последний номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Глагол


Пятница,

6 апреля 2007 г.
№ 25

Издается с
10 октября 1991 г.
Глагол

Памятник нерукотворный. Охранять или спасать?

   Гавная достопримечательность Южного Урала – озеро Тургояк уже полтора года находится под контролем областного учреждения «Особо охраняемые природные территории». На миасском участке охраной ценнейшего водоема занимаются всего четыре специалиста-эколога. Какие меры они предпринимают для того, чтобы сберечь памятник природы? С какими трудностями сталкиваются, занимаясь охраной важного природного объекта? Как противостоят посягающим на Тургояк homo sapiens? Об этом и многом другом рассказывает начальник Миасского участка областного государственного учреждения «Особо охраняемые природные территории» Челябинской области Игорь Корнилов.

   Пка материал готовился к печати, стало известно о том, что сменился руководитель Миасского участка – им стал Николай Петров, в свое время возглавлявший городской отдел ГИБДД. Тем не менее, мы решили опубликовать интервью с Игорем Корниловым – ведь проблемы остаются прежними.

   Схранить наследие

   – Игорь Николаевич, вы возглавляете работу отдела с января нынешнего года. Как новый руководитель, какие первоочередный задачи ставите?

   – Две задачи: первая – укрепить материальную базу миасского участка, так как наша организация молодая, и, разумеется, не все отлажено, как хотелось бы, а вторая – самая важная – сохранить природное наследие Уральского региона.

   – Под вашим контролем находится достаточно много природных объектов, какой из них самый проблематичный?

   – В ведомстве миаского участка одиннадцать объектов – это озера Тургояк, Кошкуль, Песчаное, Малый Еланчик, реки Куштумга и Атлян, луг Козловского и луг Чешковского, Иремельское водохранилище, обелиск Европа-Азия и геологический разрез в районе автотрассы Челябинск –Уфа. Сказать, что какой-то объект более проблематичен, а другой менее – нельзя. Просто на каких-то ситуация более отлажена. В принципе же, везде имеются свои нюансы. А озеро Тургояк – самый большой наш «подопечный».

   – Самый большой и самый притягательный для деловых людей…

   – Это так. Но, чтобы регулировать деятельность нашего участка и других организаций, функционирующих на Тургояке, в конце марта на заседании правительства Челябинской области было принято «Положение о памятнике природы озере Тургояк». Этот документ устанавливает границы памятника, режим охраны озера и вводит множество ограничений в пользование природным ресурсом. Например, положение запрещает использование маломерных моторных плавательных судов, промышленное рыболовство, сброс сточных вод, грунта, мусора, распашку земель, отвод земельных участков, предоставление в аренду участков лесного фонда под новое строительство и градостроительную деятельность и так далее.

   Шрафы или выселение?

   – Коли заговорили о градостроительстве… Что принятое положение говорит о тех, кто в настоящее время ведет строительство на участках, которые расположены в границах памятника?

   – Согласно положению строительство и реконструкция строений на участках, расположенных на территории охраняемой зоны, возможна в том случае, если они отведены до вступления в силу данного документа и если у владельца участка или арендатора имеется заключение государственной экологической экспертизы. Притом все, кто ведет строительные работы в зоне границ памятника, обязаны обеспечивать режим особой охраны, надлежащее санитарное и экологическое состояние используемого участка.

   – А если арендатор нарушает режим охраны памятника, его как-то наказывают?

   – Если человек, использующий участок охраняемой земли, нарушает режим охраны, который установлен государством, мы вправе не продлять ему далее договор аренды.

   – Много таких, кто ведет строительство на охраняемой территории или уже построил какой-либо объект, не имея необходимой документации, то есть незаконно?

   – Таких хватает. Несанкционированная застройка – одна из главных проблем. Немало уже возбуждено административных дел по этому поводу, однако в настоящий момент ни одно из них не завершилось в нашу пользу. Нельзя решить все в одночасье. Раз человек построил дом на земле, находящейся под охраной государства, значит кто-то ему давал разрешение под это строительство. Все эти вопросы со временем урегулируются. Владельцы застроек и арендаторы участков предоставят документы, на основании которых они осуществили застройку, каждый случай будет разбираться нашими специалистами в индивидуальном порядке. В настоящее время нами нарабатывается практика по таким делам: мы собираем правовую базу на участки, незаконно используемые под строительство. Думаю, что в скором времени проблема разрешится.

   – Какие наказания предусмотрены законом для «несанкционированных» застройщиков? Могут ли их, попросту говоря, «попросить» с территории, которую они незаконно заняли?

   – Если у владельца участка или арендатора нет документов об экологической экспертизе, мы на месте принимаем решение, как поступить с этим объектом. К примеру, если оборудовали туалет рядом с урезом воды, причем раньше, чем вышло Положение о памятнике природы, мы не можем просто взять и снести его, а начинаем работать с тем, кто осуществил строительство, чтобы данный объект, допустим, перепрофилировать в раздевалку. В целом же мы просто документируем факт незаконного действия, затем докладываем ситуацию своему руководству в Челябинске (а наша организация входит в состав Министерства природных ресурсов области), и там уже принимаются решения о мерах к нарушителю. Конечно, предусмотрены штрафы, крайний же случай – передача дела в судебные инстанции.

