последний номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru | ||
Пятница, 3 ноября 2006 г. № 84 Издается с 10 октября 1991 г. |
«Форс-мажор – каждый день...» Один из любимых танцевальных коллективов «Глагола» – «Форс-мажор». Любовь эта давняя, и понятно, что накануне первого круглого юбилея ансамбля (в декабре отпразднуют пятилетие) захотелось нам встретиться и поговорить с одним из его руководителей, Сергеем Севрюковым. Тем более, что не так давно «форсмажоровцы» стали лауреатом Всероссийского фестиваля танца «Петербургские ассамблеи», и красочные «обои» (так называет Сергей огромную коллекцию дипломов, украшающую стены его кабинета) пополнились очередным свидетельством их успехов. Разговор, конечно, начался с питерских впечатлений... «Подурили по полной программе...» – В Питер повезли самые лучшие, с конкурсной точки зрения, номера, – рассказывает Сергей. – Есть понятия «конкурсный номер» и «концертный номер». В чем отличие? Конкурсный должен носить печать чего-то необычного, новинки в технике исполнения, принципиально новая лексика. Либо – нестандартное прочтение какой-то известной темы. Иея «Серенады» (первый номер в питерской программе) такова: каждый любит по-своему, но любят все. Я поставил ребятам задачу: представьте, что танцуете под окном любимой девушки – кто-то крутит брейк, кто-то налегает на чувственность, кто-то просто выламывается. Когда начали подбирать движения, то у нас, если на слэнге говорить, просто мозги задымились: брейк и электрик-буги никогда не танцуют под трехдольную музыку. Но – получилось. Номер вызвал явно неадекватную реакцию. Ворой номер – «Freedom voice», голос свободы. Техника «кингтак» вообще мало известна в России, а мы к этой технике добавили еще спецэффекты: раскрасили светящейся краской маски и перчатки, в темноте видны только силуэты рук и двухсторонние глаза. На хорошей скорости да на хорошей технике это просто завораживает. Нечто необычное для человеческого глаза! Бурный восторг, питерцы долго хлопали. Н лучше всех принимали шуточный «Триллер» – что называется, «порвали зал, как промокашку»! Тема «дискотека на кладбище» решена в забытом сегодня стиле «флэш» с перебивками диско-музыки, то есть постоянно находится какой-то «возмутитель спокойствия» на кладбище, который начинает заводить толпу. Подурили по полной программе! Когда делали номер, сами ухохотались. Явообще люблю балаган, хорошую шутку. Люблю повеселить зрительный зал, обмануть его неожиданными ходами: вроде номер идет спокойно, техничные мальчики и девочки и вдруг – вылетают пацаны в трусах! Как кувалдой по голове! Все: «Ха-ха-ха!» – и упали от смеха. Слава Богу, пока мне такие дела удаются.
«С одного боку – икорку, с другого – шоколадку...» – Не понимаю термина «самодеятельность». Если его разобрать с точки зрения русского языка, получается «человек сам себя делает». Но как же он «сам себя делает», если с ним работает целый штат педагогов, костюмеры, организаторы? Мне больше по душе понятия любительского и профессионального творчества. Сгодня пытаемся выйти с ребятами на качественно новый уровень исполнения. Простым уличным хип-хопом владеем достаточно хорошо, но пора выстраивать сценический танец, а это – более академическая манера, приближенная к профессиональной. Начинаем заниматься джазовой техникой – тем, что танцует весь мир. ... Когда разговариваю с ребятами по подготовке новой программы, привожу всегда такой пример. Представьте рождественский стол, где в салатнице – пельмени, в стакане – пельмени, вместо хлеба – пельмени... Все вкусно, но когда знаешь, что везде – одно и то же... Так же и коллектив, который замыкается на одном стиле. Брейк, снова брейк, еще раз брейк – перебор! Говорю так: «Если работаете со мной, будьте готовы «накрыть стол», на котором есть и черная икра, и красная, и даже – баклажанная». Сараюсь научить ребят универсализму. Почему? Если кто-то из них пойдет по профессиональной стезе, никогда не окажется без куска хлеба. Зесь есть своего рода завлекалочка: привлекаем одним, а по мере того, как он развивается... По аналогии со столом, приходит человек за пельменями, а мы ему – раз! – с одного боку икорки, с другой – шоколадку. И он уже сам начинает тянуться к разнообразию. Солько было таких примеров: «Хочу танцевать только брейк!» Танцуй! Потом ненароком: «Давай-ка тут связочку хип-хоп сделаем...» «Ух ты, – говорит, – а можно еще что-нибудь?»
«Играй по моим правилам!..» – Сколько нас? Точно не знаю, но человек 200-250 есть. Я вообще не любитель статистики и вспоминаю о ней только когда нужно отчет сдавать. В составе «Форс-мажора» – юниоры, основной состав, старшие, подготовительная группа. Есть концертный состав, попасть туда тяжело, а уйти можно только один раз. Концертный состав требует определенной дисциплины и, как минимум, регулярного посещения занятий, полной самоотдачи. Хотите ездить куда-то? Пашите! Ритм и график работы очень жесткие. Не все выдерживают, кто-то начинает прогуливать, у кого-то появляются другие интересы... Все эти внешние факторы не должны сказываться на работе команды! А если кто-то команду подводит, не является на концерт... Это у нас вообще смертный грех. Сразу – до свидания! Есть такая шутка: причина неявки только одна – мертвый. П своему опыту, жизненному и человеческому, знаю: если человек подставил тебя раз, подставит и второй. А зачем наступать на те же самые грабли? Опять же, с точки зрения дисциплины, если не принимать к такому человеку никаких мер, сразу же пойдет цепная реакция: ему можно, а почему мне нельзя? Этот «червь» моментально сжирает всю команду. Поэтому считаю, что лучше сказать: «Да, ты хороший, классный, но – до свидания!» …Есть подготовительная группа. Беру всех подряд. Начиная работать, говорю: «Я вам не классная мама и не дежурный клоун, за ушки тянуть не буду. Учите!»... И смотрю по работе. Потом только приглашаю в концертный состав. Чловек, которого перевели, должен еще и утвердиться там. Доказать самому себе и ребятам, что он достоин, что может с ними заниматься. Что справляется с техникой, с репертуаром. Что у него нет конфликтов, что может работать в команде Влюбом случае существует снобизм опытных танцоров по отношению к новичкам. Иной раз приходится это пресекать: «Ты себя-то вспомни год назад!..» «Звездной» болезнью, ответственно заявляю, болеют сто процентов! С той разницей, что у кого-то это проходит более-менее спокойно, с кем-то удается поговорить, а с кем-то справиться не получается. Таким людям говорю: «Если ты «звезда», создавай свою команду. Хочешь работать со мной – «играй» по моим правилам!»
