последний номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Глагол


Среда,

20 декабря 2000 г.
№ 98

Издается с
10 октября 1991 г.
Глагол

ПО СЛЕДАМ ГУЛАГА

   Ворой год в нашей школе № 24 работает историко-просветительский музей, который создан при активном содействии городского историко-просветительского общества «Мемориал». Здесь размещена уникальная выставка, посвященная памяти самобытного художника, биолога, агроэколога, бывшего узника лагеря политзаключенных в Карабаше Виктора Степановича Гребенникова, репрессированного в Миассе.

   Каеведы нашей школы долго вынашивали идею съездить в Карабаш. Ее удалось осуществить нынешней осенью благодаря спонсорской помощи лидера движения «Миасс-2000» В. Григориади. В экспедицию, которую возглавила учитель В. Усольцева, поехали десятиклассники школы № 24 Алена Ярушина, Олеся Свиридова, школы № 4 – Елена Келка, Елена Выдрина, Михаил Сидоров.

   Втречи с людьми, пострадавшими от политических репрессий, показали, что в их душе до сих пор живет страх, хотя прошло уже более пятидесяти лет. Л. Бурзаева и ее брат Н. Никулин, с которыми мы беседовали, признались, что долго не решались заговорить на эту тему, боясь за детей и внуков. Воспоминания нахлынули, когда мы пригласили Людмилу Николаевну побывать на месте бывшего лагеря. От бараков в основном остались одни развалины, но некоторые сохранились. Рассказывала она о том, как жили здесь переселенцы с Поволжья, Украины, из Прибалтики. Подчеркивала, что местное население их не обижало, но учились дети переселенцев все же в специальных классах. Людей держали впроголодь. Об этом наша собеседница говорила скупо, но что значила только одна ее фраза: «Местные нас подкармливали, делились одеждой». Выжили те из детей, у кого были трудоспособные родители. А потеря родителей или их увечье были равносильны смертному приговору. Людей умирало очень много. Тех, кто еще подавал признаки жизни, надсмотрщики добивали молотком по голове. Трупы сбрасывали при въезде в город у подножия одной из «стражей–гор» — так называли их местные жители. Это место обозначено на карте В. Гребенникова как человеческий могильник.

   Струдники газеты «Карабашский рабочий» снабдили нас списком людей, которые могут рассказать о лагере военнопленных. Заведующая краеведческим музеем сообщила, что из Германии от бывших узников карабашских лагерей пришла посылка с материалами и экспонатами, которые будут использованы для оформления выставки.

   Сарожил Карабаша Анна Кузьминична Ходова в то время была совсем еще девчушкой, работала в библиотеке. Лишь крайняя бедность уберегла ее и близких от репрессий. Она показала нам кварцевые разрезы, где трудились политзаключенные, переселенцы, военнопленные, местные жители. Здесь же регулярно происходили расстрелы. И все это на фоне дивной природы, на берегу красивейшего озера Серебры, от которого, кажется, до сих пор исходит какая-то тревога. Показали нам дом, где жила доносчица, по стукачеству которой с людьми нещадно расправлялись.

   Птались мы завязать разговор с 85-летней бабой Нюсей из поселка Сталинка, но она отказалась: «Не надо об этом говорить. Боюсь я за вас, детушки. Что-то еще будет...». И подумалось: все мы хорошо помним о пострадавших от фашизма, количество которых исчисляется восьмизначным числом. Но почему-то неизмеримо меньше исследован целый пласт нашей истории, касающийся действий мощной карательной машины внутри собственной страны. Жестокость вытекает из самой природы советской власти. Из людей арестами, ссылками, расстрелами выбивали даже само стремление к нормальной человеческой жизни, желание свободно мыслить и говорить, требовали любить одну партию и ее вождей. И в душах огромной массы людей навсегда поселился животный страх. До сих пор живем с опаской – а вдруг те времена вернутся?

   Гворят, история развивается по спирали, все повторяется, но на более высоком уровне. А как хотелось бы избежать этих жутких повторов. Для этого нам надо знать всю историю, без купюр, и помнить. Понятно, что за одну поездку нам не удалось посмотреть все лагеря ГУЛАГа в окрестностях Карабаша, но мы надеемся съездить туда еще. И кроме того, договорились сотрудничать со школой № 1 города Карабаша, с местными учениками, которые также занимаются поисковой работой.

   Сйчас наши ребята собирают материалы о своих репрессированных родственниках, изучают домашние архивы. Такая работа и формирует юные души, побуждает задумываться о жизни, о судьбах России. А уж какую гражданскую позицию выбрать – дело совести каждого.

   


Г. НИКИТУХА, учитель истории школы № 24.
НА СНИМКАХ: участники экспедиции с местными жителями (в центре – Л. Бурзаева); здесь расстреливали узников.



назад

Яндекс.Метрика