последний номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Глагол


Пятница,

16 марта 2007 г.
№ 19

Издается с
10 октября 1991 г.
Глагол

Пришла проблема? Замечательно! Участники игр «Одиссея разума» проблем не боятся, они делают о них спектакли и побеждают

   Н прошедших в Челябинске XVII областных соревнованиях «Одиссея разума–2007» команда «Визави» из школы № 26 доказала, что лучшие «одиссеи» живут в Миассе. Ученики седьмых-девятых классов победили выпускников и студентов и стали абсолютными чемпионами российской ассоциации «Одиссея разума».

   Рдом из Америки

   Н знаю, как вы, а я почему-то всегда был уверен, что «Одиссея разума» похожа на игру «Что? Где? Когда?». Но тренер команды «Визави» Любовь Балдина говорит про какой-то спектакль, который сейчас покажут ребята. Мы проходим в зал, и на сцене начинаются интересные действия. На фоне декораций ребята в разноцветных костюмах путешествуют по разным частям света, попадают в различные ситуации и встречаются с необычными обитателями этих мест. Именно этот спектакль был показан на соревнованиях в Челябинске. Оказывается, это и есть то, что должны представить на суд жюри участники. После спектакля, пока ребята убирают декорации и переодеваются, Любовь Балдина рассказывает про «Одиссею»: «Эта игра родом из Америки. Ее придумал профессор из университета в Нью-Джерси Сэм Николс. У нас в области соревнования «Одиссеи разума» проводятся уже семнадцать лет. Каждый год в Челябинске проходят областные состязания, организатором которых выступает ЮУрГУ. Это движение направлено на творческое развитие личности, дает возможность ребенку проявить свои творческие способности. Главное условие: все, необходимое для выступления, должно быть сделано руками участников. Все декорации и механизмы, благодаря которым они меняются за несколько секунд, ребята придумывают и делают сами. А кроме этого, нужно еще шить костюмы, сочинять стихи и выступать в качестве героев. А чтобы выступать удачно, наши участники учатся еще и актерскому мастерству.

   З несколько месяцев до игры выдается задание, которое называется «проблема» и участники (которые делятся на дивизионы в зависимости от возраста) должны по этой «проблеме» придумать небольшой спектакль, как-то ее обыграть. В результате у игроков вырабатывается сплоченность, самостоятельность, умение работать в команде, ведь решение «проблемы» происходит коллективно».

   З 8 минут вокруг света

   Вэто время сцена уже опустела, декорации убраны, мы проходим в специальную «одиссейскую» комнату, где располагается команда «Визави» и по-домашнему, сев кружком, начинаем разговор.

   «В этом году на соревнованиях в Челябинске, – говорит Любовь Балдина, – было представлено 39 команд. Конкурс был сложный, но мы, тем не менее, сумели победить не только в своем дивизионе, но и выйти на первое место среди остальных команд. То есть получается, что наша команда, в которой играют школьники от 12 до 16 лет, победила даже студентов. Мы стали абсолютными чемпионами российской ассоциации «Одиссея разума» и теперь имеем право бесплатно принять участие в международных соревнованиях, которые состоятся в апреле в Германии».

   «Проблема» на областных соревнованиях, – рассказывают ребята, – называлась «Вокруг света за восемь минут». Мы должны были придумать и сделать восьмиминутное представление, в котором есть путешественник и главный герой. Герой должен побывать в трех разных частях света. Причем одно место было задано в условиях, одно – по выбору команды, а третье нужно придумать самим. В итоге выбрали Заполярье, индийские джунгли и придумали остров под названием Долоросса. Это остров, на котором раньше жили люди. Потом они замусорили все вокруг и вымерли, а вместо них остались их тени. И сейчас тени надеются возродить жизнь на острове. У них есть надежда: сквозь кучи мусора пробивается маленький зеленый росток. Мы подумали, что просто разыграть в спектакле путешествие, неинтересно и решили показать через него какую-то проблему. Этой проблемой стала экология. Отсюда и появился остров, заваленный мусором. Главным героем у нас стал Вирус, а путешественником – Птица, у которой очень необычный хвост, живущий отдельно от нее, очень шустрый и всезнающий.

