последний номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru | ||
Пятница, 23 марта 2007 г. № 21 Издается с 10 октября 1991 г. |
Дом, в котором живет история Вгородском краеведческом музее продолжается обновление экспозиций. Кму не хотелось бы хоть на минутку оказаться в прошлом, побывать в те времена, когда еще и себя самого-то не было? Как жили в те времена люди, чем занимались? Какие приоритеты были в их жизни, к чему они стремились? Да, машину времени, несмотря на кучу написанных фантастами историй, до сих пор не изобрели. Но существует и другой способ заглянуть в прошлое. Например, сходить в краеведческий музей, где уже много лет хранят историю нашего края. Поговорить с живыми людьми, которые жили двести лет назад, конечно, не удастся, но благодаря новым экспозициям, которые появляются здесь, не выходя из музея можно побывать и в башкирской юрте, и на золотом руднике, и в русской кузнице. Иет создание экспозиций Ншим экскурсоводом стал сам директор музея Николай Мигун. Но прежде чем отправиться в путь по залам, мы сидим в кабинете, и Николай Николаевич рассказывает о жизни музея: «Хотя наше учреждение находится в этом здании уже больше десяти лет, возможности сделать экспозиции, какие в принципе и должны быть в музее, не было, в основном устраивали различные выставки. Прошлый год был объявлен губернатором области годом музеев, и нам выделили деньги на создание экспозиций. Недавно у нас побывали депутаты городского Собрания. Они поддержали программу на этот год, и значит создание экспозиций будет продолжаться дальше. Задумок, вообще, много. Направлены они на то, чтобы показать, как жили люди в наших краях в прошлом. Например, известно, что славяне поселились на этой территории 250-300 лет назад, а до этого коренными жителями здесь были башкиры. Поэтому мы сделали имитацию юрты, манекены башкир, разместили все это, добавили предметы домашнего обихода… Да пойдемте, сейчас все и посмотрите». Пказываем, как развивался город М выходим из кабинета и направляемся туда, где хранятся частицы истории. В первом зале, куда заходим, стоит та самая башкирская юрта, про которую и говорил Николай Николаевич. «Во времена Советского Союза, – рассказывает он, – в стране была идеология, в соответствии с которой площади всех музеев делились на проценты. Так, на 75 процентах площади музей должен был показать советский период, а на все остальное оставалось совсем немного места. После перестройки идеологии не стало, и перед музеями встал вопрос: «А что же показывать?». Наш музей, руководствуясь опытом работы таких же учреждений во всем мире, показывает моменты, касающиеся появления города, его развития. Поэтому у нас есть экспозиция, на которой наглядно показано, как происходила добыча золота на миасских рудниках». Вуглу комнаты в «земляной» яме на фоне заснеженного берега реки Миасс трудятся мужчина и женщина – манекены. «Есть исторический факт, – говорит Николай Мигун, – что барщину в наших краях крестьяне отрабатывали добычей золота. Добывали c утра до вечера, вплоть до поздней осени. Поэтому для наглядности устроили вот такой спецэффект…». Смотритель зала выключает свет, и в темноте, рядом со старателями, загорается «костер». А в осеннем небе над рекой светит зеленоватая «луна». «А вот здесь, – продолжает Николай Николаевич, – находится кузница, и тоже необычная». В другом углу комнаты, среди угля «работают» двое мужчин. Свет в зале снова выключается, и печь озаряется изнутри красным светом пламени. Рядом с печью какие-то веревки. «У этих веревок ставили мальчика лет восьми, и он работал, поддувая с помощью мехов воздух в печь». С этими словами директор музея тянет за веревку, и рядом с печью раздуваются мехи. М продолжаем нашу экскурсию. «Зимой мыть золото нельзя, – рассказывает Николай Николаевич, – поэтому крестьяне занимались каким-нибудь дополнительным ремеслом – шили, делали глиняную посуду, ткали, катали валенки. Скоро в нашем музее появится изба старателя со всем внутренним интерьером, печью, лавками. У крестьян избы были разделены на две части. В одной они жили, а во второй работали». Мжно и ткать, и кувшины лепить М входим в следующий зал. «Здесь, – рассказывает наш гид, – будет сделана старинная улица Миасса. Пол покроем брусчаткой, поставим старые фонари. На этой улице будут расположены фотомастерская, аптека, торговая лавка. У нас ведь есть и разное старое оборудование. Вот, например, ткацкие станки. На них можно не только смотреть, они работают. Видите ткань? Это за год потихоньку посетители наткали. Особенно это дело детишкам нравится. Еще есть гончарные круги, которые мы тоже выставим, и на них также можно будет попробовать что-нибудь слепить. Еще хочется сделать кабинет горного инженера. А закончит композицию цех напилочного завода. Там тоже поставим станки, несколько манекенов, создадим рабочую обстановку…». Д, что и говорить, бродить по залам краеведческого музея очень интересное занятие. Здесь есть коллекции старинных часов, фотоаппаратов, музыкальных инструментов. Отдельный уголок посвящен Великой Отечественной войне. Стоят радиостанции, выставлена одежда. Висят письма и газета, на первой полосе которой сообщается о начале войны… Увхода посетителей музея встречает огромный медведь с поленом в лапах. Этот медведь более ста лет назад вышел в лесу на мальчишек, которые поехали за хворостом. Те выстрелили в него из ружья, без которого в лес тогда не ходили, и убежали домой. Уже потом убитого медведя привезли в город и сделали чучело для Симонова, владельца дома, в котором сейчас находится музей. Тогда у него в лапах был поднос, на котором лежала всякая всячина. Чрез полгода все может быть по-другому «За прошлый год, – рассказывает Николай Николаевич, – наш музей посетили почти 17 тысяч человек. Мы проводим экскурсии, сотрудники читают лекции в школах, приглашаем выставки. В июне-июле хотим привезти выставку Рериха. Только вот большая проблема с тем, как до нас добраться. Посудите сами: чтобы приехать к нам, жителю машгородка нужно заплатить за транспорт около 30-50 рублей. Если добавить стоимость билета в музей (а она у нас 15 рублей для школьников и 20 для взрослых), то получится, что все мероприятие обойдется примерно рублей в 60-70 на одного человека. Согласитесь, не у каждого есть такие деньги для посещения музея. Еще одна проблема в кадрах и низкой зарплате. Работник музея должен быть и массовиком-затейником, и художником, и дизайнером в одном лице, чтобы все красиво разложить, развесить. А еще нужно много знать. Посетители ведь любой вопрос могут задать про экспонаты. Основной состав сотрудников отработал уже больше двадцати лет. При низкой зар-плате работать порой приходится, как говорится, за идею. Была у нас девушка, которая ездила каждый день из машгородка, тратя половину зарплаты на дорогу. Сейчас, возможно, положение немножко улучшится, потому что в городе создан фонд для прибавок к зарплатам работников культуры за дополнительную деятельность, инициативу. Надеемся, что наша работа, новые композиции, заинтересуют жителей и гостей города. Мы ведь постоянно что-то меняем. То иконы выставим, то самовары. Получается, что если прийти в наш музей через полгода, то все уже будет по-другому».
С. БАРЫШНИКОВ.
|
назад |