   Хтим мы или нет, закон надо соблюдать. Как мы будем это делать: из-под палки или люди, которые его нарушают, пойдут к нам навстречу, пока сказать трудно.

   Зконное, но незаконно

   – Игорь Николаевич, назовите строительные объекты, которые идут вразрез с новым Положением и Водным кодексом?

   – Дом отдыха «Тургояк», улица Туристов находятся в районе водосбора. У домов, расположенных по четной стороне улицы Туристов, огороды выходят прямо к воде. А любая хозяйственная деятельность идет вразрез с водным законодательством. Вся улица Туристов проблемная, но в первую очередь надо решать вопрос с ее четной стороной. Для озера, конечно, лучше, чтобы этой улицы вообще не было. Тем не менее, она останется, людей никто не выселит. Однако каждый, проживающий здесь, должен соблюдать режим пользования землей.

   – А дома расположенные рядом с «Золотым пляжем»… Их месторасположение тоже противоречит закону?

   – Они стоят законно, потому что были построены до вступления в силу нового законодательства, но согласно сегодняшнему положению жилые застройки должны находиться вне охраняемой зоны, потому что хозяйственная деятельность оставляет следы, которые ухудшают водный баланс озера.

   «Нет!» – маломерным судам

   – Сейчас много организаций располагается на берегу уральской жемчужины, какие они доставляют неприятности?

   – После несанкционированной застройки «больной» вопрос – это самовольная отсыпка дна. Частенько этим грешат организации, располагающиеся вдоль озера. Чем вредна отсыпка дна памятнику природы? Прежде всего, она влечет изменение ландшафта. Мусор можно собрать и вывезти, а вот изменение ландшафта – это очень серьезно. Четкой программы по таким деяниям нет, но обязательно будет.

   Вцелом у организаций, базирующихся на Тургояке, масса вопросов и проблем: у кого-то спасательный пост стоит у кромки воды, у кого-то пирс для яхт отсыпан бутовым камнем… С каждым объектом мы разбираемся, по каждому составляем план действий.

   – Вы сказали, что в границах памятника запрещается использование маломерных судов. Значит ли это, что летом мы не увидим на Тургояке скутеры, водные мотоциклы, катера, моторные лодки?

   – В настоящее время идет уточнение: кто имеет в наличии суда, какие и в каком количестве. После того, как это будет выяснено, к «Положению о памятнике» будет принято дополнение, содержащее информацию о пользовании маломерными моторными судами на территории озера Тургояк. Маломерные суда мы, конечно, увидим, но это будут только суда специальных служб. Водные же мотоциклы, скутеры и другие водные средства передвижения, использующиеся для развлечений – их на озере не будет однозначно.

   – Организации, располагающиеся вокруг Тургояка, и хозяйственная деятельность людей вредят озеру. Здесь все понятно. А туристы, которых с каждым годом становится все больше, они ведь тоже «вносят свою лепту» в разрушение природного памятника?

   – Вы правы, туристы совсем не идут на пользу озеру, но оградить его от посещения людей будет неправильно, Тургояк – не закрытая заповедная зона. Тем не менее, этот вопрос рано или поздно придется регулировать. Понятно, что туристы приносят деньги компаниям, которые организовывают летний отдых на озере, и местному бюджету, но Тургояк – объект не местного значения, уже сегодня им занимается область. Более того, озеро включено в список ста объектов мирового значения. Вопрос о туристах не раз поднимался в области: говорили о том, что они и озеру наносят ущерб, и поселку, но конкретных действий пока не предпринимается.

   Гавное, чтобы все понимали, что то, чем мы обладаем – это ценность, которой необходимо дорожить и беречь как зеницу ока. Думаю, совместно с жителями поселка и со всем населением Миасса мы сохраним нашу уральскую жемчужину.

   Ощая площадь озера Тургояк составляет 26,4 квадратных километра: длина – 6,9 км, наибольшая ширина – 6,3 км, длина береговой линии – 27 км.

   Тргояк расположен между двумя горными хребтами: Урал-Тау и Ильмен-ским, на высоте 320 метров над уровнем моря.

   Оеро Тургояк – самое глубокое на Южном Урале: его глубина местами достигает 34 метров, средняя же глубина составляет около 19,5 метра.

   Вего на озере шесть островов, один из них – остров Веры, о котором сложено много легенд. Одна из них гласит, что здесь скрывались от царского гнева участники Пугачевского восстания.

   Возеро впадают такие крупные реки, как Бобровка, Кулешовка, Липовка и Пугачевка, а вытекает только одна – Исток.

   Тргоякская вода очень целебная, насыщенная кислородом, прозрачная, в водоеме водится много видов рыбы.

   Мждународная лимнологическая комиссия внесла гордость Южного Урала – озеро Тургояк в список ценнейших водоемов мира. В нашей стране озеро включено в картотеку примечательных ландшафтов.

   Беседовала

   


Ю. МЫЗНИКОВА.



назад

Яндекс.Метрика