   Всоревнованиях «Одиссея разума», – продолжают члены команды, – есть очень много различных правил, и жюри оценивает не только выступление команды, но и ее подготовленность к соревнованию. Оценивается, например, художественное качество декораций. Декорации должны быть нарисованы с какой-нибудь картины, причем «подлинник» или его копию нужно привезти с собой, чтобы судьи могли сравнить сходство. Оценивается нетрадиционное использование материала для декораций. Мы долго думали, из чего же их сделать. В итоге, например, в декорациях джунглей у нас использованы пластиковые бутылки, пластилин, опилки, алюминиевые банки, мешки и даже колготки… А Северное сияние для Заполярья сделали из дисков. Там их около 180 штук. Собирали всей школой.

   Н размышление – минута

   Кгда получаешь проблему, – наперебой рассказывают «одиссеи», – кажется, что ее вообще невозможно решить. Потом уже вместе думаем, ищем данные, начинаются походы в библиотеки, вечера в интернете. Достоверность информации тоже учитывается, и за неточности начисляются штрафные баллы. Не обходится без казусов. Так, например, выбрали мы как-то Амазонку и стали делать героев, которые там живут, а потом оказалось, что подобных обитателей там быть не может, и реквизит пришлось срочно переделывать.

   Ее в соревнованиях «Одиссеи разума» есть так называемый спонтанный конкурс. Подготовиться к нему заранее невозможно, потому что задание выдают уже на соревнованиях. Дается определенное время на обдумывание и нужно дать ответ. В основном требуется с ходу придумать какую-то историю. Для того, чтобы ее рассказать, есть, например, минута, и все это время участники должны постоянно по очереди говорить. За каждый ответ начисляются баллы, и молчать нельзя. Уже и мыслей, бывает, никаких нет, а время все никак не заканчивается. Чтобы не попасть впросак на таком конкурсе, мы тренируемся что-нибудь быстро придумывать. Хотите, покажем?»

   Нсколько секунд команда что-то обсуждает с тренером, и Любовь Ивановна дает задание: «Продолжить фразу «Я – ниточка». Каждый должен сказать эту фразу и добавить что-то свое. Время на размышления – минута».

   Походит минута, и со всех сторон, по кругу, начинают сыпаться фразы: «Я ниточка», «Я ниточка, я плаваю в море», «Я ниточка, я белая и пушистая», «Я ниточка, я завязана морским узлом», «Я ниточка, мной завязывают бантики», «Я ниточка, я кушаю конфету», «Я ниточка, я солнышко», «Я ниточка, я кушать хочу», «Я ниточка, из меня делают макраме», «Я ниточка…». В общей сложности ребята за минуту выдали 64 ответа.

   «Этот конкурс, – говорит Любовь Балдина, – самый сложный, потому что в этот момент рядом нет тренера, подсказки ждать неоткуда. И как раз здесь можно понять, действительно ли команда готовилась к соревнованиям. Ведь если дети не могут ответить на это задание, то вполне вероятно, что все остальное было сделано руками взрослых. Вообще, конечно, помощь родителей в занятиях «Одиссеей» нужна, и родители наших участников сильно помогают. Главное, чтобы основная подготовка к конкурсу была самостоятельной».

   «Визави» – лицом к лицу!

   Втреча заканчивается в кабинете директора школы Ильи Герштейна за чашкой чая с тортом.

   «Когда творишь и видишь добрые плоды от своих дел, – говорит Илья Абрамович, – это нормально, а когда делаешь что-то гадкое, и это тебе нравится, то к чему это приведет? Рано или поздно человек все равно задумается над тем, что же он создал за свою жизнь? И может понять, что вся его жизнь ушла на те гадости, которые он кому-то делал. На востоке говорят: дерево посадил – его плоды твои внуки с друзьями покушают и вспомнят тебя добрым словом. То, что вы, ребята, делаете своей командой, открывает вам мир, и вы подаете хороший пример своим сверстникам».

   Пчему команда называется «Визави»? Как говорят ребята, потому что приходится постоянно сталкиваться лицом к лицу с «проблемами» и решать их. Порой «одиссеи» даже спрашивают тренера: «Проблема пришла?». Научившись расправляться с трудностями в игре, они знают, что безвыходных ситуаций нет. К тому же, в школе создаются такие условия, когда ученики, ощущают поддержку друг друга и администрации и понимают, что они вместе. А вместе можно решить любую проблему.

   Вня Серенченко, 12 лет, самый младший участник команды «Визави»: «Когда я учился в первом классе, набирали команду для «Одиссеи разума». Тогда я впервые стал участником. Ради занятий «Одиссеей» приходится постоянно приходить на тренировки, иногда отказывать себе в каких-то других удовольствиях. Чтобы победить, нужно, я думаю, быть умным, с артистизмом и иметь чувство юмора».

   


С. БАРЫШНИКОВ.



назад

Яндекс.Метрика