкурсе «Учитель года» заняла преподаватель русского языка и литературы школы № 9 Наталья Фадеева. Н финал областного конкурса в Магнитогорск приехали тридцать педагогов из городов и сел Южного Урала. Десять из них, в том числе Наталья Фадеева, получили право бороться за победу на заключительном этапе. Наша землячка в итоге заняла четвертое место. – Наталья Константиновна, два месяца назад вы стали победителем городского конкурса «Учитель года – 2007». Чем отличался от него областной конкурс и как он проходил? – В первую очередь, областной конкурс отличался своей насыщенностью. Если городской проходил в течение месяца, то на областном шесть видов состязаний были проведены за четыре дня. Напряжение необыкновенное, спать хотелось неимоверно, потому что отдыхали всего по два–три часа в сутки. Конкурсный день начинался в семь часов утра, заканчивался в десять вечера, а после этого шла подготовка к следующему дню. – А что запомнилось больше всего? – Впечатлений масса. Поразил уровень организации конкурса. Надо отдать должное Магнитогорску. Нас встретили, поселили в хорошей гостинице, везде возили на автобусе, а сопровождающие в буквальном смысле предугадывали любое желание. В школах, где мы должны были провести уроки, предоставили всю необходимую оргтехнику, оставалось только провести занятие. Расписание соблюдалось с точностью до минуты. На открытии и закрытии конкурса выступали детские творческие коллективы, которые просто шокировали своим высоким уровнем. В общем, организаторы постарались. Даже поругать не за что. Ее можно позавидовать мужеству сельских учителей, которых на конкурсе было очень много. Четверо даже вошли в десятку финалистов. Это уже показатель того, что граница «город–село» в плане образования стирается. – В программу областного конкурса вошел так называемый «Педагогический ринг». Что это такое? – Педагогический ринг – это дискуссия по актуальным вопросам образования. Педагоги сидят за круглым столом и высказывают свои мнения по заданной теме. На конкурсе этой темой стала «Роль учителя в модернизации образования». Но хотя и тема была конкретной, дискуссия потихоньку переросла в обмен мнениями, по ходу разговора возникли новые вопросы. Была затронута тема воспитания подростков, подумали, как отвлечь их от тех же игровых автоматов, вредных привычек и «втянуть» в полноценную жизнь. Поговорили о качестве образования. – Сейчас много говорят о модернизации школы. В чем заключается эта модернизация и нужна ли она вообще современной школе? – Модернизация школе, конечно же, нужна, потому что это внедрение нового, стремление вперед. Школа формирует личность, дает человеку то, что он потом сможет использовать в жизни, поэтому и должна идти в ногу со временем. Согласитесь, если сейчас общество спокойно общается с компьютером, то было бы стыдно не использовать информационные технологии в школах. Глупо не использовать в образовательных целях и тот же интернет. Причем нужно не просто научить им пользоваться, а извлекать из этих ресурсов нужную информацию. Вообще, я думаю, модернизация в школе идет постоянно, просто сейчас о ней больше говорят. – И какова же роль учителя в модернизации школы? – Во всех документах учитель стоит на первом месте, а я бы поставила его в центр. Учителя не являются первыми, потому что не мы диктуем условия модернизации. Учителя могут принять новшество, апробировать его и попытаться внедрить, применить в учебном процессе. Значит мы где-то в серединке между государством, которое законодательно закрепляет нововведения, и современным обществом, которое эти нововведения требует. – Никто не будет оспаривать, что в формировании личности ученика педагог тоже играет большую роль. А меняется ли она с течением времени и как? – Думаю, меняется, особенно, если учесть, что современное общество слишком неоднородно. Для примера можно взять тот период, когда в школе училась я. Это была школа постсоветского периода, но с советскими традициями. Мы тогда свято верили в пионерию, думали, что если снял пионерский галстук, то позор на всю жизнь. Это объединяло. А сейчас такой идеологии нет. В каждом классе учатся дети из состоятельных семей и семей, где уровень дохода гораздо ниже. Кто-то из полной семьи, кто-то из неполной. Есть дети, у которых вообще нет родителей. В такой обстановке, думаю, роль учителя особенно велика. Сейчас большое внимание уделяется толерантности, то есть терпимости, восприятию человека таким, какой он есть. Перед учителем сейчас стоит задача научить детей быть толерантными, а не обращать внимание на деньги и одежду. Согласитесь, в современном мире этого не хватает. – Участие в конкурсе дало какие-то новые знания, заставило как-то по-новому взглянуть на школу? – Конечно, определенные знания добавились. Общение с тридцатью лучшими учителями области, сопровождающими, которые тоже были педагогами, дало результаты. На конкурсе было семь учителей-филологов, с которыми было очень интересно общаться. Такой обмен опытом приносит новые мысли, хочется что-то поменять в работе. Сейчас смотрю на задания ученикам, которые делала до конкурса, и думаю, что их нужно сделать по-другому. – И последний вопрос. Как вы думаете, чего не хватило, чтобы войти в тройку победителей? – Сложно сказать. Наверное, не хватило сил на «Педагогическом ринге». В городском конкурсе его не было, и я представляла это только со слов Анастасии Лузиной, которая участвовала в областном конкурсе в прошлом году. На ринге я высказалась раза три-четыре – видимо, этого оказалось недостаточно. Хотя вопросы не предполагали отрицательных высказываний, поэтому все учителя говорили о том, что они делают в своих школах. Не секрет, что у всех эти дела одинаковые, а повторять слова коллег не хотелось. Кнечно, немного обидно, что миасский преподаватель не вошел в тройку лучших. Но подумайте сами: быть четвертой на Южном Урале – разве это не успех? Беседовал
С. БАРЫШНИКОВ.
|
назад |