«Ну, все: форс-мажор начался!» Нзвание... Оно возникло из клубка форс-мажорных обстоятельств всей моей предыдущей жизни. И теперь без форс-мажора ни одного выезда не обходится. Взять даже поездку в Питер. За три-четыре часа собрались с ребятами в ДК, приготовили костюмы, купили еды на дорогу, доехали до вокзала. Поставил машину на стоянку, подхожу, а мне говорят: «Сева все костюмы забыл!» До поезда – полчаса. «Где он?» – «Поехал во Дворец...» Слава Богу, успели... Но такие ситуации возникают постоянно. Мы уже смеемся: «Ну, все, форс-мажор начался!» Гда три назад прошли в гала-концерт «Евразия-шанс». До начала его был большой перерыв, супруга моя Елена Ивановна (второй руководитель коллектива – Ред.), приболела, отвез ее домой. Возвращаюсь. Ребята уже надели костюмы, настрой боевой, какими-то «подковерными» путями узнали, что стали лауреатами, ходят гордые... Подбегает звукорежиссер: «Фонограмму давайте!» У меня тут же улыбка с лица сползает: «Они же у Елены!» В общем, наше участие в гала-концерте ограничилось тем, что во время парада участников «Форс-мажор» вышли в костюмах, поклонились и.. ушли. Вот такие приключения бывают.
«Не мучай коллектив своим присутствием!» – «Форс-мажор» – не просто школа танца. В первую очередь, это школа жизни. Стычки бывают всякие. Ребята, говорю, вы учитесь профессиональным взаимоотношениям. Можете друг друга недолюбливать, но если выходите на сцену и надо в паре с кем-то играть любовь, ваши глаза должны светиться! Это и в жизни пригодится: умение наладить контакт, пропустить мимо ушей какую-то реплику... Н приживается в коллективе тот, кто считает, что «Форс-мажор» – это клуб по интересам, кто приходит просто пообщаться, потрепаться, время провести. Не отвлекай нас – мы работаем! Или – не мучай коллектив своим присутствием. Веобщее заблуждение, что танцы – легко и просто, складывается из-за того, что мы, выходя на сцену, никогда не показываем, как нам тяжело. Наоборот: у нас все здорово! А чтобы получилось «здорово», надо пахать. Н Западе есть своего рода «Табель о рангах» сложности профессий. Так вот, труд хореографа по физической сложности стоит на третьей позиции после молотобойца и пахаря. Это тяжелая работа. Опасная работа. Одно неосторожное движение – и карьере танцовщика конец. Поэтому самая главная задача – научить человека беречь себя. ... В любом случае идет закалка характера, потому что работа над танцем, над техникой и даже над той же растяжкой – это садомазохизм в самом прекрасном смысле этого слова. Задорнов как-то сказал: «Я не могу по приказу партии сесть в шпагат – больно!» А здесь именно по приказу! И «тянуться» – это действительно больно... Ивсе равно идут, занимаются. Ребята, говорю, за порогом этого зала вы – брат, сват, подружка... Заходите в класс – каждый, кто стоит рядом, это ваш конкурент. Вся хореография строится на конкуренции. Вранье, что у нас добрые, хорошие взаимоотношения. Они – за порогом, а здесь – каждый сам за себя. Что наработал, то и получил.
«Только на ваши выступления хожу!..» – Сложно сказать, откуда они берутся, идеи для танцев. Была одна ситуация: зимой, в гололед, пьяный поскользнулся и долго падал, минут 15. Там такие чудеса эквилибристики! У всех наблюдавших эту картину истерика началась. Тогда и появился номер «После бала» – танец двух алкоголиков. А иногда, наоборот, от музыки отталкиваешься. «Серенада», например. Просто ехал в машине, слушал музыку. И вдруг – не знаю, откуда что взялось!.. Смая любимая постановка?.. Здесь работает тот же самый принцип, что и в жизни. В семье самый любимый ребенок – какой? Правильно, последний. И самый любимый номер тот, над которым работаем сейчас. В нем живешь, о нем думаешь... Кгда едем на конкурс, говорю: «Мне все равно, какое место вы займете. Любое жюри субъективно. Вы одержите победу в другом плане – отработайте номер так, чтобы вам коллеги из других городов за кулисами сказали: «Класс!» Вот это – победа. А привезти новую «железку»... Приятно, конечно. Но лучше, когда зритель говорит: «Я только на ваши выступления хожу!» Было такое в Риге... З что я люблю свою работу? За форс-мажор каждый день. Зайдешь в класс – все глаза на тебя, а в них вопрос: «Ну, что репетировать будем?» И – пошли снова работать... «Форс-мажорные» секреты слушала и записывала
Н. КОРЧАГИНА.
|
назад |